Показать виджеты
Скрыть виджеты
05 декабря 2025 активны на платформе
51 198 -10
Преподавателей
692 586 -738
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Как сформировать ценности студента: Дискуссия на форуме СПО

Дата публикации
05 декабря 2025
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
16

Студенты колледжей часто находятся уже вне зоны родительского влияния, но сами колледжи далеко не всегда закрывают потребность в развитии личностных и социальных навыков. При этом именно в этом возрасте важно сформировать мягкие навыки. Чего ждут родители? Какие запросы у работодателей? И как построить работающую воспитательную систему в колледжах?

 

Мнениями поделились Дмитрий Кизилов (заместитель директора колледжа Стимул, доктор технических наук, профессор), Елена Сартакова (директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева, вице-президент Союза директоров организаций СПО России, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, член Совета Министерства просвещения РФ по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования), Кристина Полозова (учредитель и директор Ивановского колледжа управления и права, кандидат исторических наук, доцент, член Ивановского регионального отделения ассоциации юристов России), Марина Кузнецова (заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа, кандидат педагогических наук, член Федерального учебно-методического объединения СПО по УГПС 44.00.00.Образование и педагогические науки).

 

 

Воспитательной работе в колледжах не всегда хватает внимания – особенно там, где колледжи встроены в структуру университетов. Об этом рассказал Дмитрий Кизилов: «Колледж при университете – это хорошо, но этого недостаточно: систему СПО нужно развивать отдельно, чтобы уделить внимание всем аспектам ее работы».

 

 

Воспитательная работа – это новые дисциплины?

Когда речь идет о воспитательной работе, первое, что приходит на ум, – обновление учебных программ. Действительно, в учебный план включают дисициплины, которые учат этично применять теорию в реальных ситуациях или, например, выстраивать грамотную коммуникацию с коллегами, клиентами и партнерами.

 

Кристина Полозова поделилась опытом юридического колледжа: «Мы реализуем образовательные программы по специальности 40.02.04 Юриспруденция и внедряем ценностный подход через его гармоничное интегрирование в содержание тематических планов обязательных учебных предметов на всех курсах, подачу учебного материала и живое взаимодействие студента и преподавателя; через включение в вариативную часть образовательной программы  специальных предметов. На 1 курсе: “Культура общения”, добавление в тематический план предмета “Право” и разделов “Право и нравственность”, “Право и религия”, “Право как социальный регулятор”. На втором и третьем курсах независимо от выбранной направленности: “Юридическая психология”, “Противодействие коррупции”, “Противодействие терроризму”, “Право и организация социального обеспечения”».

 

Одно из ключевых направлений воспитательной работы – помочь студентам осознать ценность своей будущей профессии. В этом хорошо помогают профориентационные мероприятия, в том числе дополнительные дисциплины.

 

Студенты пришли в новую среду и часто не уверены в своем выборе. Чтобы помочь им почувствовать ответственность за свое обучение, мы уже 8 лет делаем курс профессионального становления студентов, где прорабатываем ценности их специальности и учимся находить то, что им нравится.

DBFF8911-5A45-4DE8-A618-5C610467709E.jpg

Елена Сартакова, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева

 

При этом вводить новые дисциплины – не всегда обязательно, иногда достаточно усилить ценностную составляющую в существующих курсах. Важно, чтобы преподаватель передавал именно те смыслы, в которые сам искренне верит. Как отметила Марина Кузнецова: «Профессиональное воспитание реализуется не за счёт добавления новых дисциплин, а через содержание уже существующих предметов. Воспитательный процесс не терпит формальности – либо он проводится искренне, либо не проводится вовсе».

 

 

Квесты и наставничество: Воспитание через интерактив

Игровые форматы повышают вовлеченность студентов и помогают лучше усваивать материал. Именно поэтому их стоит активнее использовать и в воспитательной работе. 

Такую идею подала Кристина Полозова: «В воспитательной работе отдаем предпочтение игровым форматам: квестам, ролевым играм, игровым судебным процессам, викторинам, конкурсам – не меньше, чем традиционным круглым столам и конференциям. В игровой и интерактивный формат, при желании и креативном настрое, можно обрамить даже самую серьезную тему». 

 

Интерактивные форматы усиливают мотивацию, развивают чувство ответственности и добавляют элемент азарта. На это обратил внимание и другой эксперт.

 

Одним из важных способов формирования ценностей у студентов стало участие в конкурсах, которое нередко сопровождается и волонтерской деятельностью. Например, если посмотреть на участников конкурса «Большая перемена», видно, как у них меняется отношение к работе и растет ответственность.

FA349F9A-EC2F-4A86-A9F3-766D7660BD10.jpg

Дмитрий Кизилов, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева

 

Кроме того, чувство ответственности растет, когда студентам дают возможность попробовать себя в роли наставников и преподавателей.

 

В последнее время мы оценили формат воспитательной работы среди студентов в форме наставничества «студент – школьнику»: студенты старших курсов готовят яркие правовые просветительские презентации с элементами викторины. Сначала они «обкатывают» их на наших первокурсниках, при необходимости дорабатывают и выходят к школьникам города. Самым активным участникам викторин дарят сладкие подарки. Такой формат идеален для реализации ценностного компонента: даже одно мероприятие может охватывать сразу несколько направлений воспитательной работы. Например, недавно в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям студенты выходили к школьникам и помогали им разобраться в способах защиты своих прав, своих обязанностях и юридической ответственности с учетом возраста. 

