23 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Головы и руки: кадровый дефицит в образовании» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
В России с каждым годом увеличивается дефицит педагогических кадров, особенно в регионах. Причины могут быть разные: высокая нагрузка, снижение привлекательности профессии, недостаточно комфортные условия труда. Требуется комплексный подход к решению проблемы. Эксперты Юрайта обсудили, какие методы для этого понадобятся.
Студенты должны видеть звезд образования
Из-за не самой высокой заработной платы все больше преподавателей выбирают путь совместительства. Работа в индустрии позволяет обеспечить комфортную жизнь, а обучать можно в свободное время, для души. «Спрос на преподавателей технических дисциплин продолжает расти, что вынуждает вузы конкурировать за кадры как с вузами, так и с бизнес-структурами», — подчеркивает проректор по учебной работе Московского технического университета связи и информатики, кандидат экономических наук, доцент Алтынай Аджикова.
Те, кто полностью посвятил себя преподавательской деятельности, вынуждены справляться с высокой нагрузкой. Бумажная работа вытесняет активную коммуникацию со студентами. «Возникает дефицит старшего поколения высокой квалификации. Некоторые профессора предпочитают "сталкивать" работу со студентами в аудитории на молодых и начинающих, что обедняет качество подготовки. Когда обучающиеся видят звезд — это одно, когда с ними занимаются аспиранты — другое», — объясняет проректор по научно-исследовательской деятельности Института адаптивного интеллекта, доктор психолог. наук, профессор Елена Петрова. Часто именно преподаватель прививает студентам любовь к науке, а также вдохновляет на исследования. Рутинные задачи не дают педагогу раскрываться, что в свою очередь снижает привлекательность профессии.
Студенты видят уставших преподавателей, поэтому не видят себя в академической сфере. Это подтверждает проректор по проектному управлению и цифровому развитию Волгоградского государственного аграрного университета, кандидат географических наук, доцент Сергей Канищев:
«Среди молодежи упала привлекательность научной и педагогической деятельности. Главная задача университета — помочь молодым людям быстро достичь экспертного уровня в профессии».
Развитие новых технологий привело к рождению новых дисциплин. Например, во многих вузах активно изучают искусственный интеллект в разных отраслях науки, а также открывают дополнительные курсы по промпт-инжинирингу. Для молодых дисциплин нужны молодые кадры. «Если мы открываем новую программу и выходим на рынок, нужно четко понимать, кто ее будет читать. Сетевые программы возможны, но основа должна быть своя», — уверена Елена Петрова (Институт адаптивного интеллекта).
Старение педагогического состава и уход профессионалов на пенсию — еще одна проблема в рамках кадрового дефицита. Чтобы ее решить, вузы пытаются привлечь молодежь. «Традиционно профессорско-преподавательский состав университета пополняется собственными выпускниками, и это правильно, — отмечает генеральный директор Фонда развития инновационного научно-технологического центра ЮНИТИ ПАРК, кандидат юридических наук, доцент Инна Андреянова. — Университет должен быть селекционером и концентрировать наиболее сильных выпускников. Вместе с тем, административная работа предполагает иной комплекс навыков и умений, чем работа преподавателя. Поэтому администраторами могут быть профессиональные управленцы, в том числе извне университетской среды».
Карьера преподавателя требует специальных навыков, максимальной самоотдачи и активности в исследовательской сфере. «Сейчас конкурсный отбор идет по документам, — обращает внимание коллег Елена Петрова (Институт адаптивного интеллекта). — Бумаги должны быть идеальны, публикационная активность — блистать. Но открытые лекции далеко не всегда проводятся, а это успешная традиционная форма отбора». Несмотря на кадровый дефицит, требования к педагогу высоки. Иначе и быть не может, ведь качество образования должно держаться на уровне.
