24 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием Методика подготовки интерактивного занятия, организованная Юрайт.Академией. В конференции участвовали 2439 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья.
В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Перспективные цифровые форматы проведения занятий: эксперименты, практики, рекомендации» (https://urait.ru/su/f2123e), в ходе которой мы обсудили с ведущими экспертами уже имеющиеся и ожидаемые в ближайшем будущем инструменты и подходы по проведению интерактивных занятий.
Возьмет ли цифровая рутина нас за горло?
Владас Повилайтис (директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, д. ф. н.) выступил в роли модератора и начал дискуссию с острого вопроса: не получится ли так, что новая цифровая рутина возьмет нас за горло, а прежняя академическая рутина покажется прекрасной? Интерактивное занятие — оно очень затратное.
Александра Дмитриева (руководитель методической разработки программы «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) обозначила принципиальную позицию: не нужно проводить интерактив ради интерактива. Важно всегда проверять, достигается ли образовательная цель.
Алексей Щербина (к. э. н., д. ф. н., профессор, заведующий кафедрой организации и технологий сервисной деятельности, председатель Научно-методического совета Южного федерального университета, эксперт Рособрнадзора, эксперт Национального агентства аккредитации и рейтинга республики Казахстан) констатировал, что в любых отношениях нужна золотая середина — эффективный взвешенный подход по дисциплине и в целом по образовательной программе.
По мнению Маргариты Досымовой (начальника управления цифровизации образовательных траекторий Алтайского государственного университета), полная интерактивность — это достаточно сложно, а иногда и нецелесообразно. Например, можно выдать готовый предварительный материал по математике, но без вывода формул, без объяснения материала преподавателем студенты все равно ничего не прочитают, не поймут так, как нужно, как бы красиво мы ни написали.
Наталия Орлова (начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета, секретарь-организатор рабочей группы рынка «НТИ Эдунет») считает, что общего закона и подхода к количеству интерактивных занятий нет, баланс определяется критериями качества и необходимости, каждый преподаватель вправе самостоятельно встраивать интерактив в свой курс в необходимом объеме. Важно выстроить так траекторию своего курса, чтобы: 1) вовлечь; 2) мотивировать; 3) получить качественный результат.
Зарема Гасанова (к. п. н., руководитель Центра дистанционного обучения Дагестанского государственного университета народного хозяйства) пришла к следующему выводу в своем выступлении: «Ни геймификация, ни интерактив не могут считаться обязательными, это не панацея. Все должно быть методически обосновано и применяться для решения определенных задач — например, поддержки мотивации либо приближения к реальным профессиональным задачам».
Правильно — отменять лекции?
Александра Дмитриева рассказала, что в ВШГУ РАНХиГС реализуется радикальный подход к методике интерактивных занятий с полным отказом от лекций: «Мы пришли к тому, что на онлайн-занятиях нет лекций вообще, мы работаем по модели, близкой к модели перевернутого класса: слушатели изучают теорию до занятия самостоятельно. А все онлайн-занятия — интерактивные форматы, решение задач, работа в группах. Так студенты постоянно вовлекаются в обучение».
Алексей Щербина возразил: «Мое убеждение — от лекции отказаться невозможно. Лекция важна и нужна в любом курсе, вопрос в том, как она преподносится, читается, как преподаватель взаимодействует со своими студентами. Существует масса возможностей мотивировать студента для его активизации в процессе лекции и обучения в целом».
Образование — игра или усилие?
Владас Повилайтис обозначил свои взгляды на образование: «Корпорации вкладывают миллиарды в развлечение, чтобы что-то нам продать. Я не верю в образование играющее. Обучение — это всегда труд, усилие. Трудиться придется — это детям кто-то должен рассказать».
Другую позицию отстаивала Александра Дмитриева: игра полезна, если ее правильно использовать. Эксперт поделилась своим методическим опытом: «Мы набили очень много шишек, когда переводили все в игровые форматы. Нельзя, чтобы игровой формат перетащил на себя все внимание от содержания. Нельзя, чтобы слушатель фиксировался только на игровом опыте — важно, чтобы он “вытащил” реальный смысл задания, реальное содержание».
Что нужно для этого сделать? Александра описала практики ВШГУ: «Все преподаватели наши работают по скриптам, по сценариям. Сложно подобрать таких преподавателей, модераторов, которые могут так работать, повышать их квалификацию: чтобы они поверили в нашу сюжетную рамку, чтобы сами не заигрывались и не упускали смысл и содержание. Это действительно непростой баланс… Игра — это в первую очередь эмоциональная атмосфера, мы погружаемся в некую воображаемую реальность, а внутри нее мы раскладываем содержание».
