Этот курс и более
11 132 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
ПСИХОЛОГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЖИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ
Используют:
119
вузов
42
преподавателя
257
студентов
Избранное
специалитет
бакалавриат
магистратура
Научная школа:
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
2 зачетных единицы
72 академ/часа
4 часа в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Противодействие лжи и манипулированию — важнейшее умение, необходимое современному человеку в любых жизненных ситуациях. Ложь и манипуляции являются неотъемлемой частью нашей жизни, как бы мы к ним ни относились, они были, есть и будут частью наших повседневных отношений. Арсенал лжецов и манипуляторов бесконечно разнообразен, он зависит от их индивидуальных характеристик и талантов, а также от конкретных ситуаций, но вместе с тем есть общие закономерности, найденные в специальных психологических исследованиях. Задача данного курса — опираясь на результаты ряда научных психологических исследований, вскрыть наиболее хорошо изученные способы манипулирования и лжи, с которыми может встретиться руководитель организации и обычный человек в повседневной жизни. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс направлен не только на то, чтобы раскрыть уже известные, но и на то, чтобы поставить новые проблемы перед начинающими исследователями, обучающимися на программах магистерской подготовки.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Педагогика, психология, социальная работа / Социальная и организационная психологияДисциплины
Психология лжи и манипуляций ,
Психология манипулятивного взаимодействия ,
Психология лжи ,
Психология манипуляции ,
Психология манипуляций ,
Распознавание лжи и скрытой мотивации
Направления подготовки/Специальности/Профессии
Авторы
Лекции
Савенков Александр Ильич
доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЖИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ
Время прохождения 968 минут
- Тема 1. Предмет и задачи психологии противодействия лжи и манипулированию (232мин.)
-
- 1.1. Психология противодействия лжи и манипулированию как отрасль научного знания (54мин.)
- 1.2. Методологические и теоретические проблемы психологии противодействия лжи и манипулированию (54мин.)
- 1.3. Психофизиологические и эволюционные основы противодействия программированию и контролю сознания (54мин.)
- 1.4. Психологические основы противодействия лжи и манипулированию в различных видах деятельности (18мин.)
- 1.5. Психологические механизмы противодействия лжи и манипулированию в практике принятия решений (18мин.)
- Вопросы и задания (36мин.)
- Предмет и задачи психологии противодействия лжи и манипулированию (10мин.)
- Тема 2. Противодействие лжи в системе социальных отношений (482мин.)
-
- 2.1. История изучения лжи в философии и психологии (54мин.)
- 2.2. Ложь, обман, правда и истина (36мин.)
- 2.3. Проблема детской лжи в психологии (36мин.)
- 2.4. Причины и природа лжи (107мин.)
- 2.5. Половые различия и гендерная репрезентация лжи (36мин.)
- 2.6. Самозванство и самозванцы (125мин.)
- 2.7. "Социальная инженерия" в информационной среде (18мин.)
- 2.8. Основные приемы социальных хакеров в информационной среде (36мин.)
- 2.9. Цифровая гигиена (18мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Противодействие лжи в системе социальных отношений (20мин.)
- Тема 3. Противодействие манипуляции в практике социального взаимодействия (179мин.)
-
- 3.1. Манипуляторы и межличностные манипуляции в социальном взаимодействии (54мин.)
- 3.2. Типы манипуляторов и основные инструменты манипулятивного воздействия (18мин.)
- 3.3. Противодействие манипулятивному воздействию (54мин.)
- 3.4. Кто чаще других оказывается жертвой манипуляторов (18мин.)
- Вопросы и задания (36мин.)
- Противодействие манипуляции в практике социального взаимодействия (10мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ
Время прохождения 752 минуты
- Тема 4. Эволюционные основы способности некритического принятия чужих идей (286мин.)
-
- 4.1. Основы психологии программирования сознания (18мин.)
- 4.2. Индоктринация как психическое явление (54мин.)
- 4.3. Причины индоктринации (18мин.)
