Показать виджеты
Скрыть виджеты
31 октября 2024 активны на платформе
53 004 -23
Преподавателя
641 374 +795
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Онлайн-дискуссия «Цифровизация и цифры: как изменяется учебная аналитика и отчетность»

Дата публикации
18 ноября 2021
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1040

10 ноября прошла дискуссия «Цифровизация и цифры: как изменяется учебная аналитика и отчетность» (https://urait.ru/su/459f81), организованная Юрайт.Академией. На дискуссии эксперты и руководители учебных заведений обсуждали трансформацию аналитики, выстраивание показателей на основе цифровых следов, а также влияние доказательного образования на различные изменения в университетской жизни.

 

Модератор ом дискуссии выступал Александр Сафонов, академический директор образовательной платформы "Юрайт", к. и. н.

 

Спикеры:

Костин Геннадий Александрович, проректор по науке и цифровизации СПбГУ ГА, доктор технических наук;

Ларионова Виола Анатольевна, заместить проректора по образовательным технологиям УрФУ;

Кочарова Тамара Георгиевна, CEO ТренингСпэйс, директор по развитию OBLAKO Group;

Нехаев Игорь Николаевич, начальник Центра Электронного Обучения, к.т.н., доцент каф. информатики и системного программирования, зав. лаборатории искусственного интеллекта в обучении ПГТУ.

 

Рассказ о поведении обучающегося

По опыту Виолы Ларионовой (заместителя проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета), для каждого участника образовательного процесса должны быть свой набор показателей и свой набор данных. 

Например, для руководителя образовательной программы важны обратная связь от обучающихся, данные об их удовлетворенности программой, показатели финансовой эффективности, интегральный показатель качества, тогда как для преподавателя — данные мониторинга активности и равномерности обучения студентов на онлайн-курсах или в LMS-системах, их успеваемость и удовлетворенность процессом обучения, показатели качества используемого образовательного ресурса. Для автора курса это качество контрольно-измерительных материалов, вовлеченность и прогресс обучающихся. 

Разговор о различных показателях продолжает Тамара Кочарова (CEO ТренингСпэйс, директор по развитию OBLAKO Group). 

В синхронном обучении много данных, которые легко теряются в процессе. Собрать их помогут специализированные платформы, например ТренингСпэйс. Качественная образовательная аналитика может многое рассказать о поведении обучающегося: переходит ли он на соседние вкладки, вовлечен ли он в процесс, насколько качественно он выполняет задания и насколько активно общается с другими участниками. Помимо этого, специализированные платформы способны оценить качество преподавания через цифровые следы: как преподаватель вовлекает студентов, задает ли он им вопросы, придерживается ли он сценария обучения.

Университету для качественной аналитики важно иметь единое окно, точку входа, объединяющую внешние цифровые сервисы. По словам Игоря Нехаева (начальника Центра электронного обучения, кандидата технических наук, доцента кафедры информатики и системного программирования, заведующего лабораторией искусственного интеллекта в обучении Поволжского государственного технологического университета), удобно, когда есть единая интеграционная площадка, через которую студенты переходят в другие инструменты, где собирается вся аналитика.

Возможности соревноваться

Геннадий Костин (проректор по науке и цифровизации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук) подчеркивает в своем выступлении: «Мы консервативны. Для нас прежде всего важно, чтобы не снижалось качество занятий, проводимых с использованием цифровых инструментов».

По мнению Игоря Нехаева, важна адаптивность: «Наступает новая эра образования — обучение по требованию. Теперь курсы становятся более адаптивными. Мы не должны диктовать студентам, что и когда проходить, необходимо давать студенту выбор. Наша задача — по-другому построить систему поддержки студента и оценивать, чего он достиг».

Тамара Кочарова делает акцент на интерактивности: синхронное обучение подразумевает интерактивный формат. Это групповые дискуссии, игры, командное взаимодействие, когда обучающиеся генерируют идеи, рисуют на флипчарте, обмениваются инсайтами. Все это превращается в цифровой след и остается на платформе.

