+7 495 744-00-12
По вопросам использования Образовательной платформы "Юрайт"
Email: help@urait.ru
Исследовательская группа Юрайт.Статистика подводит итоги рейтинга цифровой активности за 2021-2022 учебный год. Рейтинг доступен для всех заинтересованных на образовательной платформе «Юрайт» .
Юрайт.Статистика изучает цифровую активность преподавателей и студентов с начала пандемии в 2020 г. Всплеск общественного интереса к онлайн-образованию в дистанционном и смешанном форматах вызвал закономерный вопрос: в каких университетах и колледжах цифровая педагогика развивается опережающими темпами. Ответить на этот вопрос призван цифровой рейтинг Юрайт.Статистики.
Объем выборки рейтинга составляют 2 601 учебное заведение, 321 214 студентов, 38 339 преподавателей. Рейтинг представляет собой интегральную оценку глубины проникновения в учебный процесс и широту применения преподавателями и студентами цифровых методов и инструментов обучения на основе статистики использования образовательной платформы «Юрайт», собираемой по объективным цифровым следам. Подробнее с методикой подсчета можно ознакомиться на сайте рейтинга.
Анализ массива данных позволил прийти к трем выводам:
Цифровая активность преподавателей и цифровая активность студентов в рамках учебного заведения очень тесно связаны: преподаватели рекомендуют студентам цифровые форматы контента, студенты помогают преподавателям с освоением новых сервисов. Наиболее значима динамика в тех учебных заведениях, где выстроена успешная коммуникация между ППС и студентами в единой цифровой среде;
Заметен рост использования интерактивного фонда оценочных средств в учебном процессе: новые аккредитационные требования и увеличивающаяся нагрузка побуждают преподавателей искать эффективное сочетание качества оценивания и временных затрат, здесь существенный вклад вносят умное тестирование и задания Юрайта;
В цифровом обучении исключительно важен фактор индивидуальной мотивации обучающегося – достаточно большая дискриминативность студенческих цифровых следов в одних и тех же учебных заведениях показывает необходимость дальнейшей индивидуализации/персонализации обучения. Так, интересные результаты показывает применение конструктора гибких курсов для создания индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного контента.
Если проанализировать данные рейтинга по регионам, то получается интересное распределение по цифровой активности студентов.
Группа лидирующих регионов находится в непосредственной близости к Москве (11-е место) – Смоленская и Ярославская область, к Санкт-Петербургу (36-е место) – Псковская область и Карелия. Для этих регионов крайне важно удержать наиболее способных учеников в регионе, и цифровая трансформация – одна из понятных стратегий конкуренции региональных вузов и систем СПО с крупными образовательными центрами.
Вторая заметная особенность – значительная доля республик (Чувашия, Мордовия, Тыва, Карелия, Коми 16-е место, Якутия 18-е место). Республиканские системы среднего профессионального образования сегодня активно поддерживаются местными властями, стремящимися с помощью цифровых компетенций выпускников достичь целей инновационного развития. Это находит отражение в стратегических документах социально-экономического планирования до 2030 г.
Третья характерная черта – вперед попадают регионы с консолидированной системой высшего образования. Обычно в таких субъектах федерации есть базовый (опорный) университет, который выступает драйвером развития всей образовательной системы. Если этот университет принял стратегию цифровой трансформации, то позиции всего региона сильно повышаются.
Можно сравнить с ситуацией в таких регионах как Санкт-Петербург, Томская область (28-е место), Краснодарский край (42-е), Новосибирская область (57-е). Для этих регионов характерно большое количество вузов со значительной дифференциацией уровня цифрового развития. 8-е место Челябинской области, 11-е Москвы и 15-е Свердловской области в этом ключе можно считать серьезным достижением.
Если проанализировать отраслевую специфику проанализированных в рейтинге учебных заведений, можно прийти к выводу о выделении двух передовых отраслей.
Качественное юридическое образование сегодня невозможно получить в отрыве от онлайн-ресурсов. Стремительно меняющаяся законодательная база, развивающаяся судебная практика побуждают студентов-юристов использовать все доступные интернет-ресурсы для обучения и профессиональной самореализации.
Цифровое развитие педагогического образования закономерным образом объясняется процессом цифровой трансформации российской школы. Чтобы преподавать в современной школьной цифровой среде, студенту-педагогу нужно получить должные компетенции. Они связаны как с методикой (например, работа с онлайн-тестированием и заданиями), так и с конкретными технологиями.
Более низкие темпы цифровой трансформации инженерного, медицинского, аграрного образования, на наш взгляд, связаны с технологическими и экономическими сложностями разработки современного учебного контента. Виртуальные лаборатории, симуляторы, AR/VR технологии пока достаточно дорогостоящи в реализации и не могут охватить все читаемые дисциплины. В свою очередь Юрайт прикладывает усилия по созданию альтернативы - качественных цифровых учебно-методических комплексов, и мы уверены, ситуация будет меняться.
Если же обратить внимание на отраслевую ситуацию в СПО, то отраслевой аспект играет крайне малозначительную роль. Лидирующие позиции чересполосно занимают политехнические, педагогические, музыкальные учебные заведения.
Команда Юрайт.Статистики намерена продолжить мониторинг цифровой активности преподавателей и студентов в следующем учебном году. Приглашаем к комментированию и сотрудничеству исследователей в области образования и педагогики, − обращайтесь по почте pr@urait.ru. Результаты рейтинга публикуются в открытом доступе по лицензии Creative Commons, вы можете их распространять в любом виде со ссылкой на Юрайт.