Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
15 июля 2024 активны на платформе
52 622 -21
Преподавателя
564 010 -44
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Есть общественный запрос на междисциплинарный продукт»: совместные проекты с работодателями — курс на успех или лишняя морока?

Дата публикации
11 июля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
657

27 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Барьеры и мосты: руководство междисциплинарными проектами и ВКР» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании». 

 

Разноплановость компетенций прочно укрепилась в списке требований работодателей. Поэтому междисциплинарными программами уже никого не удивишь. Но насколько выгодно реализовывать такие проекты совместно с индустриальными партнерам? В этом вопросе разбираются эксперты Юрайта.  

 

Все дороги ведут к работодателю: чем студентов привлекают междисциплинарные проекты?

 

Научные исследования не стоят на месте и все время предлагают новые данные, требующие осмысления во всех сферах деятельности, а для этого нужен широкий кругозор. «Есть общественный запрос на междисциплинарный продукт. В науке рождаются новые знания и смыслы. Она переживает важный этап, так как растет значимость социогуманитарного направления для решения ключевых задач, стоящих перед государством и обществом», — объясняет заместитель начальника Управления по научной работе Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук Денис Вакарчук

 

Поддержка междисциплинарного подхода в образовании исходит, прежде всего, от работодателей. Если сотрудник сведущ сразу в нескольких отраслях науки, он может более оперативно и качественно решить профессиональную задачу. Это подтверждает директор центра молодежного предпринимательства, доцент кафедры менеджмента и инноваций, член Экспертного совета по организации проектной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета Наталья Зинчик:

 

«Необходимость проектов продиктована не точкой зрения университета, а запросом работодателей. При плотном взаимодействии вуза и компаний-партнеров формируется спектр знаний и компетенций, который работодатель хочет видеть в своих потенциальных сотрудниках».

 

Зная о таком запросе на рынке труда, абитуриенты все чаще выбирают программы двойных дипломов, которые позволяют получить документы об образовании двух вузов сразу. Часто такие проекты реализуются на международном уровне. «Сейчас актуальны программы с двумя квалификациями, например, менеджмент и ИТ, — соглашается Денис Вакарчук (РГГУ). — Современный специалист должен мыслить масштабно и владеть максимально широким перечнем компетенций». Плюсы подобных программ очевидны: экономия времени, возможность пользоваться ресурсами нескольких учебных заведений, широкий выбор стажировок и многое другое. 

 

Однако программы двойных дипломов — дорогое удовольствие. Чтобы студенты традиционного обучения могли составить достойную конкуренцию, вузы активно сотрудничают с работодателями и организуют учебные проекты. Такой формат особенно подходит для итоговой аттестации. Исполняющий обязанности руководителя Дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета, заместитель руководителя Учебного отдела, доцент Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Надежда Гращенко подчеркивает, что университетам крайне важно наладить взаимодействие между представителями компаний и обучающимися: «Для студентов работа над ВКР как проектами — хорошая возможность погрузиться в реальную проблематику действующего предприятия. Благодаря заказчику, который сопровождает проект, они имеют доступ к информации, могут общаться с сотрудниками предприятия».

 

Не все студенты, а в особенности первокурсники, осознают значимость коммуникации с работодателями. Поэтому вузы разрабатывают новые способы стимулирования. Наталья Зинчик (СПбГЭУ) делится своим опытом: «Возможны несколько видов мотивации студентов: 1) трудоустройство в хорошую компанию; 2) получение сертификата, который дополнит резюме; 3) дополнительные баллы для поступления в магистратуру».

 

Междисциплинарные проекты, реализуемые университетом самостоятельно или совместно с предприятием-партнером, дают студентам дополнительный импульс в построении карьеры. Но их организация требует весомых материальных затрат, а также усиленной работы профессорско-преподавательского состава. 

 

Вот где проблема зарыта: что мешает реализации междисциплинарных проектов?

 

Междисциплинарный подход в обучении — это сплошные плюсы, но только на первый взгляд. «Основное преимущество — возможность комплексного исследования с учетом различных методик, аналитических инструментов. Специалисты из разных сфер взаимодействуют друг с другом и делятся опытом. В качестве недостатка можно отметить полисемию в терминологии», — отмечает Денис Вакарчук (РГГУ).