Наталия Орлова в продолжение темы коснулась распространяющихся образовательных систем виртуальной реальности: «VR нужен, но возникает вопрос необходимости, где и для чего его использовать. Очень полезно и информативно показать работу устройства, оборудования, аппарата. Но это не исключает и простую модель в виде двухмерного чертежа. Полноценный VR — это шикарный инструмент для передачи опыта, но дорогой и пока не всем доступный».
Алексей Щербина рассказал, как ЮФУ вводит соревновательность в обучение через балльно-рейтинговую систему: «Учебные достижения мы условно разделили на две группы: 1) достижения, получаемые в рамках дисциплины; 2) достижения вне этого взаимодействия — проектные, исследовательские, волонтерские, социальные и т. д. Преподаватель четко на входе объясняет, какие баллы за что ставятся. Портфолио ежегодно проходит ранжирование достижений, по итогам конкурса победители получают дополнительную мотивацию — международные стажировки, право на участие в грантах, приоритетные предложения от индустриальных партнеров, прямые денежные выплаты».
Возможности и ограничения новых технологий
Владас Повилайтис считает, что мы находимся на одном уровне с Европой по образовательным инструментам, но сильно проигрываем решениям для бизнеса. Электронных сред много, каналов коммуникации масса, но они не заодно, нет целостного системного решения. Это много частностей, много маленьких костылей.
Это порождает новые сложности. Владас развил свою мысль: «Я всегда задаю себе вопрос: какие новые возможности дают новые технологии? Какие ограничения дают новые технологии? Если нет инфраструктуры в вузе, никакие инструменты не “полетят”».
По мнению Заремы Гасановой, интерактивные занятия определяют требования к ЭИОС: «Есть единая отправная точка для всех участников учебного процесса — это личный кабинет электронной информационно-образовательной среды вуза, а дальше можно выбирать любые инструменты, которым обучены и преподаватели, и студенты, и интегрировать их с ЭИОС».
Спикер поделилась своими наблюдениями: «Раньше, в “доковидный” период, возможности доступных электронных инструментов опережали запросы преподавателей, а теперь благодаря их применению преподавателями и осознанию предоставляемых возможностей потребности преподавателей резко возросли».
Алексей Щербина рассказал об исследовании востребованности у студентов разных элементов ЭИОС: больше всего студент смотрит через приложение баллы по дисциплине, свое расписание. Именно взаимодействие в ЭИОС — не самое эффективное. Это ВКонтакте, это WhatsApp, используется MS Teams. При этом ребята адаптируются быстрее, чем преподаватели. Они часто подсказывают, на какую кнопочку нажать.
Маргарита Досымова также привела результаты своих исследований: «Мы провели тест по оценке цифровой грамотности и для преподавателей, и для студентов. Оценивали общие моменты, касающиеся цифровой культуры, информационной безопасности, использование стандартного, на наш взгляд, набора цифровых инструментов, умение с ними работать. Интересный вывод получился — преподаватели и студенты показали примерно одинаковый срез: в среднем 80 %».
Преподавание и доставка пиццы
Владас Повилайтис указал на обострившуюся проблему цифровой коммуникации «преподаватель — студенты»: «Я категорически против теории доступности преподавателя в режиме 24/7, чтобы преподаватель по щелчку был готов. Коммуникация не может идти в таком режиме, мы же не доставщики пиццы!»
Продолжая тему, Алексей Щербина поделился личными впечатлениями: «Мне студенты пишут всегда, честно говорю. Я не согласен с доступностью 24/7, но они пишут. Пытаюсь их дисциплинировать, отвечать в рабочее время, проговаривать в виде беседы. Это внутренняя культура. Как иначе?»
Приносить удовольствие, приносить результат
Наталия Орлова поделилась своим видением будущего: мы умеем передавать знания и даже умения. Задача будущего и для преподавателей, и для разработчиков — передавать в интерактиве навыки. Цифровая культура только формируется как понятие. Задача каждой образовательной организации — сделать единую точку входа для выстраивания коммуникации в цифровой среде.
Подводя итоги, Алексей Щербина заметил: «Для меня лично ДОТ — это вспомогательный инструмент, который позволяет организовать учебный процесс в условиях пандемии коронавируса, в которые попал весь мир. Никакой цифровой продукт, никакая шикарная платформа не заменят живого взаимодействия офлайн. Разумное сочетание этих и других форм есть залог успеха».
Зарема Гасанова зафиксировала свою точку зрения: каждый преподаватель помимо знания своей дисциплины должен иметь методическую подготовку, должен правильно выстраивать сценарий занятия, понимая, как исходя из целей обучения формировать содержание, подбирать методы и средства обучения.
Маргарита Досымова в завершение дискуссии обозначила приоритеты: «Методы не нужно использовать ради методов — это должно приносить удовольствие, приносить результат. Цифровизация никогда не подменит живое общение, она дает дополнительные возможности, улучшает качество жизни и обучения — не более того».