Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
26 апреля 2024 активны на платформе
54 174 -71
Преподавателя
589 204 -731
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Год усиления цифровых компетенций: рейтинг цифровой активности 2022

Дата публикации
22 июля 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2721

Исследовательская группа Юрайт.Статистика подводит итоги рейтинга цифровой активности за 2021-2022 учебный год. Рейтинг доступен для всех заинтересованных на образовательной платформе «Юрайт» .

 

Кратко о рейтинге

Юрайт.Статистика изучает цифровую активность преподавателей и студентов с начала пандемии в 2020 г. Всплеск общественного интереса к онлайн-образованию в дистанционном и смешанном форматах вызвал закономерный вопрос: в каких университетах и колледжах цифровая педагогика развивается опережающими темпами. Ответить на этот вопрос призван цифровой рейтинг Юрайт.Статистики.

Объем выборки рейтинга составляют 2 601 учебное заведение, 321 214 студентов, 38 339 преподавателей. Рейтинг представляет собой интегральную оценку глубины проникновения в учебный процесс и широту применения преподавателями и студентами цифровых методов и инструментов обучения на основе статистики использования образовательной платформы «Юрайт», собираемой по объективным цифровым следам. Подробнее с методикой подсчета можно ознакомиться на сайте рейтинга.

 

Общие наблюдения: роль педагога

Анализ массива данных позволил прийти к трем выводам:

Цифровая активность преподавателей и цифровая активность студентов в рамках учебного заведения очень тесно связаны: преподаватели рекомендуют студентам цифровые форматы контента, студенты помогают преподавателям с освоением новых сервисов. Наиболее значима динамика в тех учебных заведениях, где выстроена успешная коммуникация между ППС и студентами в единой цифровой среде;

Заметен рост использования интерактивного фонда оценочных средств в учебном процессе: новые аккредитационные требования и увеличивающаяся нагрузка побуждают преподавателей искать эффективное сочетание качества оценивания и временных затрат, здесь существенный вклад вносят умное тестирование и задания Юрайта;

В цифровом обучении исключительно важен фактор индивидуальной мотивации обучающегося – достаточно большая дискриминативность студенческих цифровых следов в одних и тех же учебных заведениях показывает необходимость дальнейшей индивидуализации/персонализации обучения. Так, интересные результаты показывает применение конструктора гибких курсов для создания индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного контента.

 

Региональный аспект: борьба за умы

Если проанализировать данные рейтинга по регионам, то получается интересное распределение по цифровой активности студентов.

Топ-10 регионов по цифровой активности студентов

  1. Псковская область
  2. Севастополь
  3. Чувашская Республика
  4. Смоленская область
  5. Ярославская область
  6. Мордовия
  7. Амурская область
  8. Челябинская область
  9. Тыва
  10. Карелия

Группа лидирующих регионов находится в непосредственной близости к Москве (11-е место) – Смоленская и Ярославская область, к Санкт-Петербургу (36-е место) – Псковская область и Карелия. Для этих регионов крайне важно удержать наиболее способных учеников в регионе, и цифровая трансформация – одна из понятных стратегий конкуренции региональных вузов и систем СПО с крупными образовательными центрами.

Вторая заметная особенность – значительная доля республик (Чувашия, Мордовия, Тыва, Карелия, Коми 16-е место, Якутия 18-е место). Республиканские системы среднего профессионального образования сегодня активно поддерживаются местными властями, стремящимися с помощью цифровых компетенций выпускников достичь целей инновационного развития. Это находит отражение в стратегических документах социально-экономического планирования до 2030 г.

Третья характерная черта – вперед попадают регионы с консолидированной системой высшего образования. Обычно в таких субъектах федерации есть базовый (опорный) университет, который выступает драйвером развития всей образовательной системы. Если этот университет принял стратегию цифровой трансформации, то позиции всего региона сильно повышаются.

Можно сравнить с ситуацией в таких регионах как Санкт-Петербург, Томская область (28-е место), Краснодарский край (42-е), Новосибирская область (57-е). Для этих регионов характерно большое количество вузов со значительной дифференциацией уровня цифрового развития. 8-е место Челябинской области, 11-е Москвы и 15-е Свердловской области в этом ключе можно считать серьезным достижением.

 

Отраслевой аспект: различия в высшем образовании, схожесть в колледжах

Если проанализировать отраслевую специфику проанализированных в рейтинге учебных заведений, можно прийти к выводу о выделении двух передовых отраслей.

Топ-20 рейтинга университетов

  1. Московская академия Следственного комитета РФ
  2. Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург).
  3. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
  4. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).
  5. Тольяттинская консерватория
  6. Российский государственный университет правосудия (г. Москва).
  7. Воронежский институт высоких технологий
  8. Екатеринбургская академия современного искусства
  9. Набережночелнинский государственный педагогический университет
  10. Российская таможенная академия (г. Люберцы).
  11. Мурманский арктический государственный университет
  12. Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна).
  13. Санкт-Петербургская юридическая академия
  14. Саратовская государственная юридическая академия
  15. Московский государственный гуманитарно-экономический университет
  16. Тувинский государственный университет (г. Кызыл).
  17. Сибирский юридический университет
  18. Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова (г. Абакан).
  19. Забайкальский государственный университет (г. Чита).
  20. Смоленский государственный университет

Качественное юридическое образование сегодня невозможно получить в отрыве от онлайн-ресурсов. Стремительно меняющаяся законодательная база, развивающаяся судебная практика побуждают студентов-юристов использовать все доступные интернет-ресурсы для обучения и профессиональной самореализации.

Цифровое развитие педагогического образования закономерным образом объясняется процессом цифровой трансформации российской школы. Чтобы преподавать в современной школьной цифровой среде, студенту-педагогу нужно получить должные компетенции. Они связаны как с методикой (например, работа с онлайн-тестированием и заданиями), так и с конкретными технологиями.

Более низкие темпы цифровой трансформации инженерного, медицинского, аграрного образования, на наш взгляд, связаны с технологическими и экономическими сложностями разработки современного учебного контента. Виртуальные лаборатории, симуляторы, AR/VR технологии пока достаточно дорогостоящи в реализации и не могут охватить все читаемые дисциплины. В свою очередь Юрайт прикладывает усилия по созданию альтернативы - качественных цифровых учебно-методических комплексов, и мы уверены, ситуация будет меняться.

Если же обратить внимание на отраслевую ситуацию в СПО, то отраслевой аспект играет крайне малозначительную роль. Лидирующие позиции чересполосно занимают политехнические, педагогические, музыкальные учебные заведения.

Топ-10 рейтинга СПО

  1. Московский колледж информационных технологий
  2. Светлоградский многопрофильный колледж
  3. Кавминводский энергетический техникум (г. Пятигорск)
  4. Национальный социально-педагогический колледж (г. Пермь)
  5. Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А.Балакирева
  6. Лангепасский политехнический колледж
  7. Техникум строительства и городского хозяйства (г. Архангельск)
  8. Пинежский индустриальный техникум
  9. Арзамасский музыкальный колледж
  10. Ростовский колледж технологий машиностроения (г. Ростов-на-Дону)

 

Продолжение исследований

Команда Юрайт.Статистики намерена продолжить мониторинг цифровой активности преподавателей и студентов в следующем учебном году. Приглашаем к комментированию и сотрудничеству исследователей в области образования и педагогики, − обращайтесь по почте pr@urait.ru. Результаты рейтинга публикуются в открытом доступе по лицензии Creative Commons, вы можете их распространять в любом виде со ссылкой на Юрайт.