Согласно эксперту, актуальная тенденция EdTech — сценарный подход. Он необходим для стандартизации образовательной траектории в синхронном обучении. Собрать данные для качественной аналитики намного проще, если обучение строится по четкому сценарию. На базе полученных данных можно выдвигать гипотезы и принимать определенные решения. Например, можно улучшить методологию обучения и переработать контент, изменить форму обучения, провести дополнительную работу с преподавателем, увеличить или сократить время учебных модулей. Все это может сделать обучение проще и эффективнее.

Игорь Нехаев приходит к следующему выводу: чем больше возможностей соревноваться мы будем давать, тем более качественный учебный процесс получим. 

Гибкость и регламентация

Виола Ларионова поднимает актуальный вопрос защиты данных пользователя: «Данными должен управлять сам человек, к которому эти данные относятся. И он должен принимать решение, кому показывать свое портфолио и что конкретно показывать. Мы все-таки живем в правовом государстве».

Спикер указывает: открытость данных должна быть ограничена этическими и правовыми нормами. Нельзя сравнивать студентов между собой в публичном поле, каждый человек индивидуален — здесь все должно быть очень гибко, но в то же время очень регламентировано с точки зрения защиты персональных данных.

Не надо ручками что-то делать

Виола Ларионова разбирает пути решения проблемы преподавательской нагрузки: «В идеале мы должны прийти к минимизации рутины преподавателя, оставить за ним более глубокую научную и содержательную работу, а процессы поддержки преподавательской деятельности передать вспомогательному персоналу — методистам и тьюторам. Руководству тоже нужна аналитика, позволяющая оценить основные процессы в университете в разрезе научной и образовательной деятельности, которая покажет, имеет ли место рост, — мы же все за рост!»

Эксперт приводит личную позицию: «Я категорически против того, чтобы загружать преподавателя дополнительной работой по анализу данных. Необходимо предоставлять ему результаты аналитики в удобном визуальном представлении, на основе которых он сможет принимать решения, как повысить эффективность обучения, как улучшить контент, какие инструменты применить в следующий раз».

Схожего мнения придерживается Тамара Кочарова: главная задача EdTech — минимизировать рутинную ручную работу и упростить процесс обучения. В идеале все процессы должны быть автоматизированы.

Игорь Нехаев соглашается: не надо ручками что-то делать, все важные показатели должны выдаваться автоматизированно для дальнейшего управления.

Именно цифровизация аналитики позволяет решать проблему нагрузки преподавателей. По мнению Геннадия Костина, частенько выходит так, что любая автоматизация приводит к росту отчетности. Но ростки позитивных вещей есть: индивидуальный план преподавателя, портфолио преподавателей  и студентов, расписание занятий, отчетность, уже отказались от многих бумажных документов, снижается нагрузка. Хотим мы или нет, но прогресс идет.

Лозунги уже не нужны

Игорь Нехаев говорит о своем видении проблемы мотивации преподавателей к освоению цифровых инструментов. Очень здорово, когда мы даже без всякой аналитики просто создаем условия, в которых преподавателю выгодно использовать разные инструменты, делать обучение удобным. Тогда преподавателя не нужно заставлять, он сам туда полезет.

Схожего мнения придерживается Геннадий Костин: сейчас убеждения, призывы, лозунги уже не нужны, требуется кропотливый труд по вооружению преподавателей новыми технологиями.

Нужно учиться, учиться, учиться ежедневно

Как преподавателя погружать в мир учебной аналитики? Виола Ларионова отвечает: «Многие преподаватели увидели возможности цифровых инструментов, поняли, что работает другой педагогический дизайн в виртуальном пространстве, стали подбирать контент и сервисы под образовательные задачи… Если мы не начнем учиться и непрерывно обучать преподавателей новым подходам и технологиям в образовании, то получим не рост, а сильное падение, которое может привести к общему падению качества образования».

Итог подводит Геннадий Костин: «Нужно учиться, учиться, учиться ежедневно новым цифровым платформам, технологиям, разработке онлайн-курсов!»