Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Интеллектуальный центр: роль библиотеки в развитии университета и местных сообществ

Дата публикации
01 марта 2023
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
2255

21 февраля прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Современная библиотека и цифровая трансформация образования», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Интеллектуальный центр: роль библиотеки в развитии университета и местных сообществ». Спикеры обсудили, какое место занимает библиотека в программе развития университета, и как привлекать в библиотеку преподавателей и студентов. 

 

Традиции в университетской библиотеке

 

Библиотеки стремительно трансформируются, но традиции все равно остаются. Эксперты рассказали, что традиционного в роли университетской библиотеки для вуза.

 

Лебедева Ольга, директор Центра библиотечного обеспечения РАНХиГС отметила, что за последние десятилетия традиционные функции библиотеки не изменились: 

 

«Традиционные функции библиотек никуда не исчезли, но сильно трансформировались за последние десятилетия. Основой деятельности библиотеки РАНХиГС продолжает оставаться информационная составляющая. Если раньше библиотека выдавала бумажные документы и комплекты учебников, то сейчас добавился доступ к электронным ресурсам, базам данных, обучающим курсам. Мы предлагаем нашим читателям совершенно разный контент».

 

Русакова Елена, заведующий сектором отдела комплектования и научной обработки литературы научной библиотеки Тульского государственного университета, рассказала, что самое традиционное для библиотеки — книга — осталась. 

 

«Самое традиционное, что осталось, в какой бы век мы не жили, — это книга. В фонд мы все равно будем выбирать то, что востребовано нашими преподавателями». 

 

Масалимова Вера, директор Информационно-консультационного центра им. Р. Г.  Кузеева Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы отметила, что традиционная работа библиотеки по комплектованию и обработке, организации и хранению книжных фондов осталась: 

 

«На сегодняшний день наша библиотека объединяет ресурсы и также оказывает услуги в исследовательской, образовательной деятельности университета. Основные функции, которые присущи любой библиотеке, — обеспечение учебного, воспитательного и научно-исследовательского процесса. Но не стоит забывать о такой традиционной работе, как комплектование и обработка, организация и хранение книжных фондов». 

 

Изменилась ли роль библиотеки? 

 

Солодун Людмила, директор Научной библиотеки Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского рассказала, как библиотека трансформировалась в последние десятилетия.

 

«В конце XX и начале XXI века библиотеки осваивали различные технологические процессы, внедряли различные автоматизированные библиотечно-информационные системы, сервисы. Позже настала эпоха знакомства с полнотекстовыми ресурсами. На сегодняшний день большинство вузовских библиотек прошли этапы автоматизации, модернизации». 

 

Спикер рассказала об изменениях в функционале библиотеки. 

 

«Изменился функционал вузовской библиотеки и кадровый состав, а в профессиональном сообществе отсутствует представление о библиотекаре как о сотруднике по приему и выдаче книг. Мы позиционируем себя как активные участники университетской жизни, инициативно предлагаем подразделениям вуза совместные проекты и готовы выполнять сложные командные задачи».

 

Бояринцева Марина, менеджер по развитию Библиотеки Тюменского государственного университета, отметила, что библиотека накопила большой информационный ресурс. 

 

«Очевидно, что мы накопили огромный информационный ресурс, различные базы данных — бумажные, электронные. Возникает вопрос, куда же нам эти знания транслировать».

 

Эксперт рассказала, как себя позиционирует библиотека в вузе. 

 

«Мы принимаем позицию, что библиотека — это новая точка притяжения. Важно включать в деятельность все свое пространство, развивать не формальную, а содержательную деятельность, куда нужно приглашать всех наших сотрудников и студентов. Включение в структуру библиотечной работы форм альтернативного образования обеспечивает эффективное развитие всех участников образовательного процесса».

 

Взаимодействие библиотеки с преподавателями 

 

Эксперты поделились опытом взаимодействия с преподавателями. 

 

Русакова Елена (ТулГУ) отметила, что чем лучше библиотека будет работать с преподавателями — тем больше в библиотеке будет пользователей. 

 

«Чем лучше мы будем взаимодействовать с преподавателями, тем больше будет увеличиваться количество наших пользователей. Если мы будем меньше работать с преподавателями — меньше студентов будут использовать наши ресурсы, как бы мы их не рекламировали». 

 

Спикер отметила, что библиотеке важно уметь работать с ресурсами, чтобы учить преподавателей и студентов: «На платформе "Юрайт" продвинутый пользователь может сам создать свой курс с помощью Конструктора гибких курсов, — это большой плюс. Единственное, что библиотекарям нужно учиться работать с сервисами, прежде всего оцифровать себя. Если мы не можем и не умеем работать с электронным ресурсом, мы никогда не сможем научить ни преподавателя, ни студента». 

 

Макарова Роксана, начальник Информационно-библиотечного центра Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, поделилась, как библиотека работает с преподавателями в онлайн-режиме. 

 

«Наша особенность в том, что академия полностью базируется на дистанционном формате обучения. Исходя из этого, складываются тенденции. Мы исходим из того, чтобы заинтересовать преподавателей и студентов. Например, мы проводим обучающие вебинары и рассказываем, как подобрать необходимую литературу по дисциплине, используя наши библиотечные системы». 

 

Работа библиотеки со студентами

 

Эксперты также рассказали, как и нужно ли привлекать студентов в библиотеку. 

 

Масалимова Вера (БГПУ им. М.Акмуллы) отметила, что пользователи должны сами проявлять интерес к библиотеке: «Мы придерживаемся мнения, что в вузовской библиотеке пользователи должны сами проявлять интерес к изданиям, хранящимся в фондах. Поскольку образовательный процесс предполагает изучение студентами тех или иных материалов в своей учебной деятельности». 

 

Солодун Людмила (КГУ им. К.Э. Циолковского) рассказала, чем библиотека может привлечь студентов. 

 

«Для нашей главной целевой аудитории — студенчества — должна быть грамотно сформированная ресурсная база. В наличии должен быть не только и не столько фонд библиотеки на материальных носителях и удаленные ресурсы в виде традиционных изданий и документов. Надо обеспечивать прежде всего видовое разнообразие ресурсов, и предоставлять информацию в различных форматах, чтобы быстро и качественно удовлетворять любые поисковые запросы».

 

Гериева Аймани, директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, рассказала, что одна из задач библиотеки — привлечение студентов. 

 

«Мы сейчас много говорим о проблеме чтения. Я бы не сказала, что сейчас студенты не читают, сужу даже по своим детям. Другие дело — что они читают, где и как. Наша задача в том, чтобы привлечь их в библиотеку». 

 

Эксперт добавила, чтобы быть интересными студентам, сотрудники библиотеки должны понимать, что интересно молодежи: 

 

«Нынешние студенты — очень продвинутые пользователи с высокотехнологичными запросами. Поэтому библиотекари сами должны быть в тренде. Они должны понимать, что сейчас интересно молодежи и работать на опережение. На одной волне со студентами должны быть и кураторы. Поэтому мы проводим с кураторами работу в данном направлении. Также создаём для студентов комфортные условия в библиотеке. Но этого мало. Им должно быть интересно. Их надо уметь зажечь». 

 

Библиотека как культурный центр

 

Часто библиотека представляет не только интеллектуальный и информационный центр, но еще и культурный. Эксперты рассказали, зачем это библиотеке. 

 

«Библиотека является более функциональным пространством, чем простое книгохранилище. Мы уходим от функции простого хранения и выдачи книг к многовекторной модели развития. В возможности организовывать разнообразные культурные мероприятия мы видим очень высокий потенциал.  Они позволяют нам установить связь между процессом обучения и внеучебной деятельностью», — отметила Бояринцева Марина (ТюмГУ). 

 

Масалимова Вера (БГПУ им. М.Акмуллы) отмечает, что так библиотека становится местом, где все пользователи могут пообщаться между собой. 

 

«Как мы знаем, культурная функция реализуется путем использования многообразных форм деятельности: от непосредственной выдачи изданий до организации различных студенческих объединений. Мы ведем массовую работу, для этого не только проводим различные мероприятия, в библиотеке создается информационная среда, в которой читатель может получить знания по интересующим вопросам. Кроме этого, мы организуем мероприятия, участвуя в которых студенты могут пообщаться не только между собой, но и с преподавателями, библиотекарями, приглашенными гостями».

 

Библиотека для читателей извне

 

Эксперты поделились мнением, должна ли библиотека быть открыта для читателей извне или только работать на преподавателей и студентов вуза. 

 

Гериева Аймани (КБГУ) рассказала, что в библиотеку могут прийти любые читатели. 

 

«Безусловно, к нам могут прийти извне. На мой взгляд это правильно, потому что даже для самих студентов важно, чтобы в библиотеку приходили другие категории читателей. Мы часто проводим мероприятие "Пушкинские чтения", в котором принимают участие все желающие из нашего города — и школьники, и взрослые люди. Это одно из любимых мероприятий».

 

Кузнецова Ирина, директор научной библиотеки Югорского Государственного университета, поддержала коллегу, и отметила, что университетская библиотека должна быть открытой. 

 

«Университетская библиотека, безусловно, открыта для всех пользователей, читателей извне. У нас небольшой город, и есть сильные муниципальные и государственные библиотеки. Они ведут большую работу, мы не пытаемся делать тоже что и они, а стараемся привлекать чем-то особенным».

 

Библиотека через пять лет 

 

В завершении спикеры поделились мнением, какой видят библиотеку через пять лет. 

 

«Мне бы хотелось, чтобы библиотека стала центром интеллектуальным, информационным, творческим. Но самое главное, центром, где наши студенты и преподаватели могут получить стопроцентно качественную, выверенную информацию, на которую они могут опираться в своих исследованиях», — отметила Кузнецова Ирина (ЮГУ).

 

Лебедева Ольга (РАНХиГС) считает, что через пять лет кардинально в работе библиотеки ничего не поменяется: «Я думаю, что за 5 лет кардинально ничего не поменяется. Увеличится количество цифровых, облачных и дистанционных сервисов, наши ресурсы будут проходить еще более строгий отбор. В конечном счете, чем скрупулёзнее и качественнее мы подбираем ресурсы — тем лучше конечному пользователю».

 

«В будущем мы будем больше взаимодействовать с цифровой средой. Мне хотелось бы, чтобы наша библиотека была не просто информационным центром, но и центром научной информации, чтобы предоставлять доступ исследователям и ученым к информации, которая им нужна», — поделилась мнением Масалимова Вера (БГПУ им. М.Акмуллы).

 

Макарова Роксана (ВЭГУ) считает, что библиотека будет драйвером интерактива: «Библиотеки университетов одни из первых столкнулись с дистанционными формами. Мне кажется, именно библиотеки привнесут в образование больше интерактивности, несмотря на то что книга останется главным источников образования». 

 

Русакова Елена (ТулГУ) надеется на то, что библиотека будет предоставлять качественные ресурсы: «Я бы хотела, чтобы библиотека предоставляла качественные ресурсы, которые необходимы не только для образования, но и для научно-исследовательской деятельности. Чтобы для преподавателей она улучшала сервисы, а для студентов создавала комфортные условия». 

 

«Мне бы хотелось, чтобы библиотека была тем местом, где генерируется новое знание за счет коммуникации между всеми участниками», — рассказала Бояринцева Марина (ТюмГУ). 

 

В заключении Гериева Аймани (КБГУ) добавила: «Мне хотелось бы, чтобы библиотека в университете была если не на первом место, то самым любимым для преподавателей и студентов. Чтобы она стала той средой, где всем комфортно, куда всегда захочется возвращаться, чтобы за информацией шли именно в библиотеку». 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.