Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
23 июня 2024 активны на платформе
52 598 -41
Преподавателей
565 457 -678
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Преподаватель побуждает студентов прикладывать усилия. Эксперты о мотивации обучающихся

Дата публикации
30 августа 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2119

23 августа в Юрайт.Академии состоялась онлайн-конференция «Мотивация студентов к обучению и воспитательная деятельность». В рамках мероприятия прошла панельная дискуссия «Блеск в глазах: мотивация студентов к обучению», на которой эксперты обсудили ответственность преподавателей и учащихся за результаты обучения, игрофикацию в образовательном процессе и болльно-рейтинговую систему. 

 

 Дисциплина – это тоже элемент мотивации 

 

Студенты высших учебных заведений – вполне взрослые люди, которые могут самостоятельно нести ответственность за учебные результаты. Однако нельзя отрицать тот факт, что первокурсники попадают в совершенно новую среду, которая отличается от школьной. Именно поэтому им требуется поддержка, – в ином случае мотивация к обучению может пропасть. В ходе дискуссии эксперты постарались ответить на вопрос: кто в наибольшей степени отвечает за результаты в образовательном процессе?

 

Первый проректор Псковского государственного университета Ольга Серова высказала мнение, что именно от обучающегося зависит, какие навыки и знания ему удастся получить за годы учебы: «На мой взгляд, студент – основной субъект ответственности в образовательном процессе. Ведь результаты обучения связаны с приобретением и усвоением знаний, навыков и компетенций. Студент формирует их при помощи преподавателя и всех инструментов, которые ему предоставляет университет. Ответственность делится таким образом».

 

Проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета Наталья Кислова рассказала, как образовательная организация влияет на отношение обучающегося к его будущей специальности: «На мой взгляд, необходимо присутствие и внешних, и внутренних факторов мотивации. Учебное заведение должно стремиться к повышению удовлетворенности студентов, созданию комфортных условий. В ином случае молодой человек может разочароваться в университете, профессии или регионе».

 

Доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Екатерина Бойкина убеждена, что именно от преподавателя зависит то, насколько обучающийся будет заинтересован в получении новых знаний и навыков в стенах университета: «На мой взгляд, преподаватель – главный субъект в мотивации студентов. Главная задача педагога – показать учащимся всю палитру образовательных возможностей, ситуативных факторов. Именно преподаватель совершает действия, которые побуждают студентов прикладывать усилия в образовательном процессе». 

 

Ольга Серова (ПсковГУ) упомянула еще один важный элемент, который необходим учащимся для успешного достижения целей:  «Важно помнить, что дисциплина – это тоже элемент мотивации. Именно эти два фактора нужно рассматривать как обязательные элементы достижения образовательных результатов и целей студента. Дисциплинированный обучающийся лояльнее относится к преподавателю и ответственнее подходит к обучению». 

 

Прозрачность и непредвзятость

 

В образовательной среде до сих пор ведутся споры о преимуществах и недостатках балльно-рейтинговой системы. В ходе дискуссии эксперты поделились мнением. 

 

Екатерина Бойкина (МГППУ) рассказала, на чем должна базироваться система, чтобы она была действительно полезной и эффективной: «Основные характеристики, которые должны лечь в основу балльно-рейтинговой системы, – прозрачность и непредвзятость. Кроме того, необходимо сразу обсудить все правила, критерии оценки и выставления баллов. Это позволяет легче пройти промежуточную аттестацию, а также избежать конфликтов».

 

Педагог должен учитывать множество факторов при формировании критериев, по которым будут выставляться баллы. Ведь непонятные требования могут демотивировать обучающихся: «Эффективность балльно-рейтинговой системы зависит от того, насколько правильно она составлена преподавателем. Если все построено грамотно, то баллы будут стимулировать студентов дисциплинированно и последовательно изучать курс», – подчеркнула Наталья Кислова (СГСПУ).

 

Игра должна быть подчинена конкретной образовательной цели

 

Геймификация – тренд сегодняшнего образования, в том числе и высшего. Однако эксперты не сходятся во мнении, насколько такая форма уместна в стенах университета, где студенты должны получать фундаментальные знания. 

 

Екатерина Бойкина (МГППУ) убеждена, что игры в обучении могут принести немало пользы, однако надо подходить методично к их внедрению в учебную программу: «Игровые технологии необходимо внедрять в образовательный процесс. Они позволяют повысить вовлеченность студентов, создать новое пространство для коммуникации преподавателя с группой. Однако игра должна быть подчинена конкретной образовательной цели, а это требует серьезной подготовки педагога».  

 

Мы также решили узнать мнение нейросети по этому поводу и задали ей следующий вопрос: «Насколько игрофикация как инструмент мотивации пригодна для "серьезных" курсов и образовательных программ?» 

 

«Игрофикация (gamification) - это использование игровых элементов и механик в негеймовых контекстах, таких как образование и бизнес. Игрофикация может быть эффективным инструментом мотивации для студентов и учащихся, но ее применение в "серьезных" курсах и образовательных программах может вызывать определенные сомнения. Использование игрофикации в "серьезных" курсах и образовательных программах должно быть основано на тщательном анализе преимуществ и недостатков этого подхода, а также на индивидуальных потребностях и предпочтениях студентов», – подчеркнула нейросеть Monica

 

Никакого выгорания!

 

Подводя итоги дискуссии, эксперты поздравили преподавателей с наступающим учебным годом, а также высказали свои пожелания на предстоящие месяцы. 

 

Ольга Серова (ПсковГУ): «Я поздравляю преподавателей с наступающим учебным годом! Желаю педагогам не перегорать, а также видеть больше благодарных студентов в аудиториях! Ведь преподаватели вкладывают очень много и физических, и эмоциональных сил, чтобы занятие прошло успешно и продуктивно».

 

Наталья Кислова (СГСПУ): «Желаю преподавателям получать удовольствие от работы! Ведь в нашей специальности невозможно справиться без той радости и окрыленности, с которой мы выходим из аудитории после лекций или семинаров. Пусть каждое занятие придает уверенность в том, что вы находитесь в своей профессии! И, конечно, никакого выгорания»!

 

Екатерина Бойкина (МГППУ): «Я хочу пожелать преподавателям здоровья и мира. Пусть все будет хорошо в семье, – в таком случае вы будете и на работу идти с легким сердцем! Идем дальше, передаем опыт и наблюдаем, как растет поколение, – ведь именно за ним будущее». 

 

Юрайт.Академия также желает всем успешного начала года, профессиональных достижений и открытий! 

Делитесь мнением по теме дискусси, участвуйте в опросе

 

Приглашаем вас на мероприятия осеннего семестра: 

«Цифровой учебный контент: создание, выбор, апробация» (27 сентября 2023, среда)

«Методика подготовки интерактивного занятия» (25 октября 2023, среда)

II Всероссийская конференция «Интерактивное оценивание и качество образования» (29 ноября 2023, среда)

XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование» (22 января - 26 января 2024 года)