Показать виджеты
Скрыть виджеты
09 декабря 2025 активны на платформе
51 128 +18
Преподавателей
689 229 -121
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Как вузы адаптируются к рынку труда: Дискуссия на КонтентКон 2025

Дата публикации
11 ноября 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
450

Какие новые дисциплины и подходы помогают университетам не отставать от запросов рынка, и что это значит для фундаментальности университетского образования – обсудили на первой дискуссии конференции КонтентКон 2025. 

Инсайтами поделились Юрий Данейкин (Первый проректор, НовГУ имени Ярослава Мудрого), Наталья Автионова (Проректор по развитию образования и интеллектуального капитала, Университет ИТ ХАБ), Олеся Воронушкина (Проректор по образовательной деятельности, АлтГПУ) и Сергей Большаков (Начальник научно-методического отдела–ученый секретарь, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина).

 

Перемены – слово, которое сегодня лучше всего описывает систему высшего образования. Отказ от Болонской системы запустил цепную реакцию, которая затронула всех. 

 

Сергей Большаков: 

Система образования переживает шторм: по сути вводя «образовательное ядро» мы возвращаемся к ФГТ 1995 года, когда были дисциплины федерального компонента. Мы переходим обратно к специалитету, ожидаем отмену профпереподготовки как уровня образования. Поддерживать мотивацию и преподавателей, и студентов все сложнее.

 

Данная реформа призвана выстроить образование в более тесном соответствии с потребностями экономики. Однако пока все привыкают к новым условиям, неизбежно возникает период турбулентности. Дополнительный вызов – неопределенность в сфере трудоустройства, из-за которой поддерживать мотивацию становится еще труднее, особенно среди студентов. 

 

Сергей Большаков продолжает: «В 90% случаев рынок труда интересуют рабочие профессии, и на 3 курсе почти все студенты уже работают». 

 

Жесткая практическая направленность запросов рынка приводит к тому, что многие начинают работать уже в середине обучения и нередко покидают вуз, не видя необходимости доводить образование до конца.

 

Университеты осознают необходимость сделать образование более практико-ориентированным и ищут новые подходы к преподаванию.

 

Наталья Автионова:

В 90% работодателю нужны от студентов практические навыки и умения. Мы в своем обучении практикуем модульный подход и проведение профессиональных мастерских и Воркшопов, когда ребята могут задать вопросы специалистам из индустрии. Эффективнее всего построена работа студента с наставниками в рамках проектов.

 

Мастер-классы и совместные проекты с представителями индустрии стали отличным способом сделать обучение ближе к реальной практике. Вместе с индустриальными партнерами университеты разрабатывают образовательные программы, а иногда и привлекают их к оснащению учебной инфраструктуры.

 

Юрий Данейкин поддерживает: «Мы вовлекаем индустриальных партнеров в образовательные программы, чтобы они управляли содержанием, оценивали качество и т.д. У нас есть успешный кейс, где академический совет представлен специалистами производственной компании. Благодаря этому за полтора года был построен современный центр с отраслевым оборудованием».

 

Вузы также понимают, как цифровизация меняет требования рынка, и стараются расширять цифровые модули, включая их даже в программы не-IT специальностей.

 

Сергей Большаков: 

Работодатель ожидает, что специалист – будь то даже бухгалтер или экономист – сможет разработать минимальное программное обеспечение для решения своих задач. Поэтому мы расширяем модули по информационным технологиям и цифровому производству, дополняем их модулями по анализу данных и Big Data.

 

Новые подходы к обучению отражаются и на формах контроля. 

 

Наталья Автионова делится: «В аттестацию мы включили защиту проекта сразу по нескольким дисциплинам. Проект выполняется группой студентов и нередко заканчивается монетизацией: студенты получают офферы от индустриальных партнеров или патентуют свои изобретения. Так учащиеся лучше воспримут теорию и разовьют конкретные навыки».

 

Вузы направляют силы на создание новых, часто междисциплинарных программ и обновление существующих модулей в соответствии с последними научными открытиями. 

 

Олеся Воронушкина рассказывает, как это устроено: «Чтобы создать учебную литературу к узкоспециализированным или быстроразвивающимся направлениям, мы собираем пул педагогов, занимающихся этой темой. А иногда привлекаем внешних экспертов и получаем гранты».

 

Как понять, что новая программа действительно работает, как удерживать и повышать уровень – ключевой вопрос, на который вузы находят свои решения.

