Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 апреля 2024 активны на платформе
54 371 -50
Преподаватель
590 300 -516
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Поручения президента и будущее профобразования

Дата публикации
09 декабря 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1721

По итогам заседания Президиума Госсовета РФ, состоявшегося 25 августа 2021 г., были сформулированы президентские поручения, которые в значительной степени затронут организации профессионального образования. 13 октября мы обсудили изменения с экспертами системы СПО (https://urait.ru/su/a17657).

 

В начале дискуссии Александра Шевченко (учредитель и директор АНО ДПО «Гид образования», автор блога «Методист») красочно обрисовала общие проблемы нормативно-правового регулирования системы СПО: «Государство начинает брать на себя функции регулирования — это хорошо. Решения сильно опаздывают. В пандемию было как? Выкручивайтесь сами, как можете, заканчивайте год в дистанционном формате. Чем пользоваться — непонятно. Была полная вакханалия. Сейчас можно пойти в государственную систему, но там виснут сервисы, неизвестно как организован доступ, не отвечает техническая поддержка. Если бы не было наказаний, если бы собирали опыт и выбирали лучшее — все развивалось бы быстрее».

 

На дискуссии эксперты разобрали и обсудили отдельные президентские поручения.

 

Изменение подходов к проведению конкурсов профессионального мастерства педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, к присуждению премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, увеличение числа получателей премий, привлечение общественности и профессионального сообщества к проведению конкурсов и присуждению таких премий, а также их широкое информационное освещение.

 

По мнению Ольги Казариновой (заведующей кафедрой профессионального образования КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»), педагоги делятся на две группы. Одним интересно изучать, проектировать, искать что-то свое. Другим проще, когда им все покажут и расскажут.

 

Добавим, что «Юрайт» приглашает всех преподавателей СПО повышать свои цифровые компетенции на школах, вебинарах, онлайн-курсах и конференциях Юрайт.Академии. Мы уверены, что вы найдете интересные темы, методики и практики. 

 

Применение с 1 января 2023 г. исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся.

 

Делится своим опытом Ольга Приходько (кандидат экономических наук, директор АНО ПО Колледж КЭСИ, вице-президент Союза директоров СПО, член экспертного Совета по информационным технологиям в образовании Государственной Думы РФ): «Когда сделают шикарную государственную систему — большой вопрос. А что делать, пока ее нет? Как существовать? Все не так просто, как кажется первоначально. Пока наблюдаем».

 

Александра Шевченко поддерживает унификацию: «Каждый урок приспосабливаться к новым требованиям? Одному педагогу нужны Zoom и почта. Другому требуется регистрация на платформе. Третий выдает интерактивные тесты. Разве это обучение? Здесь нужна унификация, чтобы базис дать в едином образовательном пространстве». 

 

Ольга Приходько вносит уточнения: «Государственная система должна существовать, особенно школьная. Но она не может быть единственной. У школ и колледжей должен быть выбор. Не нравится государственная? Пожалуйста — “Юрайт”, Сбер и другие. Пусть каждый выбирает то, что удобно».

 

Чтобы полностью соответствовать новым требованиям, «Юрайт» с 1 января 2022 г. меняет политику по персональным данным пользователей — студентов СПО.

 

Наделение Министерства просвещения РФ правом устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов, посредством которых обеспечивается реализация основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, при этом предусматриваются особенности регулирования использования электронных образовательных ресурсов при экспериментальном правовом режиме в сфере образования в соответствии с отдельными федеральными законами.

 

Этот вопрос вызвал наибольшую дискуссию экспертов.

 

Как полагает Ольга Казаринова, экспертиза обязана быть всесторонней и системной. Она должна быть и профессиональной, и научной, и общественной, с учетом мнений конкретных педагогов.

 

Александра Шевченко обращает внимание на сроки: «Есть много инициативных педагогов, которые ночами сидят, учатся, совершенствуются. А теперь им скажут: пользуйтесь только отобранным контентом, но там много ошибок! Хотелось бы хорошего, качественного, выверенного контента. Я не верю, что это возможно этими темпами. За недельку в масштабах страны создадут методические рекомендации, и все возьмут под козырек! Так не делается».

 

Ольга Приходько поддерживает принцип конкурентности: образование, как и бизнес, развивается, когда есть конкуренция. Когда ее нет, тема становится мертворожденной. Желания совершенствоваться нет, понимания, как развивать, тоже может не возникнуть. 

 

Про объективные сложности напоминает Ольга Казаринова: есть целые профессии, которые не обеспечены учебниками — ни в электронных библиотеках, ни в печатных изданиях.

 

Александра Шевченко согласна с остротой проблемы обеспеченности литературой: «Нет у нас учебников по мозговым штурмам. И что, мы этому учить не будем? Экспертиза — дело хорошее для алгебры, истории, русского языка, для атомной энергетики, где любое отступление от правил — катастрофа. Но есть много дисциплин, специальностей, где нужно дать свободу в использовании источников».

 

Напомним, что «Юрайт» уже много лет разрабатывает учебный контент для колледжей и сегодня предлагает 704 учебных курса и 2551 учебник СПО, 770 единиц контента прошли рецензирование в профильных ФУМО и включены в примерные основные образовательные программы.

 

Разработка и утверждение требований и показателей деятельности образовательных организаций в целях обеспечения инклюзивного образования.

 

Эта тема близка Ольге Приходько, которая сформулировала личную позицию: «Мы идем по пути инклюзии, мы развиваемся. Но по факту инклюзии нет. И пока мы разовьемся, страдают дети».

 

Исключение из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга».

 

Комментирует Александра Шевченко: «Термин “образовательная услуга” встречался только в договоре об образовании. Но термин настолько негативно воспринимался абсолютно всеми — родителями, учениками, педагогами, что его вычеркнуть — убрать один из раздражителей в нашей системе образования».

 

Этой зимой отдельные законопроекты, учитывающие президентские поручения, проходят обсуждение в Государственной Думе и Совете Федерации РФ. Юрайт.Журнал будет следить за развитием событий и информировать читателей о новых поворотах нормативно-правового регулирования.