
Сегодня мы встречаемся с Марией Ивановной Бородиной, ректором Московского института технологии управления, ректором НАНО «ИПО», кандидатом экономических наук.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Мария Ивановна, как вы понимаете непрерывное обучение? Что это для вас?
Простыми словами, непрерывное обучение — это обучение с детского сада (а для многих и ранее) до момента, когда мы покидаем эту жизнь. Обучение сопровождает нас на каждом этапе жизни: в детском саду, в школе, при получении высшего либо среднего профессионального образования. Далее уже в процессе нашей профессиональной деятельности мы получаем новые компетенции, чтобы соответствовать на работе занимаемой должности либо в перспективе новой должности. Помимо формального обучения, еще есть процесс самообразования, саморазвития. Например, сейчас много возможностей для самообразования посредством сервиса YouTube, где можно найти интересующие каждого из нас курсы.
Самой концепции достаточно много лет. Скажите, пожалуйста, почему именно сейчас к ней приковано внимание? С чем вы это связываете?
«Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации» как нормативный документ была принята довольно-таки давно, 10 лет назад, и предполагалась ее реализация с 2015 до 2025 года. Новая концепция законодательно пока не принята.
Некоторые уровни образования — дошкольное образование, среднее, профессиональное — более-менее законодательно регламентированы, и их регулирование основной массе понятно. Если же взять дальнейшее образование (после вуза или колледжа), которое приобретается после получения профессии — дополнительное профессиональное образование, то здесь очень много зазоров, которые не учтены нормативными документами.
На сегодняшний день нормативно-правовые акты в области ДПО, стандарты высшего образования не учитывают появление новых профессий и требования рынка труда по формированию компетенций, которые требуются для освоения этих новых профессий.
Давайте возьмем дизайн, достаточно популярную отрасль для трудоустройства и обучения. В России есть, как известно, профстандарт «Графический дизайнер», но в дизайне же есть множество других направлений. Они не предусмотрены, не разработаны стандарты. Допустим, у такой популярной профессии как дизайнер интерьера стандарта нет.
Другой пример. С момента изоляции, при ковиде, резко возрос спрос на психологию: на услуги психологов, на обучение по программам психологии. У людей, когда они были заперты в пределах своей семьи, без широкой коммуникации, появилась потребность разобраться в себе и в окружающих, мотивах их поведения, психологических источниках проблем в коммуникациях, эмоциональных состояниях и так далее. Если говорить о психологии как сфере деятельности, у психолога должно быть соответствующее определенным требованиям образования, чтобы он мог помогать другим. Для психологов утверждены ФГОСы, профстандарты, такие как «Психолог-консультант» и «Психолог в социальной сфере». Но на рынке психологии сейчас представлен намного более широкий спектр услуг, рынок психологии растет очень быстро, и те трудовые функции, которые описаны в стандарте, недостаточны в настоящий момент для осуществления профессиональной деятельности. Профстандарт психолог-консультант появился только три года назад.
Профстандарты меняются, но по непонятной логике, к примеру, пару лет назад клинических психологов допускали к работе по требованиям как к медицинским работникам, так и сейчас продолжают, но вразрез этому в 2024 году в профстандарте «Психолог в социальной сфере» появилась редакция, согласно которой можно брать на должность клинического психолога человека с высшим образованием непрофильным и переподготовкой по профилю. Конечно, в медучреждение такого клинического психолога не возьмут, но в итоге у нас получилось на выходе два клинических психолога с совершенно разными компетенциями, образованием.
Из-за подобных разночтений люди, которые получают дополнительное образование, не знают заранее, возьмут ли их на работу или нет. Многие введены в заблуждение подобными названиями должностей/профессий в профстандарте. Поэтому большой вопрос к требованиям, нормативному урегулированию.
Человек хочет обучаться в процессе своей жизнедеятельности, он может выбирать программы в зависимости от своих потребностей. Одному нужна бумажка, чтобы соответствовать должности, другому нужен хороший курс, чтобы научиться чему-то интересному, освоить новую профессию, третьему нужно просто подтвердить свои компетенции. И каждому нужен свой вариант образования.
В последние несколько месяцев выдвигается целый ряд инициатив: появляются новые уровни в высшем образовании, обсуждается начальное профессиональное образование в рамках системы СПО, возможно ограничение дополнительного профессионального образования по педагогическим специальностям. Как текущая ситуация может отразиться на концепции непрерывного обучения?
Сейчас на самом деле меняется многое. Но нет единой позиции, единой концепции. Часто бывает, что рассматриваем все и сразу, а в итоге — ничего конкретного.
