Почти половина студентов колледжей продолжают обучение в вузах, и рынку критически не хватает кадров со средним профессиональным образованием. Как работодателям удержать молодых специалистов, и как колледжам модернизировать программы под запросы рынка, – обсудили с экспертами.
Мнениями поделились Виктор Усов (директор Академического колледжа, директор Челябинского института Международного инновационного университета), Ирина Комисарова (заместитель директора по учебной работе Международного Восточно-Европейского колледжа), Инна Сидоренко (директор колледжа Омского государственного технического университета), Ксения Милонова (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Колледжа современных технологий и медицины, проректор Национального института организации медицинской деятельности) и Наталья Федяева (директор Владимирского педагогического колледжа).
Выпускники колледжей крайне востребованы из-за нехватки специалистов среднего звена. В ситуации, когда сотрудник бюджетной сферы получает в разы меньше работников маркетплейсов, необходимо находить системные решения проблемы.

Виктор Усов, директор Академического колледжа, директор Челябинского института Международного инновационного университета
Выпускникам колледжей часто кажется более выгодным работать не по профессии. Это – проблема, над которой сейчас работает государство. Но уже сейчас колледжи могут помочь студентам устроиться по специальности и получать достойную зарплату.
Как колледжи помогают найти работу
Так как работодатель сейчас прежде всего обращает внимание на опыт, некоторые колледжи помогают студентам заранее подготовить портфолио для выхода на рынок труда.
Мы просим собирать портфолио с первого же курса. Оно формируется для каждого студента централизованно в нашей корпоративной образовательной среде: туда загружаются все электронные документы. А для креативных направлений создан сайт, куда загружают выполненные проекты.

Ирина Комисарова, заместитель директора по учебной работе Международного Восточно-Европейского колледжа
Портфолио необходимо для самопрезентации, даже если профессия не креативная или не требует высоких технических навыков: «Портфолио может отражать не только профессиональные, но и гибкие навыки. В крупных предприятий человека могут поставить в кадровый резерв за активную жизненную позицию. Не первое десятилетие успешными людьми становятся не круглые отличники, но активные граждане».
Эксперт также рассказала про проекты ее колледжа, с помощью которых студенты получают реальные заказы и рабочие места: «В рамках проекта «Колледж индустрий» у нас действует продюсерский центр, где студенты работают над оплачиваемыми заказами реальных клиентов под руководством преподавателей. Другой проект реализуется в ОЭЗ «Алабуга»: студенты там работают с первого курса и к выпускному курсу занимают руководящие позиции».
Кроме того, колледжи должны информировать студентов обо всех способах повысить свою конкурентоспособность:
Уровень зарплаты молодого специалиста определяется объемом и глубиной его компетенций. Колледжам необходимо уже на стадии обучения рассказывать учащимся о необходимости прохождения процедур по независимой оценке уровня освоения их навыков (конкурсы профессионального мастерства/аккредитация), возможностях дополнительного профессионального образования.

Ксения Милонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Колледжа современных технологий и медицины, проректор Национального института организации медицинской деятельности
Не менее важно закладывать правильные ценности. Инна Сидоренко подчеркивает, что студентам важно объяснять общественную ценность работы: «Педагоги колледжей должны выступать проводниками смыслов в карьерном сопровождении студентов. Важно показать, что работа – это не только способ заработать на хлеб, но и возможность внести вклад в развитие региона».
Как обучать работающих студентов
Работа – значительная дополнительная нагрузка, а значит поощрять ее стоит только среди тех, кто показал свою готовность и ответственность.
«Когда студент совмещает работу по специальности и учебу, его нагрузка увеличивается вдвое. В данном случае важно оценить возможности студентов, желающих трудоустроиться, так как необходимо убедиться, что каждый из них сможет выполнять свою работу качественно, не снижая при этом успеваемость в колледже», – прокомментировала Наталья Федяева.
При этом, эксперт подчеркнула, что из-за нехватки специалистов в регионе преподаватели не только не мешают студентам работать, но и активно этому способствуют: «Студенты 4 курсов педагогических колледжей теперь могут официально трудоустраиваться в детские сады и школы, при условии, что они успешно сдали сессию и им исполнилось 18 лет. Они активно пользуются этим правом, переходя на обучение по индивидуальному учебному плану. Педагоги им в этом содействуют, понимая значимость решения проблемы дефицита педагогических кадров в регионе».
Ирина Комисарова также предлагает поддерживать работу только среди студентов старших курсов: «Студент может и должен начинать работать по специальности во время обучения, однако лучше это делать на старших курсах, когда уже есть необходимые компетенции. Поэтому у нас каждый семестр студенты получают какой-нибудь профессиональный навык».
Основной инструмент поддержки работающих студентов – индивидуальный учебный план. Как правило, это означает персональный график занятий, дополнительная литература и дистанционные лекции, тесты и экзамены. Иногда навстречу идут работодатели и сокращают рабочий день студентам.
Чтобы студент мог совмещать работу и учебу, согласуются его рабочий график и расписание посещения колледжа. В отдельных случаях предприятие сокращает рабочую неделю, а для студентов последних курсов возможен переход на индивидуальный учебный план с применением технологий онлайн-обучения.

