Основы вожатской деятельности
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Кулаченко, М. П. Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 585 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20385-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558051 (дата обращения: 05.10.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
- Курс с экзаменом
-
Кулаченко М. П.
Современный досуг при всем многообразии, свободе выбора его форм и личностных интересов обладает значительной воспитательной ценностью, поэтому особое внимание уделяется подготовке вожатых в учебных заведениях различных типов и общественных организациях. В настоящем курсе рассмотрены основные вопросы подготовки кадров, способных организовать детский досуг, решать конкретные практические задачи в образовательных организациях, в том числе осуществляющих отдых и оздоровление детей и подростков. Теоретический материал подробно проиллюстрирован практическими примерами, что представляет ценность при повышении профессиональных качеств вожатых и дает комплексную подготовку к решению задач, стоящих перед педагогом, организующим воспитание ребенка в условиях досуга. Курс печатается по инициативе НЦ РАО Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен студентам высших учебных заведений, обучающимся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а также педагогам, вожатым, лицам, занятым в организации досуга детей в каникулярное время.
- Предисловие
-
Тема 1. Педагогика каникул: подходы и принципы
- 1.1. Теоретические основы организации сезонного отдыха детей в лагере
- 1.2. Нормативные и правовые основы организации отдыха детей и деятельности вожатого в организациях сферы детского отдыха и оздоровления
-
1.3. Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере
- 1.3.1. Нормативно-правовая база
- 1.3.2. Варианты оформления отношений
- 1.3.3. Работа вахтой по договору
- 1.3.4. Правила внутреннего трудового распорядка организации
- 1.3.5. Типовые штаты административно-хозяйственного, педагогического, медицинского, обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей
- 1.3.6. Условия труда отрядного воспитателя и вожатого в организации отдыха детей и их оздоровления
- 1.3.7. Должностные инструкции
- 1.3.8. Регламентация рабочего времени педагогических работников организаций отдыха детей и их оздоровления
- 1.3.9. Особенности оплаты труда вожатых и педагогических работников организаций отдыха детей и их оздоровления
- 1.4. Профессиональная свобода и ответственность
-
1.5. Информационно-медийное сопровождение смены в лагере
- 1.5.1. Информационное сопровождение смены
- 1.5.2. Применение digital-маркетинга в индустрии детского отдыха
- 1.5.3. Освещение детским оздоровительным лагерем работы с детьми на веб-сайте и в социальных сетях
- 1.5.4. Создание контента в социальных сетях (ВКонтакте, YouTube и др.)
- 1.5.5. Использование информационных технологий в детском оздоровительном лагере
- 1.5.6. Мобильные приложения, ресурсы, инструменты для работы с детьми в условиях оздоровительного лагеря
- 1.5.7. Разрешение родителей на фото- и видеосъемку ребенка
- 1.5.8. Согласие на фото- и видеосъемку для взрослых
- Литература для самостоятельного изучения
-
Тема 2. Комплексная организация смены в лагере
- 2.1. Структура смены
- 2.2. Подготовительный и организационно-инструктивный периоды
-
2.3. Организационно-адаптационный период смены в лагере
- 2.3.1. Сущность организационного периода, позиция вожатого
- 2.3.2. Трудности адаптации
- 2.3.3. Причины адаптационных затруднений
- 2.3.4. Адаптационный опыт ребенка
- 2.3.5. Изучение воспитанников
- 2.3.6. Организация дисциплины
- 2.3.7. Методы работы на организационном этапе
- 2.3.8. Кульминация организационного периода
- 2.3.9. Работа с педагогическим коллективом
- 2.3.10. Особенности адаптации вожатого к новым условиям
- 2.4. Основной период смены в лагере
- 2.5. Реадаптационно-заключительный период смены в лагере
-
2.6. Режим дня как фактор безопасности и оздоровления в лагере, требования к его организации
- 2.6.1. Что такое режим дня
- 2.6.2. Подъем
- 2.6.3. Зарядка
- 2.6.4. Самообслуживание или уборка в комнате, личная гигиена
- 2.6.5. Трудовой десант
- 2.6.6. Посещение столовой (завтрак, обед, ужин)
- 2.6.7. Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
- 2.6.8. Отрядное время и отрядное дело
- 2.6.9. Дневной отдых
- 2.6.10. Свободное время
- 2.6.11. Массовое мероприятие
- 2.6.12. Вечерний отрядный «огонек» («свечка»)
- 2.6.13. Типы «огоньков»
- 2.6.14. Отбой
- Литература для самостоятельного изучения
- Тема 3. Педагогические основы управления временным детским объединением
-
Тема 4. Содержание целостного педагогического процесса в лагере
- 4.1. Педагогический процесс: структура и основные компоненты
- 4.2. Физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культуры здорового образа жизни
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание в лагере
- 4.4. Художественно-творческая деятельность в лагере
- 4.5. Познавательная деятельность в лагере
- 4.6. Трудовое воспитание в лагере
- 4.7. Экологическое воспитание в лагере
- Литература для самостоятельного изучения
- Тема 5. Конструирование смены в лагере, мониторинг оздоровительно-образовательного процесса
-