Мы когда-то сказали «специалитет нам не нужен», много лет назад переходили к Болонской системе, перешли, а сейчас в итоге отказываемся от нее. А по этой системе уже обучено не одно поколение выпускников в различных сферах, в том числе будущих педагогов высшей школы. И эти педагоги не знают старой системы специалитета, при которой нельзя было просто сдать тест, а нужно было отвечать на вопрос и обдумывать обоснования ответа. И теперь нам нужно вырастить и воспитать тех специалистов, педагогов, педагогов высшей школы, которые будут готовить новых студентов именно по программе специалитета, а не бакалавриата, потому что сильно поменялся подход к обучению.
Начальное профессиональное образование – давайте вспомним, этот уровень образования уже был, затем был упразднен законом 2012 года и приравнен к среднему профессиональному образованию. То есть мы опять возвращаемся к старому, чтобы строить новое.
Конечно, уровни НПО и СПО должны получить большее развитие, финансовую и информационную поддержку, поскольку на рынке труда нехватка именно рабочих специальностей, на рынке Москвы особенно. Важна и поддержка СМИ, поскольку мало кто из школьников мечтает работать физически, физический труд не в почете, хотя работодатели, к примеру, в Москве, готовы предлагать высокий уровень оплаты труда представителям рабочих профессий.
Тут еще вопрос — к чему мы хотим прийти. Мне кажется, сейчас нет единой позиции, нас бросает из стороны в сторону. Но результат, конечно, зависит от реализации, от мотивации каждого конкретного человека – законодателя, обучающего, обучающегося.
Если я хочу учиться — я хочу получить профессию. В концепции непрерывного образования важно обращать внимание на профориентацию. В школе еще многие не понимают, кем они хотят быть. Школу заканчивают, идут на какой-то факультет, чтобы получить высшее образование, потом понимают, что это им не нравится.
Поэтому у нас так развито дополнительное профессиональное образование. Для получения второго высшего нужно в несколько раз больше времени и ресурсов, для обучения на курсах около 6 месяцев и пару часов по выходным и вечерам. Выпускники часто работают там, где им не нравится, но уже в процессе работы, получения жизненного опыта, самообучения, обучения на курсах, они осознают, чем хотят заниматься. Это естественный процесс, но он требует много времени.
Поэтому важно сократить временные и финансовые издержки. И очень важно в развитии непрерывного образования, чтобы человек получал не какую-то новую профессию, а совершенствовал свои компетенции, расширял свои знания, развивался в своей специальности, а для этого нужна профессиональная ориентация в школе – чтобы сделать выбор факультета обучения максимально осознанным.
К вопросу ограничения дополнительно профессионального образования по педагогическим специальностям – по сути, ограничивать нечего. В любом случае квалификация педагог может быть присвоена только при наличии высшего или среднего профессионального образования в рамках направления «Образование и педагогические науки», для предметников – при наличии образования по направлению подготовки. Вопрос только к предметникам в той части, что, допустим, не всякий экономист может объяснить обучающимся, что такое инфляционная спираль в доступной форме, и ему для преподавания необходимо изучать методику преподавания, но для этого и вводится требование наличия профессиональной переподготовки по педагогике.
Что вы в своем институте меняете под новое видение концепции? Есть ли какие-то интересные проекты, наработки, формы организации? Как вы сейчас выстраиваете непрерывное обучение?
В рамках высшего образования мы строим новую систему обучения. Не инновационную, но новую, с использованием дистанционных образовательных технологий, геймификации, но и с очными занятиями. Такой формат сейчас распространен и очень удобен. В выходные дни у нас проходят очные занятия с использованием новых методов обучения, например, на программах по направлению психологии широко используем практики арт-терапии, песочной терапии, которые очень интересны сейчас людям. Важно, что система обучения построена не на просто заучивании общей, возрастной психологии и так далее, но на включении каждого студента в активное взаимодействие. Проводятся мастер-классы по супервизии. Студенты могут сами попробовать побыть и на месте психолога, и на месте человека, который пришел к психологу, чтобы они почувствовали себя в различных позициях.
Если мы говорим о реализации дополнительного профессионального образования, то при разработке программ мы стремимся учитывать спрос, все новые веяния и появившиеся на рынке профессии. Но и здесь сталкиваемся с тем, что у нас очень разнится реальная жизнь и нормативно-правовая база. Мы можем предложить для изучения современную, интересную, яркую программу, но присвоить квалификацию по окончании обучения мы не можем, так как законодательно она не закреплена.
Благодарим вас за беседу! Надеемся, что все получится и мы найдем общий язык, построим единую систему непрерывного образования. Спасибо большое, что пробуете, экспериментируете. Желаем успеха вашим институтам!
Интервью провел Александр Сафонов