В рейтинге HeadHunter «Топ-100 вузов России по успешности трудоустройства выпускников» Тюменский индустриальный университет занял пятое место. Как в опорном инженерном вузе России готовят специалистов, максимально востребованных на рынке труда, какие форматы взаимодействия с работодателями эффективны, что такое цифровой профиль компетенций и почему мы стоим на пороге революции всей системы образования, в интервью Образовательной платформе «Юрайт» рассказала ректор ТИУ Вероника Васильевна Ефремова.
Запрос на какие специальности и компетенции сейчас есть в инженерно-техническом образовании? Что для удовлетворения этих потребностей делает ТИУ?
Тюменский индустриальный университет — опорный вуз, лидер в подготовке инженерных кадров. Он решает научные и практические задачи в области строительства, нефтегазовой сферы, нефтепереработки, способствует реализации отраслевых программ развития Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, внедрению результатов научных исследований в производство предприятий нефтегазодобывающей отрасли.
Мы готовим профессиональные кадры, занимая позицию центра решения отраслевых задач региона: развитие транспорта, энергетики и жилищно-коммунального комплекса, поддержка и развитие топливно-энергетического комплекса, освоение арктической и субарктической зон и многое другое.
Сегодня университет берет на себя ответственность за подготовку специалистов, способных адаптироваться к изменениям технологий и профессиональной среды, умеющих встраиваться в систему разделения труда будущего, обладающих высокой степенью восприимчивости к нововведениям, быстрой коммуникативной адаптацией, цифровой грамотностью.
Стратегия новой индустриализации, масштабной модернизации российской экономики, создания высокотехнологичных рабочих мест обостряет вопрос совершенствования инженерного образования и повышения престижности инженерной деятельности. В топе компетенций инженеров ближайшего будущего — умение прогнозировать изменения внешней среды и управлять жизненным циклом проектов в условиях многовариантности, креативность, коллаборативность, адаптивность, тайм-менеджмент.
Мировыми трендами сегодня являются массовое использование цифровых технологий и цифровизация отраслей. Набор востребованных компетенций позволит выпускнику активно участвовать в процессах изменения производственных, бизнес- и технологических циклов, отлично разбираться в технологических инновациях, быть готовым предлагать амбициозные проекты и брать на себя ответственность за них, быть способным создавать новые рабочие места, отрасли знаний и экономики.
В разрабатываемой в ТИУ образовательной модели основными категориями компетенций выпускника являются системное и инженерное мышление, лидерство и коммуникации, межкультурное взаимодействие, умение видеть горизонт событий.
Освоение данных компетенций осуществляется через учебные и внеучебные активности, раскрывающие исследовательский, предпринимательский, индустриальный потенциал будущих инженеров. Неотъемлемой частью учебного процесса стала индивидуализация, в основе которой лежит работа с большими данными. Поэтому новое образовательное пространство должно поддерживаться цифровой системой организации образовательного процесса, построенной в логике персонификации, а такая сложная компетентностная модель неизбежно приводит к диагностике компетенций на основе цифрового следа обучающихся.
Необходимо трансформировать систему мотивации и конкурс для преподавателей, создавать коммуникативные площадки с целью разъяснения образовательной политики университета. Постепенно держателями образовательных программ становятся не кафедры, а РОПы (руководители образовательных программ), отвечающие за гибкость и актуальность программы, процесс самоопределения обучающихся проходит при помощи тьюторов и наставников.
Совершенствуя компетентностную модель выпускника, ТИУ идет по пути коллаборации с образовательными площадками, индустриями. Наши выпускники — инженеры новой формации.
В ТИУ планировалось помимо диплома формировать цифровой профиль компетенций, отражающий реальные достижения выпускника. Реализована ли эта идея и как формируется такой профиль? Какие перспективы у этого документа?
В университете внедряется цифровой след обучающегося, его задача — планомерное и целостное формирование компетенций через разнообразные выборные (элективные) дисциплины (курсы), модули. Обучающийся может брать дисциплины с разных направлений подготовки, если они позволяют сформировать компетенцию, заложенную в его образовательную программу. Цифровое отражение формирования компетенции представлено «Цифровым следом» обучающегося в виде диаграммы, на которой можно проследить и даже спроектировать, через какие дисциплины или виды деятельности можно сформировать компетенции или набор компетенций выпускника ТИУ.
Цифровой след обучающегося также позволит будущему работодателю понять, какими компетенциями обладает выпускник. Также у работодателя появляется возможность совместно с университетом формировать нужный набор компетенций потенциальных сотрудников. Мы надеемся, что совместно с работодателями сможем подготовить перспективные кадры для динамично развивающейся экономики.
Расскажите подробнее об индивидуализации обучения в ТИУ.
Сегодня мы подходим к революции образовательной структуры, ландшафта и системы.
200 лет в образовании мы учились по понятному пути, получая стандартизованные знания и навыки. Но мир усложняется, меняется экономический уклад, мы входим в экономику производства знаний, характеризующуюся человекоцентричностью. Образование будет состоять из совокупности индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуализация как модель может быть построена по различным алгоритмам:
программа конструируется под персональные параметры и запросы заказчика. Эта модель дорогая, так как направлена на создание уникального результата образовательного процесса;
моделирование по типовым образовательным моделям и дальнейшее проектирование из набора модулей образовательной программы, в которой заложен выбор студентом своей траектории.
В ТИУ реализовываются обе модели индивидуализации на базе инновационных образовательных площадок ВИШ EG и ИОТ Института транспорта. Запрос на индивидуализацию своих знаний у студента появляется в ситуации правильной имитации деятельности через командную работу в проектах с опытом мультипозиционной коммуникации.
Образовательное пространство университета позволяет проектировать и реализовывать образовательные программы по заявкам индустриальных партнеров (возможность реализации корпоративного трека), программы магистратуры, созданные на базе научной школы с актуальными востребованными исследованиями, а также дает возможность студентам выбрать уровень сложности дисциплины / образовательного модуля.
Благодаря изменениям образовательных технологий в сторону индивидуализации студент, имеющий выбор уникальных образовательных траекторий, пройдет всю цепочку от образования, исследований, инноваций к технологиям, приведя к возникновению новых рынков и отраслей.
Как в ТИУ, опорном техническом вузе, складывается работа с гуманитарными науками?
Гуманитарные науки являются основой для формирования универсальных компетенций. Знакомство обучающихся с гуманитарными науками происходит через дисциплины, блоки общеуниверситетских дисциплин обязательны для всех обучающихся. Гуманитарные дисциплины — окошко в гуманитарные науки. Они являются неотъемлемой частью инженерного стандарта ТИУ.
В нашем вузе очень сильное гуманитарное направление, что позволило нам создать первую вариативную дисциплину, такую как История, которая сегодня представлена в 12 вариациях (История предпринимательства в России; История российской государственности и общественно-политической жизни; Арктика в государственной стратегии России; Личность в российской истории; Индустриализация Тюменского Севера и др.). Хорошая школа иностранных языков, позволяющая наряду с преподаванием распространенных иностранных языков (английского, немецкого, французского) вести русский язык как иностранный.
Мы создали Социогуманитарное ядро ТИУ, где объединены все наши гуманитарные направления (Конфликтология, Публичная политика и социальные науки, Реклама и связи с общественностью, Сервис, Торговое дело, Гостиничное дело), позволяющие готовить выпускника ТИУ как «социального инженера», человека, который понимает, как устроено общество сегодня и какие вызовы ему предстоят в будущем.
Министерство науки и высшего образования разрабатывает новый федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Что делается в вузе для молодежного предпринимательства? Какими студенческими разработками может похвастаться ТИУ и в реализации каких рыночных проектов участвуют студенты?
Для формирования и поддержания инженерно-предпринимательской системы образовательного пространства в 2017 г. у нас появилась Студенческая инновационная платформа. Она организует образовательные и просветительские мероприятия по популяризации предпринимательства, генерации бизнес-идей, проработке бизнес-проектов и формированию стартапов, организует взаимодействия в области оказания консультационно-экспертного сопровождения и оценки бизнес-идей, бизнес-проектов и стартапов, реализует программу «Стартап как диплом», проводит экспертизу, оценивает и поддерживает инициативы обучающихся, обладающих потенциалом коммерциализации.
В мероприятиях платформы участвовало на данный момент 4800 человек! Каждый семестр она проводит конкурс бизнес-инициатив СИП-АП, в рамках которого было представлено 79 бизнес-идей, 130 бизнес-проектов и 19 стартапов.
В рамках учебного трека «Технологическое предпринимательство» формируются технологии и методология комплексной многоуровневой системы оценки, отбора и распределения бизнес-идей, проектов и стартапов из традиционного, инженерно-технологического и инновационного предпринимательства, а также формирование и апробация новых образовательных решений.
К наиболее ярким бизнес-проектам можно отнести:
• проект Дмитрия Копылова, обучающегося Высшей инженерной школы, по разработке системы для добычи газа из обводняющихся скважин;
• проект Блиновой Валерии и Чучалиной Юлии, обучающихся направления «Биотехнические системы и технологии», участниц программы «Стартап как диплом», направленный на разработку облегченного функционального протеза кисти руки с модульной конструкцией;
• проект аспиранта Романа Соколова, участника конкурса «СИП-АП», «Система прогнозирования мест коррозионных повреждений на основе магнитных характеристик стали»;
• проект Глобы Натальи, целью которого являются поиск и запуск экологической технологии глубокой переработки органических отходов на примере отходов птицефабрики Тюменской области.
Каков идеальный вариант связи с производством?
Сегодня в профессиональном инженерном сообществе много говорится о необходимости формирования системы практико-ориентированного образования, поля профессионального взаимодействия представителей от образования и практической инженерии. Это предполагает участие работодателей в подготовке специалистов, которое может выражаться в эффективных формах взаимодействия, многие из которых реализуются в ТИУ:
— участие высококвалифицированных представителей предприятий в образовательном процессе (как председатели и члены ГЭК, руководители ВКР); рецензирование ВКР, подготовка обучающимися курсовых проектов, ВКР по темам, соответствующим профилю деятельности предприятий; преподавание дисциплин (лекционные, практические занятия); актуализация основных профессиональных образовательных программ;
— создание в университете базовых кафедр — так, совместно с индустриальными партнерами созданы и успешно участвуют в подготовке специалистов базовые кафедры с ПАО «Газпром нефть», филиалом ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», «КогалымНИПИнефть», АО «Мостострой-11»;
— организация и реализация практической подготовки в форме практик на площадках индустриальных партнеров, в рамках которой каждый обучающийся знакомится с деятельностью предприятий (индустриальных партнеров), получает первый профессиональный опыт и осваивает новые компетенции;
— участие предприятий в реализации образовательных программ в сетевой форме в формате практико-модульного обучения — реализация практических занятий на площадках передовых в своей области организаций. Формат практико-модульного обучения предполагает первичную интеграцию специалиста в корпоративную среду компании, что при дальнейшем трудоустройстве облегчает процесс адаптации молодого специалиста;
— участие предприятий в экспертном опросе о качестве подготовки выпускников университета;
— участие в проведении процедуры оценки качества развития компетенций выпускников с использованием внутренней системы оценки и корпоративных Фондов оценочных средств;
— повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников предприятий на площадке университета;
— стажировки работников университета на площадках индустриальных партнеров;
— реализация совместных проектов, способствующих развитию компетенций и потенциала к трудоустройству выпускников на площадках университета и предприятий (Дни компаний, Ярмарки выпускников, конкурсы профессионального мастерства, экскурсии, мастер-классы, деловые игры, др.);
— совместная научно-исследовательская работа;
— организация и проведение совместных профориентационных мероприятий;
— взаимодействие вуза и предприятий по вопросам трудоустройства выпускников, в том числе подбор кандидатов в соответствии с запросом индустриальных партнеров;
— инновационные практики взаимодействия с индустриальными партнерами, ориентированные на формирование гибких навыков, участие в реальных проектах и бизнес-симуляциях. Примеры: партнерское объединение опорного вуза и ПАО «Газпром нефть» в целях создания на площадке ТИУ образовательной среды и реализации продукта «Фабрика интегрированных процессов капитального строительства», который позволит обучающимся участвовать в реальных производственных и административных процессах, расширять профессиональные и управленческие навыки, учиться улучшать или изменять технологические и бизнес-процессы; совместный образовательный проект ПАО «Газпром нефть» и ТИУ «INкорпорация» — уникальный образовательный продукт для ранней интеграции студентов в бизнес-среду Общества; стажировка по программе «Вертушка» в подразделениях АО «Мостострой-11», где обучающиеся привлекаются к работе отделов разных структурных подразделений Общества, что обеспечивает знакомство со структурой и основными бизнес-процессами в целях дальнейшего профессионального самоопределения.
