Показать виджеты
Скрыть виджеты
31 октября 2024 активны на платформе
53 004 -23
Преподавателя
641 374 +795
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Онлайн-дискуссия «Индивидуальность в эпоху цифрового образования: новые сервисы, технологии, подходы»

Дата публикации
03 ноября 2021
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1624

27 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке МПГУ, ТюмГУ, ТПУ, МосПолитеха и других университетов. В конференции участвовали свыше 1600 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. 

В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Индивидуальность в эпоху цифрового образования: новые сервисы, технологии, подходы», в ходе которой ведущие эксперты обсуждали взаимосвязь между индивидуализацией и цифровой трансформацией. Модератором дискуссии выступил Александр Сафонов, академический директор Образовательной платформы «Юрайт». 

 

Каждому — свой маршрут

Дмитрий Шабалкин (проректор по инновационному развитию и цифровой трансформации Ульяновского государственного университета, к. ф.-м. н., доцент) начал выступление с необходимости перехода к индивидуализации: «Мы решили индивидуализировать не только потому, что вышли документы министерства и регулятор такое просит. Жизнь такая стала. Мы хотим, чтобы студент с разными наклонностями, способностями, эмоциональными состояниями стал успешен в этом мире, а мир непредсказуем».

Игорь Кревский (проректор по цифровизации Пензенского государственного университета, к. т. н., доцент) заметил: «Все люди разные, с разной мотивацией, с разными способностями, с разным восприятием материала. Если пытаться разных людей одинаково учить, то результат не будет, мягко говоря, идеален».

Александр Фадеев (проректор по цифровизации, директор Центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета, к. т. н.) привел красочный пример: «Сегодня каждому нужен свой индивидуальный маршрут. Нужна цифровая система, которая держит всю информацию в одном месте, например: это Вася, который по математике лучше соображает, по физике — хуже, а по биологии вообще не понимает. Нужно для него персонально составить траекторию, проложить маршрут, к примеру, ему нужен преподаватель, который тоже увлекается музыкой, им есть о чем поговорить в перерыве. А еще нужно ставить занятия не раньше 10 утра, потому что Вася часто просыпает и раньше второго урока на учебу не является. Никакой человек не может это удержать в голове, и здесь приходят на помощь цифровые системы, системы искусственного интеллекта. Главный результат цифровой трансформации для образования — это система, которая сможет построить индивидуальную траекторию для каждого с учетом огромного количества факторов».

Айрат Хасьянов (PhD, проректор по цифровой трансформации и развитию университета КНИТУ-КАИ) поделился своим видением: «Индивидуализация реализуется в том, что каждый может обучаться асинхронно и в удобном темпе, выбирать свои треки. В перспективе хотелось бы снабдить каждого студента интеллектуальным ассистентом, который сможет выполнять роль фасилитатора». При этом спикер констатировал: «Индивидуализация предполагает определенный уровень цифровой культуры. Персонализированная модель обучения, включающая траектории с разными уровнями сложности, возможна и на бумаге, но тогда придется оклеить журналами все наши классы. Это слишком сложно… Инструменты искусственного интеллекта доступны всем. Чтобы начать их применять, нет никаких проблем: каждый использует инструменты в меру своих задач, в меру своих возможностей». 

 

Обеспечить комфортное существование университета

По убеждению Ильи Красильникова (проректор по цифровому развитию Московского политехнического университета), любое изменение невозможно или малоэффективно без цифровой трансформации. Для персонализации нужна цифровизация: «Цифровые технологии — это способ реализовать персонализацию обучения и обеспечить комфортное существование университета без значимого увеличения затрат».

Татьяна Торопова (советник по цифровой трансформации Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), CDTO) также рассмотрела индивидуальные образовательные траектории через цифровую трансформацию университетов: «Под цифровой трансформацией мы понимаем создание новых бизнес-моделей, сервисов и рынков с опорой на возможности цифровой экономики. В этом контексте ИОТ — один из проектов стратегии цифровой трансформации, направленный на удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений, включая студентов и работодателей».

Игорь Кревский рассказал о своем видении перспектив цифровой трансформации вузов: «Можно деятельность образовательных организаций разделить на две части. Первая — вся организационная работа вуза, чем больше мы ее автоматизируем, тем однозначно лучше. Почему студенты должны приходить и стоять за справкой в деканате или бухгалтерии? Вторая — образовательный процесс. Здесь зависимости гораздо более сложные. Сбор цифрового следа, подбор учебных материалов, максимально адаптированных под особенности восприятия конкретного учащегося, автоматическое подстраивание темпа обучения — кто-то все закрепит с двух выполненных упражнений, а кому-то требуется много повторов, удаленный доступ к уникальному оборудованию и широкое использование цифровых двойников — в этом плане цифра должна широко идти в высшее образование».

 

Беспилотное образование?

Дмитрий Шабалкин пришел к выводу о неизбежном изменении профессии преподавателя: «Студент ориентируется на маяк — это конкретный работодатель, это зарплата, это личные предпочтения. Возникают новые роли: навигатор — это про людей, помогает человеку выстраивать ИОТ, и тьютор — это специалист отрасли, дает содержательные рекомендации».