Тема 6. Педагогические кадры лагеря
- 6.1. Директор (начальник) детского лагеря
- 6.2. Руководители педагогического коллектива
- 6.3. Методист (педагог-организатор, культорганизатор, аниматор)
-
6.4. Отрядные вожатые
- 6.4.1. Вожатый в сотрудничестве с напарником и коллективом
- 6.4.2. «Болезни общения»
- 6.4.3. Специфика профессии «вожатый»
- 6.4.4. О компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря
- 6.4.5. Имидж вожатого детского оздоровительного лагеря
- 6.4.6. Критерии отбора вожатых для работы в детском оздоровительном лагере
- 6.5. Инструктор по физической культуре и спорту
- 6.6. Музыкальный работник (диджей, аккомпаниатор)
- 6.7. Педагог-психолог
- 6.8. Педагоги дополнительного образования
- 6.9. Педагогический отряд
- 6.10. Корпоративная культура лагеря
- Литература для самостоятельного изучения
-
Тема 7. Методика и технология работы вожатого
-
7.1. Методики и технологии развивающей досуговой деятельности детей в лагере
- 7.1.1. Технология коллективной творческой деятельности (КТД) (автор — И. П. Иванов)
- 7.1.2. Технология совместной творчески ориентированной деятельности (СТОД) (авторы — А. А. Данилков, Н. С. Данилкова)
- 7.1.3. Технология командообразования (детский тимбилдинг)
- 7.1.4. Event-технологии (событийная педагогика)
- 7.1.5. Технология коучинга
- 7.1.6. Технология «эдьютейнмент»
- 7.1.7. Рекреативные технологии
-
7.2. Технология и методики организационного периода смены (день 1—3-й)
- 7.2.1. Вечером перед заездом детей
- 7.2.2. День первый
- 7.2.3. Прием и регистрация детей
- 7.2.4. Перевозка детей на транспорте
- 7.2.5. Вход в корпус
- 7.2.6. Распределение кроватей
- 7.2.7. Хозяйственный сбор отряда, или «операция Уют»
- 7.2.8. Организационный сбор отряда
- 7.2.9. Сбор знакомства (стартовая беседа)
- 7.2.10. Экскурсия по лагерю, или «Лагерная кругосветка»
- 7.2.11. Вечерняя миксер-программа
- 7.2.12. «Огонек» знакомств
- 7.2.13. День второй
- 7.2.14. Наблюдение и изучение воспитанников, интенсивное общение
- 7.2.15. День третий
- 7.2.16. Методика оформления отрядного пространства
- 7.2.17. Методика проведения конкурса отрядных пространств
- 7.2.18. Методика проведения праздника открытия смены
- 7.2.19. Алгоритм проведения торжественной линейки
- 7.2.20. Алгоритм проведения художественно-творческой части праздника
-
7.3. Технология и методики основного периода смены (день 4—18-й)
- 7.3.1. Техника организаторской деятельности
- 7.3.2. Этапы организаторской работы
- 7.3.3. Форма, содержание и название дела
- 7.3.4. Методика организации игровой деятельности
- 7.3.5. Методика организации конкурсных, творческих и тематических игровых программ и шоу-программ
- 7.3.6. Методика организации тематического дня
- 7.3.7. Дизайнерские и художественно-оформительские умения вожатого
- 7.4. Технология и методики заключительного периода смены (день 19—21-й)
- Литература для самостоятельного изучения
-
7.1. Методики и технологии развивающей досуговой деятельности детей в лагере
- Тема 8. Возникновение и развитие вожатства в деятельности внешкольных учреждений России
-
Тема 9. Вожатская деятельность в общеобразовательной организации (школа)
-
9.1. Старший вожатый как работник системы образования
- 9.1.1. Квалификационная характеристика должности «старший вожатый»
- 9.1.2. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»
- 9.1.3. Перечень международных и федеральных нормативных документов, регламентирующих работу старших вожатых образовательных организаций
- 9.1.4. Должностная инструкция старшего вожатого
- 9.2. Исторический аспект развития детского движения в России
- 9.3. Типология детских общественных объединений
-
9.4. Закономерности и тенденции развития детского движения в России
- 9.4.1. Детское движение: современное понятие, потенциалы
- 9.4.2. Современные движения школьников в России
- 9.4.3. Российское движение школьников
- 9.4.4. Юнармия
- 9.4.5. Большая перемена
- 9.4.6. Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций
- 9.4.7. Тенденции развития детского движения в России
-
9.5. Методика деятельности детских объединений в образовательном учреждении
- 9.5.1. Этапы работы старшего вожатого в образовательном учреждении
- 9.5.2. Методика создания общественного объединения в школе
- 9.5.3. Позиция старшего вожатого в деятельности детской общественной организации
- 9.5.4. Функции старшего вожатого в деятельности детской общественной организации
- 9.5.5. Личностные качества руководителя детского объединения
- 9.5.6. Педагогическая поддержка (сопровождение) деятельности детских общественных организаций, движений, объединений
- 9.5.7. Педагогическая поддержка (сопровождение) детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности
- 9.5.8. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений
- 9.5.9. Организация вожатской деятельности школьников
- 9.6. Критерии качества и результативности работы старшего вожатого
- Литература для самостоятельного изучения
-
9.1. Старший вожатый как работник системы образования
- Список литературы
- Приложение. Локальные нормативные документы
- Новые издания по дисциплине «Основы вожатской деятельности» и смежным дисциплинам
-
Основы вожатской деятельности. Практический курс
3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов