Показать виджеты
Скрыть виджеты
27 июля 2024 активны на платформе
52 524 -4
Преподавателя
563 835 -40
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Давайте выстраивать коммуникацию со студентами по-другому»: как сильно изменилась этика академического общения?

Дата публикации
22 июля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
722

25 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Привычные темы и новые слова: культура и этика цифровой академической коммуникации» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

 

Студенты и преподаватели — союзники в борьбе за качественное образование, но из-за поколенческого разрыва они часто оказываются по разные стороны баррикад. Трудностей добавляет и цифровизация, которая трансформировала культуру академической коммуникации. Наши эксперты рассказали, на что преподавателям теперь стоит обращать внимание при взаимодействии со своими учениками.

 

Студенты превосходят своих преподавателей

 

«Что сложного в академической коммуникации? Главное — уметь передать свои мысли на научном языке», — думают некоторые. А на самом деле требуется знание целого свода правил. «Ключевой принцип остается неизменным — это взаимное уважение и продуктивное сотрудничество участников образовательного процесса, — отмечает доцент Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета, доцент юридического факультета Южного федерального университета, член Филологического совета Тотального диктанта, кандидат филологических наук Кира Дружинина. — Без этого никакие образование и воспитание невозможны». Действительно, даже ребенка сначала учат уважению к старшим и только затем уже переходят к освоению различных видов деятельности. 

 

Исполняющая обязанности руководителя Дирекции основных образовательных программ СПбПУ, заместитель руководителя Учебного отдела СПбПУ, доцент Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Надежда Гращенко также напоминает:

 

«Мы должны понимать друг друга, но при этом нормально, что мы говорим на разных языках. Наша задача — мотивировать студентов развиваться вместе с нами».

 

Преподаватель, как путеводная звезда, показывает, куда студенту держать свой путь. Но педагог — не панацея, он не может всегда давать исключительно правильные ответы на волнующие вопросы. В век цифровизации студенты самостоятельно могут добывать актуальную информацию и передавать ее своим наставникам. «Традиционно роль транслятора знаний лежит на преподавателе, но чем дальше развивается общество, тем больше студенты нас развивают, — подчеркивает Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ). — Мы учимся "друг об друга". Это требует от нас новых компетенций, погружения в новые технологии. Все это ради того, чтобы идти в ногу со временем и говорить со студентом на одном языке».

 

Чтобы не отставать от учеников, нужно постоянно расширять свой портфель навыков. Поэтому в последнее время курсы повышения квалификации стали особенно популярны. «Студенты сегодня проявляют новые компетенции, которые в наше время были малозначимы, — визуализация, например. Но хромают научная достоверность и аргументация, на это обращаем особое внимание», — обращает внимание коллег доцент кафедры Государственного и муниципального управления Владимирского филиала РАНХиГС, член «Российского профессорского собрания», кандидат философских наук, доцент Елена Потапова. В профессиональные задачи преподавателя добавилась еще одна — вернуть студентам утраченные навыки, важные для формирования аналитического мышления.

 

Сейчас особую роль в образовательном процессе стала играть обратная связь. Она помогает понять, насколько эффективны те или иные способы взаимодействия на занятиях. Но Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ) советует помнить, что отзывы учеников не всегда объективны: «Обратная связь от студентов крайне важна. Тут есть нюанс: не всегда студенты дают корректную обратную связь. Мы же понимаем: строгий преподаватель может получать не очень высокие оценки. Но именно качественная обратная связь позволяет дорабатывать и перепроектировать учебные модули и принимать управленческие решения».

 

Академическая коммуникация осуществляется на основании общеизвестных принципов, но каждый дополняет их личными правилами. Для кого-то неприемлемо отвечать на сообщения после 18:00, а кто-то считает, что педагог и студент всегда должны быть на связи. Из-за подобных противоречий возникают конфликты. «Мы все разные, и требования тоже разные. Проблема в том, что у студента одновременно множество преподавателей и, соответственно, много разных условий коммуникаций. Должны быть единые рамочные требования», — настаивает Надежда Гращенко (СПбПУ).

