О цифровых сервисах и опыте трансформации спортивного образования рассказывает Аделия Вадимовна Павлова, профессор, проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, д.э.н.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Доступ к курсу, где бы студенты ни находились
Какими цифровыми сервисами сейчас могут пользоваться студенты в вашем вузе, каковы их преимущества и ограничения?
Мы начали формировать электронную информационно-образовательную среду еще в 2013 году, и в 2015 году в эффективный контракт преподавателя был внесен пункт о полном дублировании читаемых курсов в электронной образовательной среде.
Делалось это сознательно, исходя из специфики вуза: у нас учится большое количество действующих спортсменов, в том числе члены сборной страны по различным видам спорта, а это, соответственно, соревнования, выезды. Была поставлена задача — у студентов должна быть возможность получать доступ к курсу, где бы они ни находились.
Это нам очень сильно помогло в условиях пандемии, потому что в 2020 году мы только «прикрутили» на платформу Moodle Zoom, а контент уже традиционно размещался, обновлялся, пополнялся, поэтому этот переход как преподаватели, так и студенты прошли безболезненно.
Что касается сервисов, то наша система ЭСБУС — самописная. В этом ее, с одной стороны, преимущество, потому что мы писали систему под себя. С другой стороны, это серьезное ограничение, поскольку и разработчики меняются, и технологии меняются. Система постоянно дописывается под новые задачи
Каждый студент видит количество занятий, которые он посетил и пропустил, свои баллы в течение семестра. С прошлого года в систему добавлено цифровое портфолио, которое связано с выдачей повышенных академических стипендий и транспортных грантов.
Еще один ресурс, к которому мы шли долго и непросто, — это автоматизация расписания.
Многие вузы уходят в индивидуальные образовательные траектории, соответственно, стремятся составлять индивидуальное расписание. А что пытаетесь решить через расписание вы?
У нас пять высокотехнологичных спортивных объектов, которые расположены по городу, и многие занятия, тренировки проходят на этих площадках. Соответственно, мы должны заложить в расписание время, пока ребята доедут, пока вернутся, пока посушатся, пока переоденутся.
Второй момент связан с наследием универсиады. У нас 300 000 м2 инфраструктуры, и мы не можем пользоваться ей только сами. В Казани традиционно проходит большое количество всевозможных мероприятий, как на спортивных площадках университета, так и в деревне Универсиады. Мы принимаем гостей этих мероприятий, и это вносит свои корректировки в расписание, нам приходится периодически делать рокировки. Если бы учебный процесс шел стабильно без сдвигов, то составление расписания на 90% можно было бы однозначно автоматизировать.
А как устроено портфолио студентов, преподавателей? Какие данные туда попадают? Они туда вносятся вручную или автоматически подгружаются?
Автоматически подгружается успеваемость студентов. Остальное портфолио загружают студенты и преподаватели самостоятельно — все подтверждающие документы достижений по спорту, науке, общественной деятельности. Проверка и подтверждение этих документов проходит в электронном формате через систему.
Студенты подгружают портфолио чаще, потому что назначение стипендий происходит два раза в год. Преподаватели формируют свое портфолио на протяжении календарного года. Сейчас как раз заканчивается время внесения данных в систему, далее соответствующие административные службы проводят верификацию данных, на основе которых устанавливается годовая премия.
Если человек занимается спортом, то, скорее всего, он в основном думает про спорт, а не про информационные системы. Насколько преподавателям и студентам привычно, удобно, комфортно работать в цифровой среде? Надо ли их к этому готовить, сопровождать?
Поскольку система внедрялась с 2013 года, наши преподаватели-корифеи в ней работают с «закрытыми глазами». Сегодня уровень цифровой зрелости становится выше и выше, новым преподавателям мы, как правило, показываем только нюансы системы, а в остальном коллеги справляются замечательно.
Ребята, которые к нам поступают, сдают самый сложный экзамен ЕГЭ — биологию, как и поступающие в медуниверситеты. Программа у спортсменов включает в себя почти треть блока медуниверситетов. Многие из наших студентов имеют научные награды, стипендии в области науки, развития спортивной медицины, теории методики спорта. Невозможно готовить ребят на таком уровне, будучи оторванным от информационных технологий. И они, спасибо школам, очень неплохо владеют цифровыми инструментами.
Многие студенты, очевидно, гораздо более продвинуты, чем мы с вами. Здесь сложностей никаких не возникает. В образовательном процессе у нас используется очень много специализированных цифровых технологий, например, на спортивных направлениях ребята проходят дисциплину «Видеоанализ». У нас есть магистратура «Спортивная аналитика», там очень много информационных математических инструментов.
К тому же, второй год у нас идет подготовка на уровне бакалавриата по направлению «Информационной системы и технологии», а в этом году мы в первый раз набрали студентов колледжа. В этом направлении мы тоже двигаемся, потому что цифры в спорте, в туризме, в управлении очень много, и приходится соответствовать.
Оптимизация цифрового ландшафта
В каком направлении вы планируете развивать ваши системы в ближайшие годы?
Для нас важная и сложная задача — оптимизация нашего цифрового ландшафта. У любого вуза не получается воспользоваться решением какого-то одного разработчика и закрыть все вопросы, возникает «цифровой зоопарк» различных инструментов.
Если для студентов у нас достаточно все четко выстроено, то для профессорско-преподавательского состава мы планируем оптимизировать и облегчить административную нагрузку.
В прошлом году мы внедрили информационную систему «Нагрузка», которая позволяет наглядно и с подсказками формировать нагрузку в целом по кафедре и по отдельному преподавателю. Скажу честно, сначала шло тяжело, потому что к любой информационной системе, которая требует большого ввода данных, надо привыкнуть. Сначала преподаватели стенали, сейчас поняли все удобства.
Далее мы решаем задачу написания рабочих программ дисциплин в автоматизированной информационной системе. Содержательный контент остается за самим педагогом, но, по крайней мере, внесение компетенций, часов и т.п. данных упрощает жизнь преподавателя.
Преподаватели «бухтели», когда мы внедряли электронные журналы и ведомости. Сегодня они идут без ведомости на экзамен и проставляют оценки прямо на компьютере в момент экзамена. И если вдруг мы сейчас отменим электронный журнал, те же самые преподаватели первые выстроятся здесь в очередь и возмутятся. Система считает баллы прозрачно для студентов, сама формирует ведомости, что создает дополнительные удобства как для студента, так и для преподавателя.
Думаю, что с остальными инструментами будет так же. На собственном опыте мы все знаем: любой новый продукт требует привыкания, а потом мы удивляемся, как жили без этого.
Мы в Юрайте тоже с подобным сталкиваемся и работаем. Желаем удачи вам, вашим спортсменам и замечательным преподавателям. Уверены, что благодаря цифровым сервисам спорт, физическая культура и многие другие специальности преобразятся и достигнут новых высот.
Беседовал Александр Сафонов