Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Медицинское образование в эпоху пандемии» — онлайн-дискуссия Юрайт.Академии

Дата публикации
05 октября 2021
Время на прочтение статьи
8 мин
Количество просмотров
1579

23 сентября на базе Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия представителей российских медицинских университетов, посвященная последствиям пандемии коронавируса относительно медицинского образования, а также его цифровой трансформации. Модератором дискуссии стал Александр Сафонов, академический директор Образовательной платформы «Юрайт».

 

Участники дискуссии:

Лопатин Захар Вадимович, кандидат медицинских наук, начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова;

Черная Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, проректор Тихоокеанского государственного медицинского университета;

Мертенс Марина Николаевна, заведующая учебной частью Кубанского медицинского института.

 

9:32 Ирина Черная: «Конечно, мне всегда сложно говорить о медицинском образовании, так как я доктор экономических наук. Но говорить о вызовах и рисках медицинского образования мне даже сподручнее, у меня на это другой взгляд. Я понимаю, как тяжело коллегам перестраиваться, бережное отношение к медицинскому образованию как искусству врачевания сохраняется. Риски есть глобальные и локальные. Например, риски пандемии и цифровой революции носят глобальный характер. А их проявление в каждом конкретном вузе имеет локальную специфику. В современных условиях неизбежна проблема клинических баз и реализации практической подготовки, мы понимаем, что есть ситуации, когда цифровое образование помогает эти проблемы решать в определенной степени. Можно говорить о рисках квалификации, очевидно, что не все преподаватели готовы к использованию дистанционных технологий одинаково, многие могут испытывать дискомфорт при использовании дистанционных инструментов, как не запутаться, уметь адекватно реагировать? Мы привыкли говорить о непрерывном образовании, но действительно непрерывным оно стало только сейчас. Можно вспомнить о теории поколений, я из поколения Икс и понимаю, что наши обучающиеся совсем другие, обучение поколения миллениалов или  альфы - это серьезная проблема. Если все эти проблемы объединить, можно создать матрицу рисков нашей нынешней эпохи.».

 

13:54 Марина Мертенс: «Кубанский мединститут очень маленький, я могу посмотреть как не-врач на обучение глазами того, кого будут лечить. Самая большая угроза от нас к студентам была “не будете носить маски - вернемся к дистанционке”. Студенты второго курса и старше очень испугались, но первокурсники обрадовались, вероятно, в школе к контролю на дистанционке относились проще. Дистанционное обучение не понравилось никому - ни студентам, ни преподавателям. Мы продолжаем учиться очно, но если в группе появятся больные, группа уходит в дистант».

 

15:45 Александр Сафонов: «В медучреждениях поддерживать ограничения проще или сложнее?»

 

17:49 Ирина Черная: «Я не могу ответить однозначно: кому-то знание помогает, кому-то мешает, но нынешняя ситуация это лакмусовая бумажка, многие ребята стали понимать, нужна ли им эта профессия, или они оказались здесь случайно. Медик - это не только престижно, но и сложно, серьезно, иногда и опасно. Наши медики-волонтеры особенно четко это поняли».

 

19:20 «Выводы делать рано, но в нашем университете мы проводим опросы и анкетирования, мотивированных неслучайных ребят сейчас гораздо больше. Но надо еще посмотреть, какие они будут к шестому курсу».

 

21:02 Захар Лопатин: «Если вспомним, пандемия началась почти полтора года назад. Но даже при таком положении в РФ по-прежнему достаточно тяжелая бюрократическая машина в образовании, и еще тяжелее в медицинском образовании. Летом этого года вышли новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) по ординатуре, в прошлом году по Лечебному делу. В них появилась фраза, допускающая использование электронного обучения в образовательном процессе. До этого никто не имел права применять его по медицинским специальностям. Но наш законодатель имеет подстрочник и сноски – в этих стандартах есть ссылка на 273 ФЗ об образовании, первый в России, на статью 81, где идет обсуждение реализации образовательных программ по разным особенностям: военным, ФСБ, отдельно по медицинскому образованию. В выдержках много сказано про специалитет и ординатуру, однако также подчеркнуто, что в практической подготовке использовать электронные инструменты и полностью переводить на дистанционное обучение нельзя. В более специализированных образовательных учреждениях, история и экономика изучается в электронном виде на законных основаниях, но так как в меде они входят в практическую подготовку, изучать их можно только очно».