 

Новые технологии трансформировали академическую коммуникацию, и всем участникам образовательного процесса нужно как можно скорее адаптироваться. Это позволит сделать обучение качественным и эффективным. «Давайте выстраивать коммуникацию со студентами по-другому, ведь и жизнь изменилась. Модель немецких университетов с большой дистанцией — давно уже историческое прошлое. Студенты несовершенны, преподаватели несовершенны, мир несовершенен, — но давайте станем прозрачны в общении, понятны друг другу, готовы изучать себя "новых"», — подводит итог Елена Потапова (Владимирский филиал РАНХиГС).

 

Топ советов, как работать с современными студентами

 

Если у академического общения — новые правила, то нужно разрабатывать и актуальные способы достижения целей в обучении. Поскольку современные студенты ценят осознанный подход к любой деятельности, преподаватель должен акцентировать внимание на системе мотивации. Теперь академическая коммуникация затрагивает не только учебный план, но и личностные характеристики учеников. Елена Потапова (Владимирский филиал РАНХиГС) делится своим опытом:

 

«Мотивированные студенты улучшают образовательный процесс, я прошу их быть честными и определиться с той точкой, когда у них возникает интерес и понимание важности предмета».

 

Со учениками стоит общаться на равных. «На первых этапах нужно спуститься к студенту, взять его за руку и повести за собой. Нельзя смотреть на него свысока — надо сокращать разрыв, а не увеличивать его», — считает Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ)

 

Кроме того, на занятиях студентам нужно объяснять, почему изучение той или иной темы важно для их профессионального роста. Елена Потапова (Владимирский филиал РАНХиГС) рассказывает, почему это так важно: «Сегодня студенты всех направлений работают. Образование — это дорого. Студенты заняты, давайте это уважать и проявлять эмпатию. Через учебные беседы достигается повышение мотивации, погружение в предмет, освоение методологии»

 

Обсуждение практической значимости дисциплины активно внедряется в учебные планы. Во многих вузах оно проходит на вводных занятиях. «У нас любой учебный модуль начинается с целеполагания, мы пытаемся таким образом пробудить мотивацию студентов, — объясняет Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ). — В первое время обучающиеся впадают в ступор и не вполне понимают, что мы от них хотим, но потом учатся планомерно отслеживать свой прогресс на пути к цели, проводить рефлексию, давать аргументированную обратную связь».

 

В начале учебного года самое трудное — наладить коммуникацию с новыми студентами. Эту задачу можно решить благодаря общей деятельности, например, работе над проектом. Она поможет ученикам познакомиться друг с другом и с преподавателем, развить мягкие навыки и сформировать профессиональные компетенции. «У нас достаточно много междисциплинарных проектных групп, — замечает Надежда Гращенко (СПбПУ). — Помимо лидера в команде, есть два наставника: первый — от института, второй — от проектного офиса. Проектная деятельность носит сквозной характер от первого курса до ВКР. Сложность — сохранить команду на длинных дистанциях. Для мотивации студентов мы рассматриваем возможность учета участия в разработке ВКР в форме проекта или стартапа в конкурсе портфолио при поступлении в магистратуру». Разработка вместе с группой учебного проекта ложится на плечи педагога в виде дополнительной нагрузки. Обсуждая эту тему, эксперт говорит еще об одной проблеме: «Для преподавателей барьер — междисциплинарные связи. К сожалению, не так много педагогов имеют компетенции и желание работать в подобных проектах».

 

Вузы продолжают изобретать форматы, которые запускают коммуникативный процесс и побуждают студентов покорять образовательные вершины. Елена Потапова (Владимирский филиал РАНХиГС) приводит пример: «В мотивации нам помогает регулярное участие в кейс-чемпионатах, — это интересная возможность измерить практичность тех знаний, которые предлагаются в университете». Такой способ обучения полезен еще и тем, что создает здоровую конкуренцию, а для студентов это дополнительный импульс для достижения профессиональных целей

 

Новшества в образовательной сфере будут бесполезны, если их не станут поддерживать педагоги. Поэтому Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ) призывает коллег: «Давайте начнем изменения с себя. Для студента преподаватель — одна из ролевых моделей, поэтому важно показывать такой пример, который вдохновлял бы обучающихся». Взять курс на совершенствование — уже преодолеть половину пути к успеху. 

 

Ключевые принципы академической коммуникации даже в условиях цифровизации остаются неизменными. Но участникам образовательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности друг друга и, как отмечает Надежда Гращенко (СПбПУ), стремиться к взаимопониманию. Ведь студенты и преподаватели хотят одного и того же — знаний.