
Сегодня мы общаемся с Ольгой Анатольевной Киреевой, первым проректором, кандидатом педагогических наук, доцентом Белгородского государственного института искусств и культуры.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Ольга Анатольевна, каковы цели интеграции традиционных направлений?
Различные вузы занимаются этим вопросом в той или иной степени, однако он никаким образом не закреплен на законодательном уровне и сейчас прорабатывается на уровне практики.
Каковы цели? В нашем случае речь идет о получении более высококлассного выпускника, более качественно подготовленного специалиста, который может адаптироваться в современном мире.
У нас сегодня мир меняется быстрее, чем сами образовательные системы. Речь идет о получении синергетического эффекта, когда мы все эти направления собираем воедино.
Сложно ли координировать все эти направления одновременно?
Речь идет о выработке системы. На сегодняшний день ее не существует. Тем интереснее сама работа. И мы пытаемся не придумывать ничего наносного, лишнего, — преобразовать имеющееся базовое классическое образование, переструктурировать его элементы таким образом, чтобы эффект был максимальным.
Насколько эти направления конкурируют между собой за время и внимание преподавателей и студентов?
Сложность в том, что эти направления действительно конкурируют, хотя они должны гармонизировать работу преподавателя. Мы, наоборот, стараемся сделать работу преподавателей комфортней, чтобы они не выискивали в рамках своего профессионального графика какие-то дополнительные возможности. Важно, чтобы это было гармонично и для преподавателя, и для студента.
А как вы понимаете эту гармоничность? В чем она выражается? Можно ли ее померить, почувствовать?
Да, она выражается в двух моментах. На сегодняшний день у нас измеряется уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся и педагогов.
И обратная сторона медали, — мы измеряем уровень удовлетворенности результатами нашей деятельности работодателями: получает ли работодатель гармоничного выпускника, который встраивается в рабочий режим с минимальной адаптацией.
Когда оба момента совпадают, мы достигаем уровня дзен.
Как, например, работать с работодателями в технических вузах, даже в аграрных вузах, в медицинских вузах, более-менее понятно, а как это устроено в институтах культуры?
Мы максимально плотно работаем с работодателями, и это далеко от формальных подходов. Второй год действует совет работодателей вуза, — это отраслевые учреждения культуры и искусств региона. И они же одновременно являются методическими центрами для подведомственных учреждений всей области.
Мы контактируем не только на уровне программ и практик, но непосредственно привлекаем их к самим мероприятиям. Они приходят к нам обучать непосредственно в текущем нашем учебном процессе: показать свои мастер-классы, новшества, актуальные нововведения в работе организации, рассказать новое в законодательной сфере. И с таким же успехом мы приходим на их площадки.
Мы стараемся, чтобы сама практика обучающегося с первого курса и до дипломного проекта была логически структурирована как подготовительная работа к написанию выпускной квалификационной работы. Надо, чтобы студент из каждого практического опыта получал навык, который потом складывается, как паззл, в общую картину, чтобы этот навык был полезен и работодателю, и вузу, и обучающемуся.
Это экспериментальная область. Здесь мы все идем методом проб и ошибок. Какие форматы интеграции дают наибольший эффект? С чего лучше начинать, в какую сторону стоит двигаться?
С 2009 года мы проводим Школу лидеров. Мы ее называем школой, но иногда проводим в формате лагеря лидеров, — когда позволяет время выехать на внешнюю площадку, обособиться от рутины и полностью погрузиться в процесс.
Выбираются и объединяются в группу обучающиеся совершенно разных направлений, совершенно разных курсов, практически из каждой академической группы есть представители. В этом году мы проводили школу в виртуальном формате и доходили до 300 человек.
Чем формат хорош? Ребята имеют разные направления обучения и поэтому, интегрируясь в микрогруппы, решают проектные задачи, которые в классическом учебном процессе вряд ли состоялись бы.
А вы их перемешиваете между собой?
Обязательно перемешиваем, это дает еще больше эффект, когда они умудряются еще и учиться притираться друг к другу. К ним наставниками идут молодые педагоги, которые также перемешиваются.
Здесь двояковыпуклая история, то есть польза идет и для обучающихся, и для молодых педагогов, которые нарабатывают свой уникальный опыт в этом интенсиве, получают закалку, как сформировать группу и довести ее до реализации определенных проектов.
Цель у нас универсальная — придумать и довести до логического завершения предложения, которые позволят сделать наш вуз лучше в любой сфере.
Сферы выбираются разные. Можно делить ребят по уровням и, соответственно, давать им разного уровня задачи в соответствии с базовой подготовкой. Если мы их перемешиваем, то они работают одновременно и наставниками, и обучающимися, и мыследеятельность у них развивается.
И при этом они креативят, что тоже не всегда удается реализовать в рамках классического учебного процесса. И вот этот вот быстрый эффект, упаковка в проекты своих идей и доведение их до результата, — тот опыт, который максимально эффективен и апробирован.
Мы в разных форматах пробовали, то есть у нас были очные этапы, выездные этапы и даже онлайн-этапы. Все заходит ребятам на ура. Форма не имеет значения, но коллаборация, которая дает эффект, очень результативна.
А как они изменили ваш институт? Есть ли уже первые конкретные результаты?
Да, однозначно. Тут не получается лукавить, потому что результаты проектов обязательно должны быть реализованы. Иначе это все превращается в профанацию.
То, что максимально ярко заходит ребятам, — это локации для их отдыха. У них очень высокая нагрузка в связи со спецификой вуза, очень много репетиций, тренажных практик, подготовки к мероприятиям.
И минутные перерывчики нужны, и более длительные перемены. И локации для отдыха должны включать места, чтобы ребята могли контактировать друг с другом.
Факультеты разные, студенты очень хотят общаться друг с другом. Например, музыканты хотят общаться с хореографами, они территориально в разных корпусах, идеологически разные совершенно, не сталкиваются нигде вместе в учебном процессе, а им это интересно, они хотят сходиться. И вот эти своеобразные коворкинги очень нужны. И по предложению ребят были оформлены несколько таких точек.
В этих же локациях мы разместили книгообменники, когда каждый может принести и оставить свою книгу, каждый может эту книгу забрать. Полочки регулярно пустеют и заполняются вне зависимости от нашего влияния на это.
Причем они не занимаются там чем-то просто так. Ребята постоянно играют в интеллектуальные игры, что-то придумывают на ноутбуках. У них мыследеятельностный процесс не заканчивается. Это бурлящие точки роста, позитивная история, приносящая удовольствие самим ребятам.
Каковы перспективы интеграции, которые вы ставите, наверное, на следующие несколько лет? К чему вы дальше пойдете?
У нас есть еще один проект, который мы сейчас запустили и реализуем. Я руковожу научно-творческой лабораторией «Интеграция». В лаборатории мы сейчас открываем программу магистратуры «Искусство орнамента», запускаем конференцию международную с Минским университетом культуры.
И в рамках этой деятельности мы пытаемся интегрировать внешнее и внутреннее пространство и с научной точки зрения выявить некий алфавит, графический алфавит, язык универсальный и понятный для всех людей. Эта коллаборация даст нам возможность понимать друг друга в более широком пространстве.
Потому что графические изображения орнаментов мы видим все и везде, и в одежде, и во внешности, в обликах зданий, городов. Каждый, на мой взгляд, должен понимать, что видит перед собой. Это знание нужно изучить и превратить в удобочитаемый формат.
Благодарим за интересный рассказ, желаем удачи вам и вашим студентам в построении новых интеграционных связей!
Интервью провел Александр Сафонов