 

24:27 «Полгода мы готовились к дистанционному преподаванию – было принято решение продублировать материалы, выдаваемые студентам, презентации, лекции, тесты – в электронную среду. Когда грянула пандемия, в течение месяца мы смогли перестроиться, еще через  месяц ушли в дистант полностью. Также мы заранее закупили лицензию на конференцсвязь, что позволило вести лекции онлайн. Самым сложным оказалась организация ведения лекций через систему видеосвязи. В прошлом году ЗУМ был доступен госучреждениям, однако закупили лицензии на другую систему видео конференц-связи. У нас тысячи студентов, было бы нелегко, если бы заранее не было подготовленных ресурсов. Пандемия показала, что необходимо расширить наши инструменты, чтобы полностью перейти на новую образовательную среду. Ковид оказался стимулом для развития медицинского образования и технологий преподавания».

 

28:20 «Весной этого года в нашем университете была проведена олимпиада по терапии. Нам удалось увидеть реальные практические навыки студентов с помощью виртуальных симуляторов. Это был новый опыт – использовать разные симуляторы даже дома, однако только у половины студентов гаджеты соответствовали минимальным техническим требованиям. Часть заданий реализовали на платформе университета, часть выходила в конференцсвязи. Так половина занятия проходила в самостоятельном режиме – студенты решали тесты, затем обсуждали полученные результаты по видеосвязи».

 

31:37 «За полгода до пандемии мы начали активно использовать образовательные гранты, в рамках которых были созданы первые курсы. Мы стали изменять свои модели обучения, выстраивая процесс в зависимости от результатов».

 

37:14 Марина Мертенс: «16 марта 2020 года - единственный день, когда мы обрадовались, что мы такие маленькие. Мы поняли, что мы можем быть гибкими и трансформироваться быстрее: на вечернем совещании мы выбросили расписание, на следующий день мы уже запустили обучение в письменном формате. Мы и раньше активно использовали Мудл для проведения тестирований, но лишь некоторые преподаватели применяли другие инструменты – выкладывали презентации, поверяли рефераты, а теперь это пришлось делать всем. Видеолекций до пандемии у нас не было, но уже ко второму дню дистанционки мы запустили видеоконференции, к счастью, мы уже имели подтвержденный аккаунт образовательной организации в Гугл, что нас спасло. У нас нет ресурсов для видеокурсов, но Гугл предоставил свои инструменты, мы проводили онлайн даже пересдачи». 

 

40:19 «Есть предубеждение: чем старше педагог, тем ему сложнее перестроиться. У нас были молодые педагоги, отказывающиеся принимать происходящее. Одна студентка второго курса, пока все сидели дома, умоляла открыть институт. В один день она приехала и билась в закрытую дверь. Но наша педагог по офтальмологии проводила свой предмет дистанционно в свои 80 лет. Сейчас она выступает на конференции с докладом по дистанционному образованию и рассказывает о своем опыте в онлайн». 

 

42:11 «Мы узнали о прокторинге. До этого мы просто следили, чтобы студенты не списывали. Теперь мы стали прокторами на онлайн-пересдачах. Кроме того, что мне надо было приходить на лекции и практические занятия, смотреть, чтобы все включали запись и камеры, потому что студенты иногда уходили куда-то пить чай или играть в компьютерные игры. Трудности были, например, на пересдаче экзамена по анатомии человека, на этапе проверки практических навыков, где студенты должны показать органы на пластифицированном трупе человека. Но дистанционно мы не могли это применить, и кафедра пришла к выводу, что придется использовать 3Д-модель. К сожалению, мы пришли к выводу, что по ней студентам сложнее ориентироваться, не всегда на модели студенты могли работать. Возможно, стоит использовать модели и анатомические столы, но лечить им придется людей, а не модели».

