Показать виджеты
Скрыть виджеты
09 декабря 2025 активны на платформе
51 128 +18
Преподавателей
689 229 -121
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Как поддержать публикационную активность в вузах: Дискуссия на КонтентКон 2025

Дата публикации
13 ноября 2025
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
401

Университеты определяют новые приоритеты публикационной политики, ищут новые способы мотивировать и отслеживать активность авторов и отвечают на вызовы, связанные с ИИ и геополитической ситуацией.

 

Инсайтами поделились Ольга Павленко (Проректор по научной и проектной работе, РГГУ), Дмитрий Ганин (Проректор по научной работе и инновационному развитию, Княгининский университет), Павел Лебедев (Заведующий кафедрой всеобщей истории, Историко-архивный институт РГГУ) и Дарья Таланкина (Ответственный секретарь приемной комиссии Челябинский государственный институт культуры).

 

 

От публикационной активности зависит многое в университете: она показывает эффективность сотрудников, помогает вузу быть конкурентоспособным и влияет на решения о кадрах и поощрениях.

 

Дмитрий Ганин поделился, как критерии публикационной активности влияют на рабочие планы сотрудников вузов: «Нам важно увеличивать количество и качество публикаций, особенно в высокорейтинговых журналах. Каждый научный сотрудник и преподаватель отслеживает объемы публикаций и планирует количество статей на следующий год».

 

На опыте РГГУ Ольга Павленко рассказала, как добиться высоких показателей по эффективному контракту: 

 Высший балл в эффективном контракте дается за монографию, а вот публикации в так называемых «мусорных журналах» не учитываются. У нас есть список нежелательных изданий, многие из них берут деньги за публикации. 

 

9D4E2718-7BA4-42C3-8A6C-EAD9C9C6237D.jpg 

 

 

 

 

   

 

Ольга Павленко, Проректор по научной и проектной работе, РГГУ.

 

 

Компенсации и конференции: Как мотивируют исследователей

 

Так как публикационная активность напрямую влияет на успех университета, вузы ищут способы мотивировать преподавателей публиковаться. Не ограничиваясь эффективным контрактом.

 

Дмитрий Ганин рассказывает: «У нас действует система поощрения сотрудников: мы полностью возмещаем авторам затраты на публикации в журналах ВАК категории К1 и К2». 

 

Дарья Таланкина: 

Наш вуз использует активные форматы научной публикации – конференции по России и за рубежом – преподавателям помогают с очным участием во всероссийских и международных конференциях. Это хорошо стимулирует их научную деятельность.

 

671EEFBC-AECA-4533-BFEF-94E33E1340C2.jpg

 

 

 

   

 

 

 

Дарья Таланкина, Ответственный секретарь ПК, Челябинский государственный институт культуры.

 

Ольга Павленко подчеркнула, что внутренние журналы вузов помогают сотрудникам публиковаться, но чтобы сохранять качество, им важно соблюдать ограничения:  «Высокорейтинговые журналы вузов должны публиковать не более 40% внутренних исследователей. Тексты должны быть свежими, серьезными и носить прорывной характер – в гуманитарных науках это не так легко сделать».

 

Дарья Таланкина объяснила, как решают проблему неравномерных публикаций на кафедрах: «Общеуниверситетские кафедры поднимают публикационную активность через междисциплинарные исследования, повышение квалификации преподавателей и слияние кафедр».

 

 

Научная деятельность vs. Преподавание

 

Сотрудники вузов почти всегда одновременно ведут научную работу и преподают, что ограничивает их публикационные возможности. Но одно без другого просто не существует.

 

Ольга Павленко:

Сотрудник вуза обычно совмещает роли профессора и научного исследователя. Это правильно: если педагог несет в аудиторию знания, он должен эти знания прорабатывать сам. 

 

Павел Лебедев подчеркнул, что не только научная работа важна для преподавания, но и преподавание – для науки: «Сотрудники университетов могут распределять нагрузку: кто-то не любит преподавать и больше занимается наукой, пишет научные труды, участвует в конференциях. Однако преподавание питает научную работу, так что эту зону взаимодействия этих важнейших для университета сфер деятельности нужно всемерно поддерживать».

 

 

Академический цех для студентов

 

Один из способов эффективно совместить преподавание и научную работу – вовлекать в научную активность студентов.

 

Дмитрий Ганин:

С первого курса студентов вовлекают в науку через студенческое научное сообщество – там уже более тысячи участников. Студенты участвуют в конференциях, олимпиадах и конкурсах, публикуют тезисы и статьи. Кстати, наш университет вошел в Книгу рекордов России по количеству конференций проведенных на борту теплохода!

 

D4EB0E60-F04A-4FB5-BECA-1041811AF34D.jpg

 

 

 

 

   

 

 

Дмитрий Ганин, Проректор по научной работе и инновационному развитию, Княгининский университет.

 

Дарья Таланкина поддержала идею важности конференций: «Научную деятельность можно поддержать через выход на практическое применение. Студентам, аспирантам и молодым ученым важно, чтобы их академический труд принимал материальную форму – например, форумы, конференции, мероприятия, выставки». 

 

Павел Лебедев рассказал, что вдохновляет студентов вступать в научные ряды: «Мы вовлекаем студентов в науку через студенческие журналы и научные общества. В каждом работают десятки активистов и по вечерам у них проходят горячие дискуссии. Студентов вдохновляет, когда преподаватель делится последними научными открытиями».

 

Ольга Павленко поделилась опытом формирования студенческого исследовательского сообщества: «Мы вовлекаем студентов в проектную научную деятельность через студенческие научные коллективы. Они получают финансирование, защищают проект, делают публикации. Получается такой академический цех». 

 

 

Как использовать ИИ без рисков

 

Искусственный интеллект сильно повлиял на объемы и качество публикаций. На данном этапе важно сделать использование ИИ прозрачным и закрепить правила его применения нормативами. 

 

Ольга Павленко поделилась мнением: «От использования ИИ уйти сложно, но студентов и преподавателей нужно учить правильно формулировать вопросы. Адекватный ответ часто получаешь не раньше 4-5 запроса. Также важна прозрачность, например, Nature требует отмечать фрагменты, сгенерированные ИИ, а полностью сгенерированный текст не считается авторским. Важно разработать в университете свой кодекс использования ИИ».

 

Дарья Таланкина дополнила: «Преподавателям нужно показывать, как использовать ИИ не во вред себе как автору. Для этого нужны конференции с экспертами по автоматизации процессов в образовании и методические рекомендации со списком одобренных сервисов».

 

Павел Лебедев рассказал о методе повышения академической честности у студентов:

Я разбираю со студентами конкретные ответы ИИ и мы с ними смотрим, где он правильно что-то нашёл, а где ошибается или поверхностно обрабатывает информацию. Студентам это интересно, и помогает снизить желание лишний раз бездумно сгенерировать ответ с помощью нейросетей.

 

EA293972-D597-466D-B697-F6CC8DFAF677.jpg

 

 

 

 

   

 

 

Павел Лебедев, Заведующий кафедрой всеобщей истории, Историко-архивный институт РГГУ.
 

 

ИИ, эффективный контракт и непростая публикационная гонка по разному влияют на качество исследований. Поэтому сейчас как никогда важно строго придерживаться существующих принципов академической этики и вырабатывать новые правила для новых вызовов.

 

Дмитрий Ганин напоминает:

Технологический суверенитет страны напрямую зависит от нашей работы и публикаций! 

 

Благодарим экспертов за идеи и желаем всем эффективно сочетать преподавание с исследованиями! Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!