Инна Андреянова (ЮНИТИ ПАРК) также напоминает о важности количественных показателей вуза: «Каждый университет является чьей-то подведомственной организацией, в основном — Министерства образования и науки. В этом качестве он получает глобальную задачу и контрольные цифры — индикаторы успешности своей деятельности. Университет заинтересован в выполнении установленных показателей, так как это демонстрирует успешность университета в выполнении целей, установленных государством». Если педагогических кадров не хватает, трудно реализовать образовательные программы, а ведь задачи вуза с каждым годом расширяются. Именно поэтому дефицит преподавателей сейчас стал острой проблемой в сфере образования.
Только талантливая молодежь нужна университетам
Нередко будущих преподавателей видно среди студентов невооруженным глазом. Они активные, заинтересованные и переполненные идеями по улучшению вуза. «В обществе элементарной ячейкой является семья, в вузе — кафедра. Если человек проявил преданность своей кафедре, показал себя в лабораториях, то нужно найти способ его трудоустроить», — считает Сергей Канищев (Волгоградский ГАУ).
Однако даже в условиях дефицита педагогических мест всем не хватит. «Через нас проходит много талантливых ребят, но оставить работать в вузе можно лишь единицы, — делится с коллегами директор филиала Нижнетагильского государственного социально-педагогического института Уральского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор Татьяна Жуйкова. — Отбор будущего преподавателя на студенческой скамье позволяет получить качественного специалиста». У молодого человека должна быть предрасположенность к педагогической деятельности. Ведь, как мы помним, преподаватель — это призвание.
Сергей Канищев (Волгоградский ГАУ) тоже отмечает, что педагогами не смогут стать все желающие:
«Не вся молодежь нужна университетам, а только талантливая, смелая, готовая развивать страну. И она должна доказать, что именно такая».
Путь в преподавание сейчас достаточно тернист. Об этом рассказывает Елена Петрова (Институт адаптивного интеллекта): «Раньше у молодых людей была возможность стать ассистентами и работать сразу после специалитета. Сейчас без аспирантуры или без опыта работы мы не можем принять человека на эту должность. Нам нужно сразу растить талантливых ребят». Более того, нужно собирать научное портфолио, которое включает и публикации в журналах, и сертификаты, подтверждающие участие в конференциях.
Не только сложности академической карьеры пугают молодежь. Современному поколению важно высокое качество жизни, которое должность педагога не может обеспечить: «Нужно учитывать приоритеты молодого поколения преподавателей и их представления об условиях труда: проектная работа, свободный график, чувство сопричастности к ключевым инновационным проектам», — подчеркивает Алтынай Аджикова (МТУСИ).
Финансовый вопрос — один из основных для молодежи. Если раньше начинающие педагоги трудились ради опыта, то сейчас на первое место встают материальные ценности. «Если молодой специалист не имеет грантовой поддержки и не совмещает профессии, ему крайне сложно удержать уровень заработной платы на уровне 200% от среднего по региону. А молодой человек хочет достойную оплату сразу», — замечает Татьяна Жуйкова (УрГПУ).
Нужно обращать внимание современных специалистов на карьерный потенциал. Комфортное будущее волнует всех. «Молодым преподавателям важно определить карьерные перспективы, возможности развития в вузе», — подтверждает Алтынай Аджикова (МТУСИ). Активная и открытая коммуникация с будущими педагогами поможет развеять мифы о неблагодарном труде и повысить престиж профессии.
Индивидуальный подход востребован не только в учебном процессе, но и в карьерной траектории. «Работа в университете всегда привлекала думающих молодых людей, зачастую даже вопреки малой зарплате. Можно сказать, что "бренд" университета как работодателя весьма высок. Тем не менее, для привлечения будущих звезд науки необходимо найти для каждого индивидуальный "ключ" — собственную мотивацию», — уверена Инна Андреянова (ЮНИТИ ПАРК).
Но персональная работа с кадрами требует дополнительных времени и сил. Как организовать подобную работу эффективно? Отвечает Инна Андреянова (ЮНИТИ ПАРК): «В этом качестве важную роль может сыграть инновационный научно-технологический центр. Во-первых, ИНТЦ по определению является центром "живой", реализуемой на практике научной мысли. Во-вторых, инновационные проекты хорошо оплачиваются и к ним привлекаются лучшие специалисты. В-третьих, работа в непрерывно развивающейся среде в кругу специалистов высшей квалификации дает неоценимый опыт молодым кадрам».