Отвечая на вопрос об опасениях преподавателей по поводу цифровизации, Игорь Кревский констатировал: «“Беспилотное образование” — не перспектива ближайшего будущего. В ближайшие 10—15 лет замена человека-преподавателя точно невозможна. Дальше бессмысленно загадывать, так как так далеко невозможно угадать, какие новые возможности предоставят технологии. Но скорее всего и дальше будут и преподаватели, и основанные на ИИ цифровые решения, просто в зависимости от предмета и цели обучения баланс будет меняться».

Татьяна Торопова продолжила тему: «Преподавателю не стоит опасаться замены себя цифровым двойником и, как следствие, потери нагрузки и заработной платы. На сегодня не существует никаких системных и технологических решений, которые позволяли бы добиваться таких же образовательных результатов, которые дает офлайн-формат».

 

Обучение ответственности

Татьяна Торопова так расставила приоритеты цифровой трансформации: «Самое важное в процессе цифровой трансформации — подготовка кадров, подготовка лидеров и команды: НПР необходимо обучать использованию цифровых сервисов, административный персонал —  принятию решений на основе данных, студентов — цифровой культуре. Всем участникам образовательных отношений необходимо прививать цифровую гигиену».

Схожих взглядов придерживается и Дмитрий Шабалкин — любая индивидуализация означает рост ответственности обучающегося: «Человек должен выбирать ту траекторию, которая сделает его успешным. Это требует проактивной позиции и от самого студента, и от научно-педагогических работников, и от университета, и от цифровой среды, где студент может реализовать свой личный проект успешности. Университет предоставляет площадку и возможности, а студент выходит на рынок труда, и это его ответственность, риски».

 

Университет становится сервисным

Илья Красильников большое внимание в своем выступлении уделил учащимся: «Наши студенты на самом деле хотят цифровизации. Это уже базовая потребность, которую они желают закрыть». Согласно мнению спикера, индивидуализация укрепляет мотивацию: «В рамках одной дисциплины, у одного преподавателя, на одном занятии разные студенты за счет технологий по-разному получают знания. Самое главное, чтобы они получали столько, сколько они готовы усвоить именно в этот момент, и при этом испытывали удовольствие от обучения».

Александр Фадеев привел следующую аналогию: «Мы все еще живем в аналоговом образовании, и по аналогии со старым таксопарком управляет им человек-диспетчер. Диспетчер отвечает за учебный план, запихивает всех совершенно разных студентов в один автобус, который едет по остановкам-дисциплинам. Он хватается за голову — половине скучно, так как одни ушли далеко вперед, половина же отстает и не может нагнать».

Как подчеркнул Дмитрий Шабалкин, «если вузы не будут нравиться абитуриентам, они пойдут в другое место. Хочется — не хочется, а университет становится сервисным, это без цифры невозможно».

 

Миры работодателей и университетов

Проблему взаимодействия с работодателями поставил Александр Фадеев: «Работодатели и университеты говорят на разных языках, миры не синхронизируются. Нужны либо специальные переводчики, например преподаватели, работающие на производстве, либо нам нужно научиться считывать эти сведения работодателя через аналитику вакансий, технологий, науки — формировать идеальный образ выпускника». В партнерстве с работодателями много проблем, и некоторые помогает решать индивидуальное цифровое портфолио студента: «Одна из задач у цифрового портфолио — честные и чистые данные для работодателя о том, как студент учился и чего добился в университете… Открытые данные очень ценятся партнерами, но нельзя забывать про морально-этическую составляющую».

Дмитрий Шабалкин уделил большое внимание практике формирования цифрового портфолио в УлГУ: «В портфолио мы собираем информацию об успеваемости студентов. Вторая составляющая — психологический портрет, позволяющий понять когнитивные способности. Третья — внеучебные активности: спортивные, научно-исследовательские, волонтерские. Четвертая — внеуниверситетское цифровое поле, социальные сети, другие сайты. Так мы формируем виртуального двойника студента».

 

Сделаем цифру и будет счастье?

Что нас ждет впереди? У каждого эксперта свое видение будущего.

Александр Фадеев рассказал о неизбежных радикальных изменениях обучения: «Сколько бы ни купили мы цветных мониторов, компьютеров в старую систему управления, она не станет системой нового технологического уклада. Нужно создавать новую систему и постепенно погружать в нее учебный процесс. Это и есть трансформация — дорасти пошагово до нее невозможно».

Илья Красильников пришел к оптимистичному выводу: «Мелочи по отдельности не сногсшибательны, но в комплексе все вместе оказывают хороший эффект. Жизнь не стала проще, но преподаватели комфортно пользуются новыми вещами. Это значит, что теми же преподавателями, теми же усилиями стало возможным чуть больше».

Игорь Кревский сделал вывод о «золотой середине»: «Нельзя сказать: “Сделаем цифру и будет счастье!”. Комбинация хорошего преподавателя и цифровых технологий должна давать идеальный результат».