Исследовательская группа Юрайт.Статистика подводит итоги рейтинга цифровой активности за 2021-2022 учебный год. Рейтинг доступен для всех заинтересованных на образовательной платформе «Юрайт» .
Кратко о рейтинге
Юрайт.Статистика изучает цифровую активность преподавателей и студентов с начала пандемии в 2020 г. Всплеск общественного интереса к онлайн-образованию в дистанционном и смешанном форматах вызвал закономерный вопрос: в каких университетах и колледжах цифровая педагогика развивается опережающими темпами. Ответить на этот вопрос призван цифровой рейтинг Юрайт.Статистики.
Объем выборки рейтинга составляют 2 601 учебное заведение, 321 214 студентов, 38 339 преподавателей. Рейтинг представляет собой интегральную оценку глубины проникновения в учебный процесс и широту применения преподавателями и студентами цифровых методов и инструментов обучения на основе статистики использования образовательной платформы «Юрайт», собираемой по объективным цифровым следам. Подробнее с методикой подсчета можно ознакомиться на сайте рейтинга.
Общие наблюдения: роль педагога
Анализ массива данных позволил прийти к трем выводам:
Цифровая активность преподавателей и цифровая активность студентов в рамках учебного заведения очень тесно связаны: преподаватели рекомендуют студентам цифровые форматы контента, студенты помогают преподавателям с освоением новых сервисов. Наиболее значима динамика в тех учебных заведениях, где выстроена успешная коммуникация между ППС и студентами в единой цифровой среде;
Заметен рост использования интерактивного фонда оценочных средств в учебном процессе: новые аккредитационные требования и увеличивающаяся нагрузка побуждают преподавателей искать эффективное сочетание качества оценивания и временных затрат, здесь существенный вклад вносят умное тестирование и задания Юрайта;
В цифровом обучении исключительно важен фактор индивидуальной мотивации обучающегося – достаточно большая дискриминативность студенческих цифровых следов в одних и тех же учебных заведениях показывает необходимость дальнейшей индивидуализации/персонализации обучения. Так, интересные результаты показывает применение конструктора гибких курсов для создания индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного контента.
Региональный аспект: борьба за умы
Если проанализировать данные рейтинга по регионам, то получается интересное распределение по цифровой активности студентов.
Топ-10 регионов по цифровой активности студентов
- Псковская область
- Севастополь
- Чувашская Республика
- Смоленская область
- Ярославская область
- Мордовия
- Амурская область
- Челябинская область
- Тыва
- Карелия
Группа лидирующих регионов находится в непосредственной близости к Москве (11-е место) – Смоленская и Ярославская область, к Санкт-Петербургу (36-е место) – Псковская область и Карелия. Для этих регионов крайне важно удержать наиболее способных учеников в регионе, и цифровая трансформация – одна из понятных стратегий конкуренции региональных вузов и систем СПО с крупными образовательными центрами.
Вторая заметная особенность – значительная доля республик (Чувашия, Мордовия, Тыва, Карелия, Коми 16-е место, Якутия 18-е место). Республиканские системы среднего профессионального образования сегодня активно поддерживаются местными властями, стремящимися с помощью цифровых компетенций выпускников достичь целей инновационного развития. Это находит отражение в стратегических документах социально-экономического планирования до 2030 г.
Третья характерная черта – вперед попадают регионы с консолидированной системой высшего образования. Обычно в таких субъектах федерации есть базовый (опорный) университет, который выступает драйвером развития всей образовательной системы. Если этот университет принял стратегию цифровой трансформации, то позиции всего региона сильно повышаются.
Можно сравнить с ситуацией в таких регионах как Санкт-Петербург, Томская область (28-е место), Краснодарский край (42-е), Новосибирская область (57-е). Для этих регионов характерно большое количество вузов со значительной дифференциацией уровня цифрового развития. 8-е место Челябинской области, 11-е Москвы и 15-е Свердловской области в этом ключе можно считать серьезным достижением.
Отраслевой аспект: различия в высшем образовании, схожесть в колледжах
Если проанализировать отраслевую специфику проанализированных в рейтинге учебных заведений, можно прийти к выводу о выделении двух передовых отраслей.
Топ-20 рейтинга университетов
- Московская академия Следственного комитета РФ
- Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург).
- Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
- Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).
- Тольяттинская консерватория
- Российский государственный университет правосудия (г. Москва).
- Воронежский институт высоких технологий
- Екатеринбургская академия современного искусства
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Российская таможенная академия (г. Люберцы).
- Мурманский арктический государственный университет
- Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна).
- Санкт-Петербургская юридическая академия
- Саратовская государственная юридическая академия
- Московский государственный гуманитарно-экономический университет
- Тувинский государственный университет (г. Кызыл).
- Сибирский юридический университет
- Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова (г. Абакан).
- Забайкальский государственный университет (г. Чита).
- Смоленский государственный университет
Качественное юридическое образование сегодня невозможно получить в отрыве от онлайн-ресурсов. Стремительно меняющаяся законодательная база, развивающаяся судебная практика побуждают студентов-юристов использовать все доступные интернет-ресурсы для обучения и профессиональной самореализации.
Цифровое развитие педагогического образования закономерным образом объясняется процессом цифровой трансформации российской школы. Чтобы преподавать в современной школьной цифровой среде, студенту-педагогу нужно получить должные компетенции. Они связаны как с методикой (например, работа с онлайн-тестированием и заданиями), так и с конкретными технологиями.
Более низкие темпы цифровой трансформации инженерного, медицинского, аграрного образования, на наш взгляд, связаны с технологическими и экономическими сложностями разработки современного учебного контента. Виртуальные лаборатории, симуляторы, AR/VR технологии пока достаточно дорогостоящи в реализации и не могут охватить все читаемые дисциплины. В свою очередь Юрайт прикладывает усилия по созданию альтернативы - качественных цифровых учебно-методических комплексов, и мы уверены, ситуация будет меняться.
Если же обратить внимание на отраслевую ситуацию в СПО, то отраслевой аспект играет крайне малозначительную роль. Лидирующие позиции чересполосно занимают политехнические, педагогические, музыкальные учебные заведения.
Топ-10 рейтинга СПО
- Московский колледж информационных технологий
- Светлоградский многопрофильный колледж
- Кавминводский энергетический техникум (г. Пятигорск)
- Национальный социально-педагогический колледж (г. Пермь)
- Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А.Балакирева
- Лангепасский политехнический колледж
- Техникум строительства и городского хозяйства (г. Архангельск)
- Пинежский индустриальный техникум
- Арзамасский музыкальный колледж
- Ростовский колледж технологий машиностроения (г. Ростов-на-Дону)
Продолжение исследований
Команда Юрайт.Статистики намерена продолжить мониторинг цифровой активности преподавателей и студентов в следующем учебном году. Приглашаем к комментированию и сотрудничеству исследователей в области образования и педагогики, − обращайтесь по почте pr@urait.ru. Результаты рейтинга публикуются в открытом доступе по лицензии Creative Commons, вы можете их распространять в любом виде со ссылкой на Юрайт.