Показать виджеты
Скрыть виджеты
17 апреля 2025 активны на платформе
50 968 -5
Преподавателей
659 079 +857
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Университет всегда должен быть впереди индустрии»: под какие запросы подстраивается сфера образования?

Дата публикации
27 февраля 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2016

28 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Образование эпохи перемен: адаптация программ к эволюции индустрии и общества» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».

 

Мир меняется очень быстро, и нужно понять, как адаптироваться к новым условиям. Цифровые технологии трансформировали нашу реальность, бросив университетам сложные вызовы. Эксперты Юрайта обсудили адаптацию учебного процесса к запросам современного общества и индустрии.

 

Есть запрос на упрощение образования

Университет должен готовить достойные кадры, а для этого требуется тесная взаимосвязь с работодателями. В силу консервативности, финансовых ограничений и ряда других причин не все вузы могут развиваться наравне со своими партнерами. «Есть много штампов, — объясняет первый проректор, профессор кафедры гражданского права и процесса Псковского государственного университета, доктор юридических наук Ольга Серова. — Первое — университет всегда должен быть впереди индустрии, работать на опережение. Второе — университет никогда не может обогнать индустрию».

 

С одной стороны, учебное заведение должно ориентироваться на потребности работодателей, с другой — на запросы студентов. Но с обучающимися нужно быть осторожными, ведь иногда удовлетворение их желаний может принести вред. Проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Дудина выделяет один из спорных моментов:

 

«Есть запрос общества, молодого поколения на упрощение образования. Они не сильно стремятся в углубление, на это влияет и доступ к Интернету, и контент, который есть в сети. Ребята доверяют подобным источникам без должной критики». 

 

Кроме того, сотрудникам университетов важно все время держать руку на пульсе и следить за изменениями. «В последнее время начинаешь задумываться: насколько актуально утверждать образовательную программу на 4 года, если не очень понятно — что будет через год, два, три? Содержание приходится менять "на ходу". Скорость изменения содержания подходит намного быстрее, чем срок обучения по программе», — замечает проректор по цифровизации Дагестанского государственного университета народного хозяйства, кандидат педагогических наук Зарема Гасанова. Корректировать учебный план приходится оперативно. Многие преподаватели беспокоятся: как это отразится на качестве обучения?

 

Какая бы трансформация в мире образования ни происходила, университеты должны помнить о своей «вечной» миссии. На ней акцентирует внимание Ольга Серова (ПсковГУ): «Запрос индустрии к вузам совпадает с запросом государства. Мы живем в эпоху нового технологического уклада, изменения происходят настолько быстро, что за ними сложно успеть. Но у вуза есть и задачи "вечные" — привить молодому человеку гражданские ценности, то, на чем базируется наше общество». 

 

Вузам предстоит долгий путь адаптации, ведь новые технологии не намерены останавливаться в своем развитии. В этом они не одиноки. К изменениям подключились и сами работодатели. «У нас индустриальные и промышленные партнёры не так давно встали на ноги, а некоторые еще встают, — рассказывает директор по генетике ООО «Инарктика СЗ», доктор сельскохозяйственных наук Иван Свинарев. — Университеты стремятся соответствовать их запросам и уровню, но на это нужно время. Трансформация не может быть революционной». Изменениям нужно время.

 

Обучение — совместный труд и студентов, и вуза

Цифровизация внесла коррективы и в психологию современного поколения. Традиционные инструменты обучения стали менее эффективными, поэтому приходится учитывать особенности молодых людей (например, клиповое мышление, фрагментарность восприятия информации, многозадачность) и модернизировать образовательный процесс. Более того, «мягкая» коммуникация стала одной из ступенек на пути к совершенствованию. «Мы стараемся дружить со своими детьми, — делится опытом Татьяна Дудина (НГУЭУ). — Ребята хотят, чтобы на них не давили, а договаривались, выслушивали. Должны работать студенческие советы, нужны регулярные тематические встречи студентов с ректором».

 

Сейчас без развитых коммуникативных навыков сложно представить конкурентоспособного специалиста. Преподавателям важно не только самим вырабатывать стратегию общения со студентами, но и учить этому новое поколение. Иван Свинарев («Инарктика СЗ») отмечает:

 

«Важный элемент воспитательной работы — это выстраивание деловых и партнерских отношений, работа с профессорами-практиками. Важна деловая и научная этика при проведении исследований и экспериментов, — даже если заказчик хочет видеть другие результаты».

