Социальная педагогика
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Социальная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева, М. Н. Липинская, В. В. Герцик ; ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04081-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513882 (дата обращения: 05.11.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
-
Расчетина С. А., Лаврентьева З. И., Липинская М. Н., Герцик В. В. ; Отв. ред. Расчетина С. А., Лаврентьева З. И.
Интенсивные изменения в социуме, усложнение связей ребенка с окружающей действительностью, ориентация общества на полноценные процессы социализации детей и подростков требуют инноваций в подготовке специалистов помогающих профессий. Материалы учебника раскрывают пути гармонизации отношений ребенка и социума на основе закономерностей социальной педагогики. Студенты и практики вовлекаются авторами в интерактивные методы научного осмысления социализации, социального воспитания и социально-педагогической поддержки личности в детском возрасте. Обращение к истории становления и развития социально-педагогических идей позволяет понять логику выбора путей помощи различным категориям детства на основе анализа его традиционных и качественно новых проблем, и отбирать наиболее востребованные сегодня средства социально-педагогической деятельности.
- Авторский коллектив
- Предисловие
-
Раздел I. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
-
Блок 1. Социальная педагогика - развивающаяся область науки о проблемах детства и способах их решения
- Глава 1. Понятийный аппарат социальной педагогики как особой области научного знания
-
Глава 2. История первого рождения социальной педагогики как науки
- 2.1. Становление социально-педагогической науки в последней трети XVIII века на примере теории И. И. Бецкого
- 2.2. Становление социально-педагогической науки во второй половине XIX века
- 2.3. Социалистический этап становления социально-педагогического знания
- 2.4. Теория коллектива А. С. Макаренко
- Задания
- Литература
-
Глава 3. История второго рождения социальной педагогики как науки
- 3.1. Специфика общественного развития, обеспечившая становление науки на этапе перестройки
- 3.2. Становление методологических подходов к исследованию
- 3.3. Становление понятийного аппарата социальной педагогики
- 3.4. Формирование предметной области науки
- 3.5. Становление института науки "социальная педагогика"
- Задания
- Литература
-
Глава 4. Состояние науки "социальная педагогика" на современном этапе общественного развития
- 4.1. Взаимосвязь "социальное - педагогическое" на уровне социальной сферы
- 4.2. Объект и предмет социальной педагогики
- 4.3. Предметные области исследования на линиях интеграции социально-педагогической сферы с другими сферами
- 4.4. Методология социально-педагогического исследования
- 4.5. Классическая парадигма: системный подход к исследованию ситуации
- 4.6. Неклассическая парадигма: антропологический подход к исследованию ситуации
- 4.7. Постнеклассическая парадигма: дискурсивный подход к исследованию ситуации
- 4.8. Множественный подход к исследованию ситуации
- 4.9. Понятие как концентрированное выражение исторически достигнутого знания
- Задания
- Литература
- Задания к блоку 1. Социальная педагогика - развивающаяся область науки
-
Блок 2. Социальная педагогика - развивающаяся область практики решения социальных проблем ребенка
- Глава 5. Понятийный аппарат проблемы социально-педагогической практики
-
Глава 6. История становления социально-педагогической практики
- 6.1. Церковно-религиозный этап становления социально-педагогической практики
- 6.2. Государственно-просветительский этап становления социально-педагогической практики (эпоха Петра I)
- 6.3. Государственно-просветительский этап становления социально-педагогической практики (эпоха Екатерины II)
- 6.4. Государственно-филантропический этап становления социально-педагогической практики (первая половина XIX в.)
- 6.5. Общественно-социологический этап становления социально-педагогической практики (вторая половина XIX в.)