- 4.4. Индоктринация и "культурный импринтинг" (71мин.)
- 4.5. Иллюзия личного выбора (54мин.)
- 4.6. Индоктринация и личный выбор (18мин.)
- 4.7. Индоктринация как результат идентификации с лидером (36мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Эволюционные основы способности некритического принятия чужих идей (12мин.)
- Тема 5. Индоктринация и религиозные культы (161мин.)
-
- 5.1. Механизмы контроля сознания (18мин.)
- 5.2. Индоктринация и деструктивные религиозные секты (18мин.)
- 5.3. Как работает механизм вовлечения в тоталитарную секту (54мин.)
- 5.4. Кто входит в группу риска (18мин.)
- 5.5. Как вывести адепта из-под контроля тоталитарной секты (18мин.)
- 5.6. Механизм индоктринации в повседневности (18мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Индоктринация и религиозные культы (12мин.)
- Тема 6. Индоктринация, личность и творчество (232мин.)
-
- 6.1. "Культ" личности в творчестве (89мин.)
- 6.2. Индоктринация и воспитание творческой личности (18мин.)
- 6.3. Подражание как фактор развития креативности (36мин.)
- 6.4. Основные признаки индоктринирующего влияния (18мин.)
- 6.5. Индоктринация, социальное творчество и национальная идея (18мин.)
- Вопросы и задания (54мин.)
- Индоктринация, личность и творчество (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЖИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Время прохождения 1427 минут
- Тема 7. Наука и противодействие лженауке и мистификациям (321мин.)
-
- 7.1. Научные и ненаучные мифы. Научное знание и "научные" мистификации (71мин.)
- 7.2. "Научные" мистификации и мистификаторы (89мин.)
- 7.3. Лженаука и научное знание (36мин.)
- 7.4. Особенности лженауки и поведенческие характеристики лжеученых (18мин.)
- 7.5. Демаркация науки и лженауки (71мин.)
- 7.6. Ложь и манипуляция как основные приемы лжеученых (18мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Наука и противодействие лженауке и мистификациям (22мин.)
- Тема 8. Лжелекции и лжелекторы. Секреты "доктора Фокса" (214мин.)
-
- 8.1. Лекторы и "лжелекторы": сходство и различия (71мин.)
- 8.2. Как распознать "доктора Фокса" (36мин.)
- 8.3. Публикации "доктора Фокса" (18мин.)
- 8.4. "Академическое мошенничество" и комитеты по этике научных исследований (71мин.)
- 8.5. Основные правила, позволяющие не стать жертвой лжелектора (18мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Лжелекции и лжелекторы. Секреты «доктора Фокса» (10мин.)
- Тема 9. Искусство и псевдоискусство как мастерство "по надуванию кретинов" (321мин.)
-
- 9.1. Искусство как "обман по договоренности" (89мин.)
- 9.2. Искусство и эстетика (18мин.)
- 9.3. Художественные достоинства и ценность произведений искусства (18мин.)
- 9.4. Массовая культура и эстетическое воспитание личности (36мин.)
- 9.5. Индивидуальные различия в эстетических предпочтениях (71мин.)
- 9.6. Художественное воспитание и когнитивное развитие личности (18мин.)
- 9.7. Искусство и творчество (54мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Искусство и псевдоискусство как мастерство «по надуванию кретинов» (10мин.)
- Тема 10. Древние, относительно "честные" способы отъема денег у населения (464мин.)
-
- 10.1. Астрология - бессовестная ложь, вызывающая большое доверие (18мин.)
- 10.2. Психологический механизм, или почему некоторые люди верят астрологам (89мин.)
- 10.3. "Эффект Барнума", или правила составления "точных" астрологических прогнозов (18мин.)
- 10.4. Хиромантия и дерматоглифика как способы псевдонаучных мистификаций (54мин.)
- 10.5. Френология - "забавное шишковедение" (18мин.)
- 10.6. Плацебо - лечебное средство без лечебных свойств (18мин.)
