7 сентября на площадке Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия представителей российских вузов о понятии цифровой зрелости университетов — о том, как определить готовность вузов существовать в цифровом пространстве без потери качества образования, какая модель цифровой трансформации наиболее быстро приведет к желаемому результату, а также какой срок требуется нашим учебным заведениям в столице и в регионах для достижения пороговых значений.
Модератором дискуссии стала Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
Спикеры:
– Юрий Фролов, проректор по цифровой трансформации, Тюменский индустриальный университет, кандидат педагогических наук, доцент;
– Татьяна Торопова, советник по цифровой трансформации, CDTO, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ);
– Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам, Астраханский государственный университет;
– Сергей Канищев, проректор по проектному управлению и цифровому развитию, Волгоградский государственный аграрный университет;
– Владимир Сиротинский, CEO Lingualeo.
03:01 Ксения Ткачева (РАНХиГС): Метафора взросления кажется мне опасной: когда мы говорим о некой зрелости, подразумевается, что за ней наступит и старость, устаревание нашей системы образования, а ни в коем случае ни в краткой, ни в долгосрочной перспективе этого не хочется. Первый вопрос для синхронизации понимания: как определить цифровую зрелость в образовании и науке?
04:21 Татьяна Торопова (Ростовский государственный экономический университет): Существует проблема с дефинициями — сама цифровая зрелость как понятие еще не определена. В Минобрнауки цифровая зрелость определена как достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти неких целевых показателей, которые сформулированы в стратегиях развития регионов.
05:34 Когда мы смотрели на методы оценки цифровой зрелости, мы смотрели на индекс цифрового ускорения, направленный на изучение пяти действий компаний — стратегических инициатив, применения технологий, развития операционной деятельности, клиентского опыта, корпоративной культуры.
08:52 На наш взгляд, какой бы методикой не пользовались университеты, важно, чтобы оценка цифровой зрелости проводилась не путем дополнительных опросов и мониторингов, а на основе данных и отчетности, которые Минобрнауки собирает на регулярной основе.
10:10 Ксения Ткачева: Возможно ли не собирать дополнительно данные, а на основании уже имеющихся данных сделать вывод о цифровой зрелости вузов, не будет ли перекоса, надежный ли это критерий?
11:34 Алексей Титов (Астраханский государственный университет): Это не новая задача для вузов, мы занимаемся повышением конкурентоспособности университетов. Если у нас цифровая экономика, но в этой системе нет университета, то университет не способен конкурировать. Мы живем в глобальном образовательном пространстве. Современные университеты не живут с оглядкой на министерство, министерство подтягивает слабых. Методология, предложенная Минобрнауки, дает определенную метрику для оценки. Мы говорим о новых бизнес-процессах, например, сейчас университеты говорят про киберспорт — многие студенты хотят получить эту возможность, без этого параметра для некоторых привлекательность снизится.
14:24 Если наши университетские коллективы готовы в рамках организационной культуры быстро и гибко реагировать, адаптироваться к изменениям внешней среды, это и есть цифровая зрелость, к этому уже добавляются сервисы, данные и документы.
18:50 Ксения Ткачева: Поговорим, что может быть критериями цифровой зрелости? Мы говорили о разных методиках, давайте посмотрим, что уже замеряется? Что уже начали или планируют делать?
19:29 Юрий Фролов (Тюменский Индустриальный Университет): Я бы сказал, что определить цифровую зрелость несложно. Главное — понять, зачем мы это делаем. Ключевой критерий — это люди. По исследованиям, многие университеты вкладываются в ресурсы, но если люди не готовы, это просто увеличит срок трансформационных ожиданий, которые мы планировали.
23:40 Татьяна Торопова (Ростовский государственный экономический университет): Мы выделили основные критерии, которые дают понимание, готовы ли мы к цифровой трансформации. Одним из них являются кадры, прохождение повышения квалификации с получением цифровых компетенций и ежедневное использование их в своей работе, в том числе принятие решений на основе данных.
25:13 Рутинные процессы должны быть полностью автоматизированы, данные должны собираться автоматически и должны быть актуальны, сотрудники должны принимать решения на их основе. Важна оргкультура, когда сотрудники функционируют с вовлечением, знают, могут и хотят, а не просто действуют по поручению.
26:20 Ксения Ткачева: Оргкультура может быть как помощью, так и препятствием на пути к цифровой зрелости. Как воспринимается культура и академический мир со стороны? Готов ли он к цифровой зрелости?