Инна Сидоренко, директор колледжа Омского государственного технического университета
«Если студент совмещает учебу и работу, ему идут навстречу: где-то могут перезачесть баллы, потому что он уже работает по специальности, а где-то могут позволить удаленный формат сдачи. Электронная среда позволяет реализовывать индивидуальные учебные планы и адаптировать процесс под конкретного студента», – дополнила Ирина Комисарова.
Ксения Милонова согласилась с коллегами, и рассказала, как Юрайт помогает выстроить индивидуальную работу со студентами: «Для индивидуальных учебных траекторий – для тех, кто уже работает по специальности или переквалифицируется – мы часто используем электронные ресурсы, например платформу Юрайт: формируем учебные группы и предоставляем доступ к курсам, видеоматериалам, тестированиям и заданиям».
Целевое обучение или как сохранить специалистов на рынке
Поступление студента в вуз после колледжа не означает потерю специалиста для рынка труда. Чаще всего он некоторое время продолжает работать по специальности, совмещая это с учебой.
«Более 40% выпускников продолжают обучение в вузе. Но многие выбирают заочную форму обучения и успешно сочетают полноценную работу по специальности с обучением в вузе», – рассказал Виктор Усов.
Инна Сидоренко отметила, что желание студентов продолжать обучение в вузах нельзя ограничивать, но на этом этапе критически важно предоставлять им все возможности совмещать учебу с работой: «Когда выпускник после колледжа поступает в вуз, рынок труда краткосрочно теряет специалиста, но в долгосрочной перспективе выигрывает от качества кадров. Бороться с поступлением в вузы нельзя, но нужно учитывать это и, например, предлагать завершать обучение заочно или по целевому контракту».
Целевой договор не только дает студентам возможность сочетать учебу с работой, но и повышает вероятность, что студент останется в профессии, а учебные заведения станут активнее обновлять свои программы.
Лишь 30–35% выпускников идут работать по специальности. Целевая форма обучения может не только решить эту проблему, но и дать студенту уверенность в завтрашнем дне. Однако мы видим отток абитуриентов: они опасаются плохих условий труда по целевому контракту, поэтому важно вести просветительскую работу и рассказывать о задачах и преимуществах такой формы. Целевая форма обучения усиливает конкуренцию между образовательными учреждениями, ведь именно предприятия индустрии решают, где будут обучаться их будущие специалисты. В результате колледжи обновляют программы и качество образования растет.
Ксения Милонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Колледжа современных технологий и медицины, проректор Национального института организации медицинской деятельности
Дополнительные меры поощрения по целевому контракту помогают студентам увеличить свой доход и мотивацию. Об этом рассказала Наталья Федяева: «Мы инициируем заключение как можно большего количества договоров о целевом обучении. С 2025 года в рамках Постановления правительства Владимирский области студентам теперь не только вузов, но и колледжей, заключивших целевой договор, устанавливается ежемесячная дополнительная стипендия. Это повышает мотивацию к обучению, улучшает материальное положение студента, гарантирует трудоустройство в желаемую образовательную организацию».
Как работодателям заинтересовать выпускников
«Сегодня рынок принадлежит не работодателю, а работнику. Компании должны понимать психологию нового поколения и вкладываться, чтобы сотрудники к ним шли», – комментирует Ирина Комисарова.
Но что это значит? Во-первых это – создание ценности и четко сформулированной миссии. Сегодня молодым специалистам важно понимать, ради чего они работают, помимо денег: «Молодые специалисты боятся не низкой зарплаты, а тупика и отсутствия ценности своей работы. Важно предлагать им понятную карьерную траекторию и миссию: например, не просто перерабатываем нефть, а делаем экономику более устойчивой. Ценностным мостом между студентом и работодателем могут стать образовательные организации», – рассказала Инна Сидоренко.
Эксперт добавила другой важный аспект – дать молодым специалистам возможность попробовать себя в разных направлениях и компетенциях: «Студентов не стоит ограничивать рамками одной профессии – сегодня важна подготовка мульти-специалистов, владеющих целым рядом компетенций. Мы рассчитываем, что у выпускников колледжей появится доступ к своего рода карьерному конструктору».
Помимо этого, необходима продуманная система наставничества и дополнительные формы поощрения за достижения.
Примерно 30-40% молодых педагогов увольняются из образовательной организации после первого года работы. Поэтому очень важно, чтобы работодатели выстраивали более качественную систему сопровождения молодого специалиста, предусматривая все необходимые меры поддержки и стимулирования. А также молодому педагогу важно наличие опытного наставника, что будет способствовать более успешному закреплению его на рабочем месте.

Наталья Федяева, директор Владимирского педагогического колледжа
И наконец, необходима тесная связь работодателей и учебных заведений, чтобы еще на этапе обучения у студентов было ясное представление, чем им предстоит заниматься, и они были к этому готовы! Об этом рассказала Ксения Милонова: «Мы ждем от работодателей конкретики в вопросах актуализации компетенций и навыков, которые они ожидают увидеть у молодых кадров, чтобы дополнить, модернизировать образовательные программы».
Подводим итоги беседы
1. Кадровый голод по специалистам среднего звена усиливается. Колледжи и работодатели должны работать вместе, чтобы удерживать выпускников в профессиях.
2. Колледжи могут и должны поощрять работающих студентов при помощи индивидуальных учебных планов, технологий дистанционного обучения, образовательных платформ..
3. Студенты часто продолжают обучение в вузах, но это не значит потерю специалиста для рынка. Многие совмещают учебу с работой, но им нужны условия, например, заочная форма или целевой контракт.
4. Колледжи играют важную роль в трудоустройстве. Портфолио, реальные проекты, продюсерские центры, наставничество и профориентация помогают студентам находить работу и расти.
5. Целевое обучение – один из главных инструментов удержания и развития кадров. Оно дает студентам стабильность, гарантии трудоустройства и мотивирует, а учебным заведениям – стимул обновлять программы.
6. Молодые специалисты выбирают место работы не только по зарплате. Им важно понимать миссию компании, видеть карьерную траекторию, пробовать разные компетенции и иметь наставника.
7. Работодателям нужно активнее взаимодействовать с колледжами. Только так образовательные программы будут соответствовать запросам рынка, а студенты – приходить готовыми к реальной работе.
Благодарим экспертов за идеи! Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!