 

Олеся Воронушкина: 

То, насколько хорошо будет работать новая программа, зависит от квалификации преподавателей, использования цифровых инструментов и практической направленности. Важно регулярно смотреть, что работает, а что нет, и привлекать внешних экспертов для мониторинга.

 

Сотрудничество с внешними экспертами помогает вузам объективно оценивать качество программ. Иногда это принимает форму совместных программ, где университеты перенимают проверенные методы и стандарты у коллег.

 

Юрий Данейкин говорит о своем опыте: «Разработка новых образовательных продуктов – это еще и важная имиджевая задача. Региональным вузам ценно перенимать практики топовых университетов. Например, в совместной программе с ВШЭ «Управление бизнесом» мы внедрили их подходы к оценке и качеству образования – и это значительный шаг вперед для регионального вуза».

 

То, насколько успешно работает программа, зависит и от самих студентов. Поэтому некоторые программы могут требовать строго определенной подготовки от абитуриентов.

 

Наталья Автионова комментирует в этой связи: «ЕГЭ – не формальность. Индустрии нужна прочная база. Поэтому для нас важно, чтобы абитуриенты приходили с высокими баллами и хорошей подготовкой. А на ряд программ мы принимаем только выпускников колледжей, ведь там они получают необходимую основу».

 

Одним из способов проверить эффективность и востребованность программы может стать запуск курса ДПО, который требует от университета меньших ресурсов.

 

Юрий Данейкин:

Лучше начинать с коротких программ ДПО и проверять их востребованность на рынке – если люди готовы за них платить, можно развивать долгосрочные форматы. Создавать сразу масштабную программу, результаты которой появятся только через несколько лет, менее целесообразно.

 

 

Внедрение ИИ в образовательные программы становится одним из важных инструментов, с помощью которого вузы сохраняют актуальность в глазах студентов.

 

Сергей Большаков рассказывает: «На 250% выросло использование ИИ в образовании в этом году по сравнению с 2024 г. Студенты оказались на шаг впереди преподавателей: почти 70% респондентов в возрасте от 18 до 40 лет уверены, что искусственный интеллект помогает им в работе. И они готовы вкладывать средства в курсы по освоению ИИ, если соответствующих курсов нет в университете».

 

Наталья Автионова делится: «Новые дисциплины, вводимые в учебный план соответствуют требованиям индустрии. Мы в нашем обучении меняем подходы к преподаванию материала: уклон делается на практические кейсы и задачи в реальном времени. Особое внимание уделяется техникам и инструментам использования ИИ в профессиональной деятельности».

 

Эксперты предупреждают о рисках, связанных с повсеместной цифровизацией и использованием нейросетей. Прежде всего это угроза конфиденциальности данных и ослабление навыков критического и креативного мышления.

 

Сергей Большаков отмечает: «Применение новейших IT-решений остается неизбежным шагом. Но полная цифровизация несет риски: никто не может гарантировать безопасность системы. Несколько лет назад хакеры взломали сайт одного крупного университета и похитили данные студентов и преподавателей. Верить, что все можно перевести в цифру, – безответственно».

 

Юрий Данейкин добавляет: «В контексте ИИ особенно важно развивать у студентов критическое мышление. Это нужно, чтобы использование нейросетей помогало им повышать уровень знаний и профессиональные компетенции, а не подменяло их».

 

 

Ориентация вузов на запросы работодателей помогает студентам быстрее найти работу и построить успешную карьеру. Но подготовка к профессиональной деятельности – лишь одна из задач университета.

 

Олеся Воронушкина поясняет: «Качество работы университета определяется не только образовательной деятельностью, но и воспитательной работой, научными исследованиями и международной деятельностью. Совместить все на высоком уровне сложно: обычно университет сильнее в одном направлении и уступает в другом».

 

Хотя университеты обязаны создавать условия для успешного трудоустройства выпускников, образование должно оставаться фундаментальным и не сводиться исключительно к практическим навыкам. 

 

Сергей Большаков: 

Университетское образование должно оставаться фундаментальным – его задача научить человека мыслить. Это открытое образовательное пространство, немыслимое без науки и международного взаимодействия. Хотите чисто прикладные компетенции – для этого есть колледжи и программы ДПО.


 

Команда Юрайта благодарит экспертов за дискуссию и желает всем коллегам сохранять тот баланс между практической пользой и фундаментальной подготовкой, который соответствует миссии их учебного заведения! 

 

Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!