28:10 Владимир Сиротинский (CEO Lingualeo): Очень сложно в России все трансформировать, слишком много бюрократических препонов, мешающих работать: надо и результаты демонстрировать для отчетности, и развиваться технологически, поддерживая актуальность. Я преклоняюсь перед тем, что делаете вы и ваши коллеги. Мы много работаем со студентами, они (лучшие из них) сильно опережают по развитию даже то, что им преподают в университетах-лидерах, с которыми мы работаем. Отставание учебных заведений, особенно школ, тормозит процесс. Но необходимо образование получать именно в университетах и институтах — это системное образование!
31:40 Критерии цифрового образования/грамотности — вещь ужасно размытая. Я видел опрос, когда нескольких ведущих специалистов спросили о цифровизации и цифровой грамотности, и все давали разные понятия. А главный критерий у реальных потребителей — способность взаимодействовать в интернет-пространстве и с цифровыми носителями.
35:35 Сергей Канищев (Волгоградский государственный аграрный университет): Полностью поддерживаю коллег и хочу отметить, что современная реальность заключается в том, что не все университеты в России способны передать цифровой сигнал из одного корпуса в другой. Как было отмечено представителем Минцифры на ВКС по реализации пилотного проекта суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», в настоящее время с использованием цифровых сервисов происходит запись детей в детский сад и школу, а абитуриенты все еще вынуждены стоять в очереди с пачками бумажных носителей. Когда мы выстроим системные цифровые коммуникации, станем открыто использовать цифровые сервисы для всех участников основных процессов в университетах, тогда мы сможем говорить о зрелости.
38:41 Для меня понимание «оргкультуры» — это состояние, когда каждый чувствует себя частью единого цифрового корпоративного пространства. Можно завести массу цифровых ресурсов, программных комплексов, но если это не станет частью корпоративной культуры и не сформирует единую производственную цифровую среду, то это не сработает и не даст ожидаемого эффекта от цифровой трансформации. Есть эволюционный путь, но можно моделировать и революционные изменения, дополняя цифровыми сервисами существующие бизнес-процессы. В этом году мы создали цифровой сервис для абитуриентов «Электронная очередь». Помимо очевидного удобства для пользователей, для нас главная задача заключалась в аналитике деятельности технических секретарей.
41:23 Мы приняли решение внедрять элементы цифровой трансформации во все бизнес-процессы. На первом этапе был внедрен электронный документооборот. Это достаточно прозрачная система, позволяющая отследить маршрут движения документа и места наиболее длительных его остановок. Второй этап — это электронная информационно-образовательная среда, личный кабинет студента и преподавателя с бесшовным переходом в СДО и многое другое.
45:18 Ксения Ткачева: Позиция первого лица, наряду с оргкультурой и другими факторами, имеет огромную важность, без нее многие инициативы не срабатывают.
46:10 Юрий Фролов (Тюменский индустриальный университет): Мы, как и все, живем в реальных условиях. Есть различные препятствия, от организационно-управленческих до финансовых. Но в этом направлении мы работаем давно, я удивляюсь коллегам, за полгода осуществившим прорыв, но у нас ситуация другая. У нас речь идет о создании единой архитектуры, так как есть 30 разных систем, систем-доноров и систем-потребителей информации, мы хотим сделать университет более удобным для всех участников.
Участники онлайн-дискуссии рассказали о структуре команд, создающих условия для цифровой трансформации.
50:31 Татьяна Торопова (Ростовский государственный экономический университет): У нас есть проректор по цифровой трансформации, совмещающий ряд функций, есть управление компьютеризацией деятельности, на стадии формирования находится data-центр, куда будут входить аналитики данных, программисты и кодеры. Архитектурой занимается управление компьютеризацией.
52:31 Алексей Титов (Астраханский государственный университет): Люди хотят обратной связи, быстрые победы для команды цифровой трансформации очень важны. Мы решаем задачи для роботизации документооборота, сокращаем работу над документом до часа. Когда мы говорим про конкуренцию, процессы одинаковы. Мы сформировали адекватную зарплату для сотрудников. Университеты с низкой зарплатой не привлекут специалистов, а выращивание кадров для себя должно быть огромным, так как рынок забирает много специалистов.
55:06 Необходимо передавать мяч на сторону студентов: они быстрее учатся пользоваться цифровыми продуктами. Мы стали создавать цифровую гигиену, привлекая аудиторию ко всероссийским цифровым инициативам, например к Цифровому диктанту.