 

Профессионализм студента развивается по ходу знакомства с разными отраслями науки. «Хороший опыт междисциплинарности реализуется на уровне магистратуры, потому что большое количество студентов имеют образование в другой области, — замечает Наталья Зинчик (СПбГЭУ). — Например, лингвисты или юристы поступают на менеджмент. Они доказывают тренд — для полного понимания себя как профессионала в определенной сфере необходимы разные компетенции»

 

Для закрепления и демонстрации практических навыков формат междисциплинарного проекта нередко используют в качестве выпускной квалификационной работы (ВКР). Но если его идейная составляющая — это инициатива индустриального партнера, вузам приходится решать проблемные вопросы с точки зрения организации. Подробно про это рассказывает Надежда Гращенко (СПбПУ): «Наша задача — за полгода ознакомить студентов с темами ВКР (пулом), которые утверждены ученым советом. В законодательстве написано, что этот перечень может измениться, если студент выступает с собственной инициативой. Это не противоречит ВКР как стартапу. Если тема идет от предприятия, нужно заблаговременно формировать заявку и включать ее в пул, что приводит иногда к потерям актуальных проектов».

 

Как говорят, было бы желание, а возможность всегда найдется. Поэтому Денис Вакарчук (РГГУ) выделяет трудности другого плана:

 

«Одна из проблем в реализации междисциплинарных проектов — это мотивация преподавательского состава и обучающихся. Студенты первых курсов бакалавриата не осознают ценности, которую они могут получить от участия в таких проектах. Поэтому у нас реализуется программа "Стартап как диплом" — возможность подготовки и защиты ВКР в формате группового проекта с возможностью его дальнейшей реализации и коммерциализации. В том числе университет оказывает содействие студентам в получении государственного гранта на эти цели»

 

Законодательный аспект тоже усложняет организацию междисциплинарных проектов. В первую очередь это касается формирования государственных экзаменационных комиссий. «В законе прописано: студенты имеют право защищать коллективные работы, — напоминает Надежда Гращенко (СПбПУ). — Но разъяснений, как мы это делаем, нет. Да, университет в этом плане свободен. Но при этом в законе есть ограничение по формированию ГЭКов. Если к коллективному проекту привлекаются студенты разных направлений подготовки, составить комиссию, которая полностью соответствует заявленным в документах компетенциям, сложно».

 

Уточнение формальных моментов поможет развитию междисциплинарных проектов в сфере обучения. А пока этого не произошло, педагоги бросают все свои силы на эффективную коммуникацию со студентами. 

 

Незаметные труженики: основные участники в организации междисциплинарных проектов

 

Результаты проектного обучения зависят от усердной работы студентов, однако немаловажную роль в этом играет наставник из числа профессорско-преподавательского состава. Педагогу необходимо не просто проконтролировать обучающегося, а вместе с ним продумать стратегию продвижения продукта и представить итог экспертной комиссии. «Руководитель ВКР должен быть не строгим куратором, а ментором, который помогает с организацией этапов развития проекта, советует методологию, направляет студента. Ему нужно уметь адаптироваться под меняющиеся запросы студентов и работодателей», — уверен Денис Вакарчук (РГГУ)

 

Педагог, безусловно, незаменим в работе с междисциплинарными продуктами. Но на стадии подготовки требуются специалисты, которые умеют грамотно составлять проектные заявки. Когда исследование заказывает работодатель, они должны адаптировать запросы рынка под специфику образовательного учреждения. Надежда Гращенко (СПбПУ) объясняет, почему это так важно:

 

«Задачи Университета и промышленных партнеров разные. Поэтому заявка на проект, которую мы получаем от предприятия, требует серьезных преобразований прежде, чем она превратится в тему ВКР. Данный процесс осуществляется при поддержке Экспертного совета и Проектной экспертной комиссии»

 

Индустриальные партнеры — еще одни важные участники в проектном обучении. Активное сотрудничество помогает улучшить образовательные программы и выпустить профессионалов, способных решать реальные рабочие задачи любого уровня. «Одна компания, наш партнер, предложила поработать над совершенствованием бизнес-процессов, — приводит пример Наталья Зинчик (СПбГЭУ). — Первый блок задач решался на уровне бакалавриата. Результаты работы стали стартовыми условиями для студентов магистратуры. И уже они докрутили проект до следующего этапа». Многие продукты студенческих команд готовятся с расчетом на коммерциализацию, поэтому работодатели так заинтересованы в их разработке. 

 

Сейчас спрос на специалистов с уникальными знаниями и навыками особенно высок. Работодатели активно вовлечены в образовательный процесс, поскольку портфель компетенций формируется с первого курса. Взаимодействуя с вузами, они не просто отбирают потенциальных сотрудников для своих предприятий, а создают профессионалов, которые выведут их на новый уровень развития.