 

44:56 Захар Лопатин: «Наша сложность ещё в том, что студентов очень много. В очном режиме аттестация обычно не затягивается, но в дистанционном формате времени необходимо в два раза больше, поэтому приходилось изобретать новые формы контроля знаний студентов во время экзаменов. Результаты экзаменов в дистанте у многих были выше. Мы принимаем экзамены очно не одно десятилетие, а тут пришлось работать в новой среде – частично мы проводили экзамен очно, частично дистанционно. Ответов и бесед по ряду дисциплин в дистанте не было, вместо этого студенты решали задачи, но в это время работала видеосвязь».

 

45:35 «Та же система работала при поступлении по программам ординатуры и на собственных вступительных испытаниях. Администратор сидел перед компьютером проводил идентификацию личности, выдавал логин и пароль и наблюдал за тем, как абитуриент решал задания. Сейчас такой же алгоритм мы используем и на аккредитации, обеспечивая комиссию видеосвязью, чтобы не было передачи данных другим лицам».

 

47:28 «У некоторых есть суфлеры. Бывает, что люди выходят прямо к камере, бывает, что обучающийся не делает совсем ничего, но получает результат - в таких случаях результаты аннулируются. Организационно это очень сложно, какие-то дисциплины и модули хороши для аттестации в онлайн, но клинические дисциплины должны проверяться только через личный контакт».

 

49:23 «Мы работаем в госучреждении, возможность увеличить штат у нас отсутствует. Мы не можем никого привлечь для помощи. Число преподавателей у нас примерно 1200 человек. Благодаря необходимости повышения квалификации по ИТ, смекалке и использовании письменных ответов, педагоги тратили такое же время на проверку этих ответов, как при собеседовании. Большой плюс был выявлен в том, что оценки сразу фиксируются в электронном виде и доступны в открытом доступе. Экзаменатор не видит, его ли это студент, очно ранее околопрофессиональные софт-скиллз могли сказываться на результатах не совсем объективно». 

 

52:03 Ирина Черная: «Мы используем в вузе БРС, не все студенты выходят на экзамены, сейчас студенты более внимательны к БРС. Все цифровые следы остаются на портале дистанционного образования. Особая проблема обучение иностранных студентов, находящихся за пределами России за рубежом: у нас не такие масштабы как в более крупных вузах. В прошлом году было чуть более ста иностранцев, около трети находилось за границей. На первых курсах дистанционное обучение позволяет решать проблемы организации учебного процесса. Но на старших курсах – это невозможно. В этом году, например, мы были готовы к тому, чтобы предлагать обучающимся уходить в академические отпуска, но многие иностранные студенты смогли приехать в кампус. Отдельная проблема организация дистанционного обучения со студентами, находящимися в КНР, в связи с ограничениями Интернета, принятыми в этой стране».

 

54:32 «Я сужу по своему вузу: этот год дал нам огромный рост числа иностранных студентов. В этом году прирост почти в два раза.  Дело не только в близости Китая. Я не могу знать, как они выбирают вуз, но интерес к нашему медицинскому образованию очевидно есть: это не только Китай, но и Индия. Мы можем говорить о конкурентоспособности нашего практического здравоохранения - если отрасль имеет особый вес, увеличивается и интерес к образованию в этой области».

 

57:27 Захар Лопатин: «В любом классическом университете медицина преподается либо в отдельном факультете, либо вообще в институте. В мировой практике суть не меняется: преподавание в классическом университете осуществляется теми же педагогами, что и в медицинских вузах. Многие педагоги работают в одном учреждении практиками, а преподают в большом университете. Многое зависит от целей самой образовательной организации, как она позиционирует себя на рынке. У нас большое число студентов, группы большие. Чтобы управлять – нужны ресурсы. В классическом университете при таком потоке организация была бы проблемой, так как нет такой специальности в классическом вузе, где обучалось бы 5 тысяч человек». 