59:24 Все, что касается цифровизации, находится в моем управлении. У нас около 30 инфосистем, они обеспечивают расписание, контроль процессов, проектную деятельность студентов, у нас в части перспективных разработок — проект ИИ, а в части внутренних разработок — проект по цифровизации образования.
01:04:01 Владимир Сиротинский: Мы использовали советскую технологию с оборонных предприятий, когда создается сквозная временная команда: продуктовик, который ставит задачу, разработчики, аналитик и служба проверки качества (QA). У нас четверть продуктов делают студенты со всего мира, преподаватели, переводчики, лингвисты (носители изучаемого языка) проверяют правильность, затем это выходит в пользование. Пришлось сильно сократить команду, но за счет временных творческих коллективов мы сделали продукт, который многим конкурентам не по зубам.
01:09:45 Сергей Канищев (Волгоградский государственный аграрный университет): В управлении три отдела, в которых трудится всего 15 человек. Начальник управления отвечает за архитектуру. Вместе с нами агентами цифровых перемен стали заместители деканов по информатизации. Наши быстрые победы произошли благодаря четкой стратегической линии и поддержке индустриальных партнеров.
01:11:15 Особо остро стоит кадровая проблема, связанная с сохранением IT-специалистов. Вузу трудно конкурировать с крупным бизнесом в плане предложений заработной платы.
01:12:52 Ксения Ткачева: Какими вы видите сроки достижения цифровой зрелости? Или это процесс без конечной точки?
01:13:30 Татьяна Торопова: До конца следующего года мы надеемся достичь критериев, о которых мы говорили, а в течение двух последующих лет подготовим стратегию цифровой трансформации.
01:14:19 Алексей Титов: Если формально относиться к требованиям, то речь о 2024 годе и Приоритете 2030; государство — во многом важнейший казначей для университетов. Но пока существует общество, процессы цифровизации будут двигаться непрерывно. Процессы происходят в экосистемах, надо реагировать на запросы общества, чем быстрее мы их решим, тем проще коллективам будет взаимодействовать.
01:18:32 Сергей Канищев: Мы понимаем, что учредители университетов не настроены тратить финансовые активы на неконкурентоспособные вузы. 2024 и 2030 годы — реперные точки для конкурентной борьбы. У каждого субъекта своя модель работы, но университеты должны участвовать в цифровой экономике. За каждым творческим коллективом — продукт, уходящий на рынок. Университеты интегрируют с бизнес-средой и гражданским обществом с помощью цифровых продуктов и сервисов. Процесс эволюции не останавливается, движущим отбором является ситуация, когда любая идея как ароморфоз может изменить университет и вывести его на новый уровень.
Модератор дискуссии Ксения Ткачева попросила участников беседы оценить вклад компаний сектора EdTech в достижение российскими вузами цифровой зрелости.
01:22:09 Владимир Сиротинский: Мы рассматриваем свой продукт не как замену учебным заведениям, мы можем помочь улучшить результаты и разнообразить обучение для студентов и значительно сократить рутинную часть работы учителей. Небольшое резкое замечание в части технологических аспектов, big data — довольно фейковая история, преувеличение некой особенности. Да, это просто специальные алгоритмы, собирающие много данных, но не какая-то огромная отдельная специальность, с этим в нашей компании справляется один человек (правда, очень талантливый), в пиковые моменты объемы нагрузки переданной и обработанной информации сравнимы с Тинькофф Банком.
01:25:52 Татьяна Торопова: Не буду оригинальна: нам нужно сотрудничество и кооперация в условиях тренда на глобализацию, традиционные университетские функции отъедают образовательные организации, стартапы, только совместно с другими отраслями мы можем работать.
01:27:05 Юрий Фролов: Все заинтересованы в получении результата, но только скооперировавшись с бизнесом, который быстрее впитывает и реализует тренды, мы сможем развиваться.
01:27:49 Алексей Титов: Главный резерв университетов — его выпускники, это мощный фундамент. Через призму прошлого можно получить огромный ресурс, методично мы работаем над оцифровкой информации и архивов.
01:29:17 Сергей Канищев: Самая высокая стадия кооперации — разделение труда. Уверен, что в ситуации, когда количество цифровых сервисов стремительно растет, мы можем дополнять друг друга и развивать партнерские отношения.
В прямом эфире онлайн-дискуссию посмотрели более 350 человек! Образовательная платформа «Юрайт» напоминает, что до 31 октября первокурсники всех университетов и колледжей России бесплатно могут пройти Входное тестирование! Начните учебный год правильно!