Мы стремимся не просто воспроизводить кадры для реального сектора экономики, а сотрудничать с бизнесом в реализации образовательных программ и научно-технических проектов.
Что входит в число показателей эффективности работы сотрудников вуза (ведь академическая среда далека от рыночной, это разные ценности и культура)?
К настоящему моменту времени все научно-педагогические работники университета переведены на эффективные контракты. Целевые показатели эффективности, установленные в трудовом договоре работника, определяют траекторию профессионального роста и развития преподавателя на период действия трудового договора. Когда заключается договор, работник может выбрать из перечня показателей, который будет определяющим для установленного уровня по должности.
Мы определили наиболее значимые для университета показатели деятельности ППС и три уровня оплаты труда по каждой должности ППС. Система уровней по должностям (грейдов), разработанная и внедренная в 2018 г. в ТИУ, — возможность поощрить профессионализм и высокую эффективность работников. Она также позволяет определить тех, кто не соответствует современным требованиям к качеству профессиональной деятельности.
Мы определили базовые и вариативные показатели для оценки результатов труда ППС. Базовые обязательны для выполнения всеми, а по вариативным показателям работнику достаточно выбрать половину в зависимости от личных предпочтений (образовательная, научная или воспитательная деятельность).
Один из значимых показателей, включенных в систему, — оценка по результатам анкетирования «Преподаватель глазами обучающихся». Это важный критерий, позволяющий оценить удовлетворенность обучающихся деятельностью педагогических работников по разным параметрам (профессионализм и культура речи, умение наладить отношения с обучающимися, ясное и доступное изложение материала, свободные и полные ответы на вопросы обучающихся, актуальность материала и информативное насыщение, объективность в оценке и пр.).
Конечно, это не статическая система. Ключевой момент, определяющий эффективность ее работы, заключается в наборе показателей. Поэтому по итогам трех лет действия системы грейдовой оценки мы подведем промежуточные итоги и при необходимости внесем коррективы.
Показатели профессиональной деятельности, ранее заложенные в основу оценочных параметров, главным образом были нацелены на достижение показателей вуза как опорного университета. Установление целевых ориентиров для развития университета в ближайшие 5—10 лет содержательно скорректирует набор показателей профессиональной деятельности для оценки труда научно-педагогических кадров.
Кто такой выпускник ТИУ и чем он отличается от выпускников других вузов? И кто такой преподаватель ТИУ — за что вы цените свой ППС?
Наш вуз единственный от Урала до Тихого океана осуществляет подготовку кадров всех уровней по всему спектру специальностей стратегически важной для страны нефтегазовой отрасли и обеспечивает основные кадровые потребности экономики региона.
Кадровая мощь современных компаний ТЭК Западной Сибири выросла из недр Тюменского индустриального университета. Среди наших выпускников — председатель правления Межгосударственной нефтегазовой компании «Союзнефтегаз» Юрий Шафраник (занимал пост Министра топлива и энергетики РФ); генеральный директор ПАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов; заслуженный геолог РФ Виктор Пархомович, при участии которого было открыто более 30 нефтяных месторождений, и многие другие.
Согласно исследованию, проведенному в 2020 г., 88 % работодателей считают, что компетенции выпускаемых нами инженеров соответствуют профессиональным стандартам, 98 % удовлетворены уровнем теоретической подготовки, 99 % — уровнем практической подготовки.
Выпускники ТИУ работают в 50 регионах России и за рубежом, но в первую очередь в Тюменской области — 82 %. Они однозначно востребованы, доля их трудоустройства составляет 85 %.