 

1:00:27 Ирина Черная: «У нас есть федеральный университет, и я не рада такому соседству: педагоги пытаются работать везде, надо поставить вопрос о зарплате, сравнивание постоянно происходит, возможности федерального университета и регионального вуза разные. Внутренняя конкуренция на локальном рынке бессмысленна — федеральный университет должен решать другие задачи. Если отраслевые медицинские вузы завязаны на практическое здравоохранение, классическим вузам правильнее ставить задачи на развитие большой науки прорывных задач. Отраслевым вузам нужно существовать, структура рынка труда в регионах везде разная, отраслевые региональные вузы проще работают с отраслевым министерством. Классический университет вряд ли будет готовить иначе от регионального, а в отраслевом вузе есть четкая специализация».

 

1:04:48 Марина Мертенс: «Дело в том, что мы сталкиваемся со сложностями со стороны родителей: мы оказываем платные услуги, многие считают, что платное образование — это покупка диплома. Как только мы ставим вопрос об отчислении, нам говорят “Ну я же заплатил”. Вопрос посещаемости также стоит остро. Многие вузы в 90-е выдавали дипломы, в связи с этим были карательные меры Рособрнадзора, многих закрыли. И я надеюсь, что оставшиеся после них вузы готовы давать достойное образование. Но важно, чтобы наши студенты были готовы его получать. Мы часто слышали от студентов при переводе в другие вузы, что уровень знаний нашего вуза соответствует уровню знаний студентов госвузов, возможно, в том числе за счёт большого количества практикующих врачей среди преподавателей».

 

1:07:36 «Практикующему врачу очень важно оставаться инновационным, развиваться, следить за разработками, участвовать в конференциях. Во время пандемии стало видно, что учебники не всегда успевают за реальностью, например, за рекомендациями Минздрава. Очень часто преподают не просто практики, а главврачи и зав отделениями. Всегда находятся талантливые студенты, которых они затем стараются взять к себе на работу».

 

1:10:12 Захар Лопатин: «Мы продолжаем становиться более технологичными, развиваем информационную среду университета, сокращаем число ненужных перемещений, автоматизируем некоторые процессы. Не для сокращения работников, а чтобы не тратить много времени на простые операции. Развиваем электронное обучение, используем интерактивные инструменты, обновляем материально-техническую базу, закупаем компьютеры для педагогов и студентов, готовимся к следующему дистанционному прорыву. В плане педагогически технологий обращаем внимание на виртуальную реальность для подготовки врачей, имитации окружающей обстановки. Благодаря пандемии увеличилась доля практических занятий на симуляторах – долгое время контактировать с пациентами было просто нельзя. У нас появляются новые возможности».

 

1:13:19 Марина Мертенс: «Мы готовимся к автоматическому прокторингу - ранее мы работали прокторами сами, а теперь надеемся на автоматическую проверку, чтобы отслеживать движения глаз, действия родителей, суфлёров».

 

1:14:21 Ирина Черная: «Я поддержу коллег: мы тоже очень активно расширяем использование ЦТ, используем дополненную реальность, создаем новые курсы, требования к ним растут. Сейчас идет совершенствование того, что мы делали ранее, — видеосъемка, визуальные технологии. С технологической точки зрения только инженеры могут посоревноваться с медиками по прорывным технологиям. Мы приняли стратегию цифрового университета еще до пандемии, пути назад нет и пандемия оказалась сильнейшим катализатором, который подстегнул цифровизацию».

 

В прямом эфире за дискуссией наблюдали более 150 человек! Регистрируйтесь на вебинары от Юрайт.Академии и предлагайте свои темы для бесед с преподавателями и администраторами ведущих российских образовательных организаций! 

 

Также не забудьте о всероссийской акции «Входное тестирование», которая даст исчерпывающую информацию об уровне поступивших в этом году в вузы и колледжи страны студентов! Начните учебный год правильно!