Показать виджеты
Скрыть виджеты
09 декабря 2025 активны на платформе
51 128 +18
Преподавателей
689 229 -121
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Где публиковаться преподавателям и какие форматы учитываются: Дискуссия на КонтентКон 2025

Дата публикации
18 ноября 2025
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
258

Публикационная активность выходит за рамки классической науки: подкасты, просветительские передачи, экспертные комментарии… Университеты по-разному переосмысливают роль эффективного контракта и его критериев, а кто-то сознательно отказывается от системы. 

Как меняются критерии качества публикаций, как поощрять молодых преподавателей и стоит ли ставить цифровую видимость выше квартиля – дискутировали Денис Вакарчук (Начальник Управления по координации научной и экспертно-аналитической работе РГГУ) и Юлия Леденёва (Начальник отдела научно-практических проектов и информации Университета Правительства Москвы).

 

 

Эффективный контракт: Так ли эффективен

Денис Вакарчук рассказывает:

Система эффективного контракта представляет собой внутренний механизм, направленный на повышение качества научной результативности университета. Успешное функционирование этой системы, включая рост числа публикаций в высокорейтинговых журналах, положительно влияет на позиции университета в национальных и международных рейтингах. Однако работа с рейтинговыми агентствами представляет собой отдельное стратегическое направление, требующее комплексного подхода и системного управления.

 

C3BC5EBD-7B7C-4B63-950A-7EAD0DA845FE.jpg

 

 

 

 

 

 

Денис Вакарчук, Начальник Управления по координации научной и экспертно-аналитической работе РГГУ.

 

Таким образом, эффективный контракт дополнительно стимулирует научных сотрудников и дает возможность управлять своим доходом. Он также помогает вузам занимать более высокие позиции в рейтингах, но важно понимать, что он работает в комплексе с другими мерами. Например, нужно выстраивать отношения с рейтинговыми агентствами, выходить на их площадки, выступать на их мероприятиях. 

 

Далеко не все вузы России внедрили эффективный контракт. Юлия Леденёва прокомментировала, какие риски может нести за собой эта система: «Мы не вводили эффективный контракт. Одна из причин — наш университет небольшой, и важно беречь преподавателей, не подрывая моральный климат. Кроме того, для нас не является приоритетом развитие фундаментальных исследований как основной цели».

 

 

Цифровая видимость или рейтинговая публикация?

 

С эффективным контрактом или без него, публикационная активность сейчас понимается куда шире, чем научные публикации. Постоянно включаются новые форматы.

 

Юлия Леденёва объясняет: «Мы рассматриваем публикационную активность широко. Это не только научные статьи, но и прикладные экспертные материалы, публикации на площадках Правительства Москвы для внутреннего профессионального сообщества, а также тексты, которые укрепляют бренд работодателя».

 

Денис Вакарчук тоже отмечает разнообразие форматов, но подчеркивает, что научные публикации – с монографией во главе – остаются самым весомым результатом: «Ключевым показателем научной результативности научно-педагогического работника в рамках системы эффективного контракта являются научные публикации, в том числе монографии. При этом для начисления баллов необходимо, чтобы при наличии у автора нескольких аффилиаций РГГУ был указан на первом месте. Вместе с тем, система эффективного контракта поощряет и другие виды научной работы: от патентования и научного редактирования до организации конференций и руководства диссертационными исследованиями».

 

При этом, эксперт обозначил, что выход на широкую аудиторию также приветствуется: «В рамках системы эффективного контракта РГГУ в том числе поощряется просветительская и популяризаторская деятельность научно-педагогических работников. В частности, начисляются баллы за экспертные комментарии и статьи в СМИ, а также за выступления в общественно-политических и культурно-просветительских передачах, подкастах».

 

Юлия Леденёва выводит просветительскую деятельность на один уровень с научной и отмечает, что сегодня все большее значение получает цифровая видимость, ведь именно она во многом формирует репутацию университета:

 

Просветительская передача на радио, по моему мнению, — труд не менее значимый, чем научная статья. Сегодня преподавателям важно осваивать цифровые форматы. Для привлечения абитуриентов решающее значение имеет цифровая видимость, а не квартиль. Поэтому мой совет прост: если хотите быть замеченными — публикуйтесь на Юрайте!

 

5EC7DB9C-4E5C-40E4-86BA-046D8E120FEB.jpg

 

 

 

 

 

 

Юлия Леденёва, Начальник отдела научно-практических проектов и информации Университета Правительства Москвы

 

 

«Показатель количества публикаций на преподавателя уже устарел»

 

Публикационная активность оценивается не только по количественным, но и по качественным критериям. Денис Вакарчук пояснил, как правильно отбирать журналы, чтобы соблюсти академическую этику: «Особое внимание в рамках системы эффективного контракта РГГУ уделяется соблюдению академической этики при оценке публикаций. Баллы не начисляются за работы, опубликованные в изданиях, предлагающих ускоренную публикацию за плату или иным образом нарушающих этические нормы. Это способствует стимулированию сотрудников к публикациям в авторитетных научных журналах с прозрачной редакционной политикой».

 

Юлия Леденёва отметила, что ИИ серьезно влияет и на качество, и на объем публикаций, поэтому главный фокус должен быть на том, какое воздействие статьи оказывают на академическое сообщество: «Показатель “количество публикаций на преподавателя” уже устарел. С приходом искусственного интеллекта подходы к мониторингу публикационной активности требуют пересмотра. Лично я прежде всего смотрю на то, сколько у конкретной статьи реальных читателей».

 

 

Как публиковаться молодым исследователям

 

Научная работа со студентами – один из самых эффективных трамплинов для преподавателей к хорошей публикационной активности.

 

Юлия Леденёва рассказала, что именно это направление является ключевым приоритетом в ее вузе: «Мы поощряем публикационную активность студентов и их участие в конференциях, а также премируем преподавателей за научное наставничество. Приходите в Студенческое научное общество, поддерживайте студентов — так вы обогатите собственное портфолио и поможете молодым исследователям вырасти профессионально».

 

Денис Вакарчук поделился похожим опытом: «Мы вовлекаем студентов науку через конкурсы на лучший научный коллектив, лучшую ВКР. Победители получают денежные поощрения – и сами участники, и их научные руководители».


 

Благодарим экспертов за инсайты и желаем всем публикаций в топовых журналах и максимальной цифровой видимости! Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!