- 6.6. Социально-педагогическая практика на этапе социалистического строительства в 20-30-е годы XX века
- Задания
- Литература
-
Глава 7. Современное состояние социально-педагогической практики
- 7.1. Социально-педагогическая практика как институт
- 7.2. Структура, цели, средства, ресурсы социально-педагогической практики
- 7.3. Социальное воспитание как институт
- 7.4. Социально ориентированное образование как социальный институт
- 7.5. Социально-педагогическая поддержка как социальный институт
- Задания
- Литература
-
Глава 8. Современные процессы модернизации социально-педагогической практики
- 8.1. Первая группа понятий: "общественные изменения", "социальное развитие", "социальное становление"
- 8.2. Социально-педагогическая практика в системе общественных изменений
- 8.3. Модернизация школы под влиянием рыночных отношений
- 8.4. Модернизация школы под влиянием информационных отношений
- 8.5. Социальные характеристики детства как результат модернизации институтов социализации
- Задания
- Литература
- Глава 9. Среда в системе общественных изменений
-
Глава 10. Управление школой-организацией в условиях общественных перемен
- 10.1. Основные тенденции, характеризующие процесс управления школой-организацией
- 10.2. Коллегиальная направленность управления школой-организацией
- 10.3. Рыночные инструменты управления школьной организацией
- 10.4. Влияние интернет-коммуникаций на процесс управления
- 10.5. Служба сопровождения как управленческая структура
- Задания
- Литература
- Задания к блоку 2. Социальная педагогика - развивающаяся область практики
-
Блок 3. Социальная педагогика - развивающаяся область проектирования
-
Глава 11. Понятийный аппарат проблемы проектирования
- 11.1. Понятия "фактор" и "вызов времени"
- 11.2. Риск как порождение вызова времени
- 11.3. Рыночные и информационные основания современного проектирования
- 11.4. Личностные качества проектировщика
- 11.5. Проектирование как отображение мыслительного процесса
- 11.6. Детские социальные проекты
- Задания
- Литература
- Глава 12. Современное состояние социально-педагогического проектирования
- Задания к блоку 3. Социальная педагогика - развивающаяся область проектирования
-
Глава 11. Понятийный аппарат проблемы проектирования
-
Блок 1. Социальная педагогика - развивающаяся область науки о проблемах детства и способах их решения
-
Раздел II. ПАЛИТРА ДЕТСТВА: РАЗНООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
- Блок 4. Стабильно развивающееся детство
-
Блок 5. Социально уязвимое детство
-
Глава 16. Этнокультурная и конфессиональная обусловленность отношений ребенка и социума
- 16.1. Историческая ретроспектива ресурсов и рисков этнокультурной и конфессиональной обусловленности отношений ребенка и социума
- 16.2. Теоретические концепции социально-педагогической деятельности в многонациональной и многоконфессиональной социальной среде
- 16.3. Поддержка и сопровождение в социуме с учетом этнокультурной и конфессиональной идентичности ребенка
- Задания
- Литература
-
Глава 17. Взаимоотношения с социумом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 17.1. Становление ориентиров социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- 17.2. Замещающая семья как современный социально-педагогический фактор восстановления и развития отношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с социумом
- 17.3. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение отношений приемного ребенка и социума
- 17.4. Перспективы и проблемы взаимоотношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с социальным окружением
- Задания
- Литература
-
Глава 18. Особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в отношениях с обществом
- 18.1. Осознание обществом особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
- 18.2. Теоретические основы реализации особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимоотношениях с обществом
- 18.3. Социально-педагогические практики включения детей с ограниченными возможностями здоровья в открытый социум
- 18.4. Механизмы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное взаимодействие
- Задания
- Литература
-
Глава 19. Социальная самоизоляция и деструктивное поведение ребенка
- 19.1. Методологический аппарат изучения деструкций в детском возрасте
- 19.2. Социально-педагогические концепции работы с детьми и подростками, имеющими проблемы в поведении
- 19.3. Педагогические средства включения ребенка с деструктивным поведением в единое социально-педагогическое пространство
- 19.4. Учет научных исследований смежных дисциплин в проектировании социально-педагогической деятельности с подростками с деструктивным поведением
- Задания
- Литература
- Глава 20. Взаимодействие одаренного ребенка с обществом
- Задания к блоку 5. Социально уязвимое детство
-
Глава 16. Этнокультурная и конфессиональная обусловленность отношений ребенка и социума
-
Блок 6. Социально-педагогические технологии гармонизации отношений ребенка и общества
- Глава 21. Теоретические предпосылки использования социально-педагогических технологий в организации взаимоотношений ребенка и общества
-
Глава 22. Характеристика технологий гармонизации отношений ребенка и общества
- 22.1. Разрушение информационных блокировок социальных отношений ребенка и общества
- 22.2. Технологии согласования смыслов ценностей ребенка и общества
- 22.3. Технологии наращивания социальных коммуникаций и социальных отношений
- 22.4. Технологии развития социального опыта
- 22.5. Технологии формирования опыта личного участия в решении социальных проблем
- Задания
- Литература
- Задания к блоку 6. Социально-педагогические технологии гармонизации отношений ребенка и общества
-
Раздел III. ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЦЕССА
-
Блок 7. Процессы индивидуализации социально-педагогической практики
- Глава 23. Понятийный аппарат проблемы индивидуализации социально-педагогической деятельности
- Глава 24. Социально-педагогическая деятельность как индивидуально-ориентированный процесс
- Глава 25. Перспективы становления социально-педагогической науки и практики
- Задания к блоку 7. Процессы индивидуализации социально-педагогической практики
-
Блок 7. Процессы индивидуализации социально-педагогической практики
- Новые издания по дисциплине "Социальная педагогика" и смежным дисциплинам