Показать виджеты
Скрыть виджеты
27 декабря 2024 активны на платформе
51 346 -16
Преподавателей
639 158 -506
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Цифровая активность – наше все: награждаем лидирующие учебные заведения

Дата публикации
13 июля 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
5891

28 июня в Юрайт.Академии состоялось мероприятие «Национальный рейтинг цифровой активности среди университетов и колледжей» - мы наградили самые активные учебные заведения. А эксперты обсудили, как связаны цифровая активность и успеваемость, как сегодня в университете учитывают данный показатель и как его повысить.

 

За последние несколько лет количество студентов, получающих образование с применением электронного обучения возросло почти вдвое – в 2019/2020 учебном году их количество составляло 20,5%, а в 2021/2022 – более 45%. Мы поговорили с представителями учебных заведений-лидеров цифровой активности и выяснили, как им удается удерживать показатели на высоком уровне и мотивировать студентов и преподавателей осваивать новые технологии. 

 

Качество преподавания напрямую связано с цифровой активностью

 

Роль и функции современной библиотеки серьезно трансформировались – сегодня это не просто место, куда приходят за книгами, а полноценный информационный центр. Эксперты рассказали, какие приоритеты и особенности в работе современной библиотеки. 

 

Директор библиотеки Московского педагогического государственного университета Ирина Лиханова убеждена, что сегодня необходимо следить, насколько студенты и преподаватели вовлечены в использование цифровых ресурсов: «Цифровая активность – наше все. Мы совершили большой скачок в развитии технологий, и теперь мы следим за несколькими направлениями. Конечно, нам важна активность каждого студента и подразделения в целом. Мы обязательно смотрим, отражают ли преподаватели электронные носители в рабочих программах по дисциплинам, а также анализируем, востребованы ли данные издания студентами».

 

Цифровая трансформация библиотеки повлияла на университетскую жизнь всех участников образовательного процесса – педагогов, студентов, библиотекарей. «Мы перестали учитывать деятельность просто бумажной библиотеки – осталась только цифровая активность. Произошел значительный скачок в развитии информационных технологий, и сегодня преподаватели могут использовать только электронные учебники. Студенты сначала сопротивлялись такому формату, но потом поняли, как это быстро и удобно», – подчеркнула начальник отдела информатизации Воронежского института высоких технологий Валентина Ермолова

 

Директор Фундаментальной библиотеки Московского государственного психолого-педагогического университета Виктория Пономарева высказала мнение, что сегодня цифровая активность позволяет следить за качеством образования: «На мой взгляд, качество преподавания напрямую связано с цифровой активностью. Мы начали использовать электронные ресурсы еще в 2006 году, но за последнее время вышли на качественно другой уровень. И в данном случае цифровая активность – показатель, который позволяет контролировать вовлеченность студентов и преподавателей в познавательный процесс в режиме реального времени».

 

Если студент активен на ресурсах, то и его успеваемость значительно выше

 

Сотрудники университета всячески стараются вовлекать студентов в использование различных образовательных платформ, баз данных, цифровых инструментов и электронных библиотек. Спикеры поделились опытом, как, по их мнению, меняется цифровая активность обучающихся и как это сказывается на их успеваемости. 

 

Директор библиотеки Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского Людмила Солодун рассказала, что сотрудники библиотеки привлекают обучающихся к использованию цифровых ресурсов с момента поступления: «Мы работаем со студентами в направлении цифровой активности на протяжении всего обучения в вузе. От момента зачисления, когда мы используем индивидуальную форму работы при регистрации в образовательной платформе, до привлечения наших студентов в использовании дополнительных интерактивных сервисов: входном тестировании, тотальном экзамене или конституционном экзамене. Большую работу проводим по информированию студентов и преподавателей о возможностях ресурса различными способами (на сайте, в соц. сетях, при проведении мероприятий)».

 

Виктория Пономарева (МГППУ) считает, что активное использование обучающимся различных электронных систем способствует улучшению успеваемости: «Важна цифровая активность студента в совокупности – в электронной библиотечной системе университета, в зарубежных базах данных и на образовательных платформах. Если студент активен на данных ресурсах, то и его успеваемость, как правило, значительно выше».

 

Молодые люди поступают в университет с разным уровнем информационной или цифровой грамотности, поэтому уровень цифровой активности на разных направлениях подготовки может отличаться. Однако в ходе обучения студенты приобретают необходимые компетенции. «Цифровая активность студентов зависит от многих факторов, в том числе от курса обучения и специальности. Активность различна у студентов разных направлений подготовки, потому что зависит от уровня компьютерной грамотности и навыков работы с программами. Что касается зависимости от курса, тоже прослеживается динамика: увеличиваются цифровые коммуникации и растет информационная грамотность, приобретаются навыки оценки и эффективного поиска информации. Студенты уже не только читают литературу, но и участвуют в массовых онлайн-курсах, тематических вебинарах, смотрят обучающие ролики», – отметила Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского)

 

Объективно оценить эффективность использования тех или иных ресурсов позволяет статистика. «Сегодня очень важны статистические данные, чтобы понимать, насколько студенты вовлечены в процесс обучения, насколько они заинтересованы предложенным контентом. Очень полезно и удобно, что “Юрайт” предлагает открытую статистику, мы можем максимально объективно оценивать ситуацию», – подчеркнула Ирина Лиханова (МПГУ).

 

Важно эффективно комбинировать очный и онлайн форматы

 

Цифровая трансформация, с одной стороны, помогает оптимизировать процессы и сделать обучение более интересным и увлекательным. А с другой – требует серьезных усилий на этапе обучения и адаптации. Эксперты поделились опытом взаимодействия с педагогами. 

 

Заведующая библиотекой Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Галина Горохова рассказала, что эффективным оказалось групповое обучение педагогов, главное – показать все тонкости работы на практике: «Мы активно работаем с преподавателями – год назад мы обучили всех педагогов работе на цифровых платформах, показали им сервисы, помогли с регистрацией. Многие сначала сопротивлялись, но потом восприняли позитивно – поняли, что это эффективно и удобно».

 

Валентина Ермолова (ВИВТ) подчеркнула, что работа с цифровыми сервисами не должна быть слишком энергозатратной для обучающихся и педагогов:  «Важно дать преподавателям и студентам интересные и удобные цифровые инструменты. В этом серьезное достоинство “Юрайта” – сервисы очень простые и понятные, они помогают сделать процесс обучения намного  интереснее».

 

Преподавателям крайне нужна поддержка, когда они учатся новому и осваивают инструменты, с которыми не сталкивались ранее, и в этом помогает им именно библиотека. «Для библиотеки очень важно выстроить правильную, эффективную коммуникацию с преподавателями. Ведь у педагогов иногда возникают проблемы с использованием цифровых технологий, и очень важно, чтобы у них было место, куда они могут обратиться», – дополнила ответ Галина Горохова (СПбГИПСР).

 

Однако не стоит забывать о живом общении с преподавателями в аудиториях, ведь это тоже крайне важная часть обучения. «Сегодня важно эффективно комбинировать очный и онлайн форматы. Например, на наших факультетах значительную роль играют тренинги, которые не удастся безболезненно перенести в цифровую среду, ведь для психологов крайне важно живое общение», – подытожила Виктория Пономарева (МГППУ).

 

Юрайт.Академия продолжит наблюдать за трансформацией библиотеки и с радостью отмечать учебные заведения с высокой цифровой активностью!