Наши выпускники закрывают кадровую потребность компаний региона по прорывным направлениям. Крупнейшие стейкхолдеры России («Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «СИБУР», «НОВАТЭК», «Сургутнефтегаз») ежегодно прирастают инженерными кадрами ТИУ. Также крупнейшие национальные и транснациональные, международные компании тесно сотрудничают с вузом по вопросам организации практической подготовки и трудоустройства выпускников: Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton, Repsol, Нефтяная Индустрия Сербии, Weatherford и многие другие.
В университете на протяжении многих лет реализуется модель «Школа — Вуз — Предприятие», т. е. подготовка выпускника начинается с работы по проектированию профессионального пути школьника в ТИУ: ранняя профориентация и развитие ранней инженерной ментальности. Реализация профориентационных проектов, направленных на профессиональное самоопределение учащихся школ, колледжей, дает возможность познакомиться с производственными площадками ведущих региональных компаний, что способствует выбору будущей специальности и профессии и, как результат, привлечению талантливой молодежи из других субъектов РФ. Основными механизмами при работе с абитуриентами являются проекты: профильные классы, индустриальные классы, школа инженерного резерва, школа абитуриента, центр архитектурной подготовки, инженерные классы, профессиональное консультирование, профориентационные мероприятия, направленные на работу с абитуриентами и родителями. Результатом является увеличение количества мотивированных абитуриентов, лучшие из которых становятся студентами ТИУ. И, как сформулировала успешная выпускница Строительного института ТИУ 2019 г. Юлия Тюленёва, в настоящее время инженер производственно-технического отдела в ООО «Интерполис», «быть студентом ТИУ — это значит использовать море возможностей, ведь наш университет всегда поддерживает своих студентов».
Выпускник ТИУ — это прежде всего специалист с системным инженерным мышлением, способный работать на новых глобальных рынках, быть лидером изменений, создавать и развивать новые отрасли. Это инженер новой формации, обладающий высокой степенью восприимчивости к инновациям, навыками лидерства, межкультурного взаимодействия, быстрой коммуникативной адаптации, цифровой грамотности, передовыми мультидисциплинарными и кросс-отраслевыми технологиями. Именно эти компетенции являются базовыми для экономики нового типа, непосредственно связанной с развитием экономики знаний.
Наш профессорско-преподавательский состав обеспечивает конкурентное преимущество университета. Инициативность, профессионализм и вовлеченность в научно-исследовательскую работу стали требованием времени для вузовского преподавателя.
С 2018 г. мы работаем на смену парадигмы роли преподавателя от «Лектора — транслятора знаний» к «Академическому наставнику — партнеру». Это требует от преподавателей развития новых компетенций, таких как способность работать в команде, участие в междисциплинарных проектах, организация проектной деятельности, поддержка работы студентов в проектах, способность быть наставником — партнером при формировании образовательной траектории, работа в цифровой образовательной среде.
И, конечно, в зоне особого внимания молодой преподаватель. Одной из основных проблем преподавательского состава российских университетов (и ТИУ здесь, к сожалению, не исключение) является тенденция увеличения среднего возраста ППС на протяжении последних лет. Поэтому одним из важных принципов кадровой политики университета на ближайшие 10 лет станет обеспечение приоритета молодым и талантливым кадрам, заключающегося в создании особых условий для привлечения и построения успешной профессиональной деятельности работников до 39 лет. Планируем, что реализация целевых кадровых механизмов и проектов позволит увеличить к 2025 г. долю молодых преподавателей с 33 до 40 %. Мы считаем, что молодые работники — будущая элита университета и региона, и ее, естественно, нужно поддерживать.
Конечно, хотелось бы отметить такие профессионально-педагогические ценности, на которые ориентированы преподаватели нашего вуза:
— знание преподаваемой дисциплины на современном уровне;
— мастерство современного преподавателя, включая использование цифровых образовательных технологий;
— ответственность за образовательный процесс и заинтересованность в развитии студентов;
— культура общения, построенная на взаимоуважении, взаимопомощи и партнерстве;
— приверженность работе в вузе, заинтересованность в научно-образовательной деятельности;
— открытость новому, творческий подход к работе, готовность к изменениям;
— самоанализ, планирование и организация личностного и профессионального развития.