09567CF1-4D63-4335-8AA2-CBD4751E1B15.jpg

Кристина Полозова, учредитель и директор Частного профессионального образовательного учреждения «Ивановский колледж управления и права»

 

 

Как и с кем сотрудничать

Прежде всего, для воспитательной работы важно сотрудничать с работодателями – понимать их ожидания и приоритеты. Студенты должны выпускаться не только с нужными знаниями, но подготовленными к реальной жизни, с навыками общения и этическими ориентирами.

 

Мы проводим стратегические сессии с работодателями. Например, мы выяснили, что для них важно умение сотрудников выходить из конфликтных ситуаций – они даже предлагали ввести предмет «Конфликтология». Важны этика общения и стрессоустойчивость, то есть умение сохранить достоинство в любой ситуации.

DADD2BF5-141B-4F7A-845F-027C744819B6.jpg

Марина Кузнецова, заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа

 

Эксперт подчеркнула и значимость взаимодействия с просветительскими организациями: «В рамках воспитательной работы мы сотрудничаем с различными организациями, например, “Движение первых” и “Россия – страна возможностей”. Особенно мне нравится “Российское общество Знание” – просветительская инициатива, которая продвигает ценность научного познания».

 

Вместе с просветительскими организациями и будущими работодателями можно запускать реальные проекты – так студентам легче почувствовать ценность своей работы. 

 

Наш колледж, с недавнего времени, взял курс на проектную систему. Проекты оживляют образовательный процесс и мотивируют студентов на инициативу, активность. Проекты – это не «для галочки», а из желания быть полезным и помогать по профессиональному профилю еще будучи студентом-юристом. Тематика проектов  соответствует запросам профильных организаций – потенциальных работодателей – или ориентирова на правовое просвещение категорий граждан: например, социально – правовая тематика. Вместо курсовой работы – социально-правовой проект на базе СФР на актуальную просветительскую тематику для представителей «серебряного» возраста с докладами, презентациями и памятками для раздатки. Вместо дипломной работы – совместный с УМВД проект, направленный на просвещение по теме кибермошенничества. Создание и продвижение полезного медиаконтента, разработка просветительских материалов в игровом формате для школьников и молодежи, в доступном формате для старшего поколения и т.д. Проекты, в отличие от письменных работ, не убирают «в стол», они внедряются здесь и сейчас и находят отклик у конкретных людей: например, бабушке помогают определить мошенника и не лишиться накопленных средств, а школьнику – обратиться за помощью в случае проблем в семье или буллинга. Студенты чувствуют отдачу от всех, на кого был рассчитан их проект.

 

Кристина Полозова, учредитель и директор Частного профессионального образовательного учреждения «Ивановский колледж управления и права»

 

 

Как двигаться дальше

Главной трудностью в реализации воспитательных проектов становится низкая мотивация преподавателей. Необходимо развивать и поддерживать наставничество среди преподавателей, отметил Дмитрий Кизилов: «В любой учебной и внеучебной активности огромную роль играют наставники. Проблема в том, что преподаватели часто не проявляют заинтересованности. Важно развивать связь наставник–студент и работать с преподавателями, чтобы они не избегали участия». 

 

Еще одна проблема, которую подчеркнул эксперт, – это слабая связь колледжей с родителями, в то время как работа по воспитанию должна стать совместной: «В колледжах воспитательная работа пока не на уровне, но и родители считают студентов колледжей взрослыми и перестают заниматься их воспитанием. Так что, слабая связь колледжей с родителями – одна из важнейших проблем».

 

Среди прочих направлений работы выделяется важность воспитания любви к родине через культурные проекты. На этом акцентировала внимание Марина Кузнецова: «Колледжи должны прививать студентам любовь к своему региону, ведь любовь к большой родине начинается с любви к малой. Например, мы ищем выдающихся людей из разных мест Урала и запускаем проекты, исследуем свой регион».


Елена Сартакова же отметила, что нужно не только учить, но и самим учиться у молодежи: «Студенты отзывчивы и часто откликаются на просьбы о помощи раньше, чем мы. У них можно многому научиться, особенно в вопросах поддержки и взаимопомощи: они не осуждают, а стараются понять».

 

 

Подводим итоги беседы

Воспитательная работа строится через новые дисциплины, которые помогают этично применять знания на практике, через ценностные дополнения к уже существующим курсам и через профориентационные занятия.

 

Особое значение приобрели интерактивные форматы: квесты, ролевые игры, викторины и конкурсы. Они повышают вовлеченность студентов и развивают их ответственность.

 

Другой значимый формат – проекты: студент вместе с наставником и организацией-партнером реализует проект в реальной жизни и видит результат для конкретных людей. Это сильно повышает ценность работы в его глазах.

 

Главные сложности в воспитательной работе – низкая мотивация преподавателей и недостаточная коммуникация как с работодателями, так и с родителями.

 

Напоследок – важное напоминание!

 

Строить коммуникацию со студентами на равных и делить с ними ответственность – необходимая часть преподавания сегодня. Приходится помогать коллегам сохранять эту планку, а в быстром темпе жизни это непросто. Хочется поблагодарить педагогов: их мастерство действительно ценно, и от них зависит очень многое.

Елена Сартакова, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева

 

 

Благодарим экспертов за идеи! Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!

Другие новости