Почему мы не поднимаем преподавателей на пьедестал?
С одной стороны, путь к академическим вершинам открыт, с другой — не совсем понятно, почему туда нужно стремиться, если достижение цели не поможет повысить качество профессиональной жизни. Алтынай Аджикова (МТУСИ) подчеркивает:
«Очень важно, чтобы и нас выбирали, и мы выбирали. Многое зависит от бренда вуза как работодателя. Надо создавать условия, чтобы это было взаимовыгодно!»
А параллельно с этим важно повышать престиж профессии. «Если приравнять образовательную работу к государственной службе, то мы сможем оставить в университетах больше молодых людей. Наука показывает, что учитель — как офицер на фронте. Почему мы не поднимаем преподавателей на пьедестал? Нужна привлекательность, важен конкурс на должность», — утверждает Елена Петрова (Институт адаптивного интеллекта). Преподаватель — это не только кладезь знаний, это также и психолог, и исследователь, и наставник. В цифровую эпоху требования к нему расширились: если педагог не развивается, ему сложно будет достичь профессиональных успехов.
Во многих вузах распространена практика, когда на открытые лекции приглашаются профессоры. Они зажигают в студентах интерес к науке и желание передавать знания. Татьяна Жуйкова (УрГПУ) делится опытом своего вуза: «Нужно приглашать ведущих ученых в сетевые программы, причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы приглашаем на научные конференции докторов наук. Ежедневно перед началом пленарной сессии просим их читать открытые лекции для наших студентов».
Проблему кадрового дефицита возможно решить совместными усилиями. «Важна командная работа и наставничество со стороны старших преподавателей», — говорит Алтынай Аджикова (МТУСИ). Педагоги с большим стажем передадут опыт начинающим, а молодые вдохновят на новые достижения старших.
Каждому вузу необходимо выработать свой механизм привлечения новых преподавателей. Татьяна Жуйкова (УрГПУ) рассказывает, как работает ее университет:
«Когда наши студенты-педагоги подходят к выпуску, они уже имеют стаж работы в образовании. Поэтому нам легко их оставлять в качестве ассистентов».
Инна Андреянова (ЮНИТИ ПАРК) отмечает важность всесторонней поддержки: «Университеты отличаются по многим параметрам: от исторически сложившейся культуры преподавания до финансовых показателей и объема бюджета. Чтобы нивелировать разницу для обучающихся, нужна внешняя стипендиальная поддержка со стороны региональных правительств, работодателей, крупных компаний. Совместными усилиями можно создать пространство возможностей для самореализации студентов». Эксперт привела пример, как можно повысить интерес молодежи к академической карьере: «В качестве простой и очевидной меры можно предложить следующее: молодые специалисты в качестве меры поддержки и профессионального роста могут быть задействованы в программах дополнительной подготовки, что повысит их профессиональный уровень и решит проблему дефицита преподавательских кадров».
Приглашать специалистов из сторонних организаций тоже полезно, но в исключительных случаях. «Когда привлекают преподавателей из других вузов, значит, своих не осталось. Так поступают, когда создают новые вуз и обучающую среду», — обращает внимание коллег Сергей Канищев (Волгоградский ГАУ).
Но самое главное в решении любых проблем — открытый диалог участников образовательной сферы и совместные шаги вперед. «Мы опять возвращаемся к системе специалитета. Нужно сохранить в первую очередь то хорошее, что есть в нашем отечественном образовании, — призывает Татьяна Жуйкова (УрГПУ). — Необходимо делиться опытом: почаще встречаться и обсуждать положительные стороны системы образования, которые есть в России».
Сейчас вопрос кадрового дефицита в образовании стоит остро. Для решения потребуется время и много совместных сил, но начать стоит с возвращения престижа профессии преподавателя. Елена Петрова (Институт адаптивного интеллекта) делится сравнением: педагог, как офицер, защищает честь отечественного образования!