 

Актуальность коммуникативных компетенций повышается, когда речь заходит о передаче уникальных знаний, связанных с работой современного оборудования. «Сейчас идет переход на отечественные программные продукты, мы ищем замены, меняем документацию и лабораторные практикумы, — рассказывает Зарема Гасанова (ДГУНХ). — Сейчас немало вендеров, у многих есть программы взаимодействия с вузами: программы предлагаются по льготным ценам или даже бесплатно — для профильных направлений».

 

Выстраивание доверительных отношений между студентами и вузом немного сглаживает проблему «утечки мозгов» из регионов в столицу. Ольга Серова (ПсковГУ) замечает, что этот вопрос стоит особенно остро: «У региона есть задача сохранения кадрового потенциала, удержания молодых кадров. Это большая проблема. С этой государственной задачей совпадает и общественный запрос — кадры должны оставаться в регионе». Молодежь важно правильно мотивировать: теперь им нужны не только комфортные условия и достойная оплата труда, но и возможность удовлетворить свои амбициозные цели.

 

Эксперты отмечают, что у современных студентов появилось очень много требований к образовательному процессу. Татьяна Дудина (НГУЭУ) напоминает, что для эффективного обучения университету и обучающимся нужно действовать сообща: «Сейчас появился запрос молодых людей: "Вы должны нам предоставить…". Воспитательная работа объясняет, что обучение — это совместный труд и студентов, и вуза. Сопровождение кураторов и наставников очень важно». Если сами обучающиеся не будут ориентированы на плодотворное обучение, преподаватели не смогут ничем помочь.

 

Университет должен стать точкой интереса к новому

Отрасли науки развиваются, учебные программы тоже требуют изменений в содержании. «Сегодня абсолютно все направления подготовки являются динамичными, можно только говорить о степени динамичности. Даже если в математике, например, содержание дисциплины не сильно меняется, но существенно развиваются прикладное применение и методы преподавания», — обращает внимание коллег Зарема Гасанова (ДГУНХ).

 

Динамичные направления подготовки требуют специалистов с соответствующими навыками и желанием развиваться. Ольга Серова (ПсковГУ) выделяет два типа педагогов по отношению к переменам:

 

«Есть преподаватели, которые стремятся к инновациям, погружены в запросы общества и государства, работают на опережение. Есть и те, кто в силу инертности не очень хочет меняться. Но Университет должен стать точкой интереса к новому».

 

Каждый преподаватель — на вес золота. Многие выпускники предпочитают уходить в коммерческие организации, чтобы всецело реализоваться в профессии и иметь больше материальных возможностей в жизни. Привлекать молодежь в преподавание до сих пор очень сложно. Это подтверждает Татьяна Дудина (НГУЭУ): «Абсолютно все мы в большом и длительном кадровом дефиците, при этом не конкурентны на рынке труда. Когда привлекаем молодых и талантливых выпускников, все здорово, но много предложить не можем, а рядом в бизнесе — условия вдвое лучше. Молодым преподавателям нужно прикладывать много усилий, а заработная плата не всегда соразмерна». 

 

Но есть компромисс — совместительство. Сейчас образовательный рынок труда ценит педагогов, которые имеют реальный опыт в профессиональной сфере. Часто именно такие специалисты становятся «мостиком» между студентами и работодателями, помогая первым с трудоустройством. «Хороший подход в том, чтобы каждый преподаватель имел практику по своему направлению, — уверена Зарема Гасанова (ДГУНХ). — Это может и уравновесить финансовое состояние, и помочь включить в учебный процесс реальный опыт, конкретные кейсы». 

 

Однако в совместительстве есть свои подводные камни. «Не каждое производство как коммерческая структура будет мириться с тем, что преподаватель-практик часть рабочего времени будет проводить в образовании, а не погружаться в производственный процесс. Это сложный момент», — подчеркивает Иван Свинарев («Инарктика СЗ»). Совместительство — личный выбор: чтобы он принес больше пользы, нужно трезво оценивать свои моральные и физические возможности. 

 

Подходы к образованию постоянно совершенствуются, учебные программы обновляются, вузы модернизируются. И в этом бесконечном потоке изменений только одно должно быть постоянным — любовь педагога к своей профессии. «Самое важное, чтобы преподаватель шел работать с желанием, стремился создать что-то новое, чтобы студенты не вызывали у него апатию», — напоминает Ольга Серова (ПсковГУ). Привыкнуть к новым условиям и адаптировать образовательный процесс смогут все, кто неравнодушен к выбранной профессии.