- 10.7. Психосоматические расстройства (18мин.)
- 10.8. Плацебо в фармакотерапии (18мин.)
- 10.9. Социальный интеллект на службе лжецов и мошенников (54мин.)
- 10.10. Социальный интеллект в мошеннических схемах "холодного чтения" (71мин.)
- 10.11. Техника "холодного чтения" в работе практического психолога (18мин.)
- 10.12. "Эффект первого впечатления" (36мин.)
- Вопросы и задания (36мин.)
- Древние, относительно «честные» способы отъема денег у населения (28мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Раздел IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЖИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Время прохождения 988 минут
- Тема 11. Противодействие лжи и манипулированию при принятии решений (339мин.)
-
- 11.1. Принятие решений как раздел психологии (36мин.)
- 11.2. Психология мышления и практика принятия решений (18мин.)
- 11.3. Появление и развитие психологической теории принятия решений (36мин.)
- 11.4. Особенности ситуаций "риска" и "неизвестности" (18мин.)
- 11.5. Этапы процесса принятия решений (36мин.)
- 11.6. Причины ошибок при принятии решений (18мин.)
- 11.7. Психологические эффекты оценки вероятности событий (36мин.)
- 11.8. Предпочтение нулевого риска (18мин.)
- 11.9. Дифференциация ошибочных решений (18мин.)
- 11.10. Парадокс выбора, или "ловушки изобилия" (36мин.)
- 11.11. Стилистика принятия решений (71мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Противодействие лжи и манипулированию при принятии решений (20мин.)
- Тема 12. Влияние когнитивных искажений на принятие решений. Как нас обманывает мозг (357мин.)
-
- 12.1. Стереотипы в мышлении и поведении (18мин.)
- 12.2. Предвзятость подтверждения (18мин.)
- 12.3. Эвристика привязки, или эффект якоря (18мин.)
- 12.4. Селективное восприятие (36мин.)
- 12.5. Эффект владения (18мин.)
- 12.6. Присоединение к большинству (18мин.)
- 12.7. Неосознанная ложь (18мин.)
- 12.8. Ошибки планирования (18мин.)
- 12.9. Ошибки восприятия больших чисел (18мин.)
- 12.10. Выученная беспомощность (18мин.)
- 12.11. Фундаментальная ошибка атрибуции (18мин.)
- 12.12. Обратный эффект подавления мыслей (18мин.)
- 12.13. Эффект оправдания собственных действий (18мин.)
- 12.14. Эффект игрока (18мин.)
- 12.15. Эффект отказа от перемен (18мин.)
- 12.16. Эффект негативности (18мин.)
- 12.17. Эффект ложного консенсуса (18мин.)
- 12.18. Ложный идеал, или "ловушка среднего" (36мин.)
- 12.19. Стереотипы на основе неполной информации, или "ошибка выжившего" (36мин.)
- Вопросы и задания (36мин.)
- Влияние когнитивных искажений на принятие решений. Как нас обманывает мозг (22мин.)
- Тема 13. Психологические эффекты совместной деятельности (196мин.)
-
- 13.1. Совместная деятельность как психологический феномен (36мин.)
- 13.2. Социальная фасилитация/ингибиция (36мин.)
- 13.3. Эффект выступления перед аудиторией (36мин.)
- 13.4. Продуктивность групповых и индивидуальных действий (18мин.)
- 13.5. Групповая идентификация (18мин.)
- 13.6. Гипотеза риска как ценности (18мин.)
- 13.7. Эффект групповой поляризации (18мин.)
- 13.8. Эффект последовательности (18мин.)
- 13.9. Хоторнский эффект (18мин.)
- Вопросы и задания (18мин.)
- Психологические эффекты совместной деятельности (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты13
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Научная школа:
Государственный университет управления (г. Москва)
Используют:
132
вуза
39
преподавателей
195
студентов
Используют:
100
вузов
38
преподавателей
224
студента
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 3.129.247.250
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |