19 марта в Юрайт.Академии прошла дискуссия «Информационная культура современных студентов» в рамках онлайн-конференции «Современная цифровая библиотека: стратегии работы с читателями».
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», — утверждал британский банкир Натан Ротшильд в начале 19 века. Но теперь мало обладать определенными данными. В виртуальном мире, где любой клик может привести к дипфейку или фактоиду, настоящим сокровищем становятся критическое мышление и аналитические способности.
Спикеры Юрайт.Академии рассказали, как убить двух зайцев одновременно: развить у студентов информационные навыки и повысить значимость библиотек.
Без библиотечно-библиографической грамотности никуда!
Термин «информационная культура» объясняют по-разному, но суть всегда одна: это комплекс знаний и умений по работе с данными разного типа. Фактчекинг — проверка достоверности сведений — стал ключевым элементом в этом понятии.
«Информационная культура определяет готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном обществе, умение использовать возможности и защищаться от негативного влияния», — утверждает главный библиограф Научной библиотеки Тульского государственного университета Ирина Холина. Умение студента работать с данными способствует, прежде всего, его профессиональному развитию.
Современное поколение растет в условиях информационного бума и господства цифровых технологий. Поэтому может показаться, что молодые люди с рождения обладают всеми необходимыми навыками по поиску данных. Но вспомним, как часто они отвлекаются на соцсети в надежде получить быстрый дофамин. А это в свою очередь приводит к дефициту действительно полезных сведений. «Главное в информационной культуре — когда человек осознает нехватку информации, — соглашается директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова Аймани Гериева. Осознать наличие проблемы, значит, сделать первый шаг на пути к ее решению.
Не только преподаватели, но и библиотекари выстраивают стратегию по развитию компетентностного профиля студентов, чтобы нивелировать их слабые места. «Неизменным компонентом информационной культуры остается библиотечно-библиографическая грамотность, — замечает директор Научной библиотеки Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского Людмила Солодун. — Студентам нужно передать знания о структуре библиотечного фонда, сформировать у них навыки эффективного использования информации и развить умения в части использования справочно-поискового, справочно-библиографического аппарата».
При этом элементы системы должны работать друг на друга. Об этом напоминает Ирина Холина (ТулГУ):
«Все компоненты информационной культуры — библиографическая грамотность, информационная деятельность, компьютерная грамотность, культура чтения — взаимосвязаны. Наша задача — все это у студентов развивать».
План по формированию у обучающихся нужных навыков каждая библиотека разрабатывает по-своему. Своим опытом делится Людмила Солодун (КГУ им. К.Э. Циолковского): «Мы ставим перед собой следующие задачи: 1) обеспечение равного доступа к знаниям; 2) систематизация информационного потока для нужд образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности; 3) формирование информационной грамотности и общей культуры личности; 4) предоставление возможностей для самообразования».
Чтобы работа в сфере развития информационной культуры велась эффективнее, следует адаптироваться под тенденции библиотечного дела. Ведь цифровизация внесла свои коррективы не только в управленческие процессы, но и в психологию современных студентов. «Новый тренд — Library on-demand, или Библиотека по требованию, — подчеркивает руководитель информационно-библиотечного центра Международной гимназии инновационного центра «Сколково», член Постоянного комитета секции школьных библиотек Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Чазова. — Сотрудники вуза понимают свои ресурсные возможности и в момент обращения пользователя предлагают всевозможные варианты контента и сервисов. Таким образом мы можем экономить внутренний ресурс, а при нашей высокой динамике это важно».
Информационная культура носит двусторонний характер. Библиотекари тоже должны обладать глубинными знаниями и продвинутыми навыками работы с данными, иначе процесс обучения будет проходить с искажениями. «Прежде, чем требовать информационной культуры от читателей, мы должны сами четко понимать, чего мы ждем, и суметь правильно и корректно до них это донести», — отмечает Аймани Гериева (КБГУ).
Студенты понимают, что ими могут манипулировать
Без обратной связи невозможно повысить качество рабочих процессов, поэтому библиотеки периодически обращаются к своей аудитории и анализируют запросы. «У нас ежегодно проводится опрос педагогических работников об удовлетворенности условиями и организацией образовательной деятельности, — рассказывает Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского). — Среди показателей есть оценка качества и количества печатных изданий и цифровых ресурсов. Все данные анализируем с целью выстраивания стратегии развития библиотечного фонда и сервисов».
Особое внимание, естественно, стоит обратить на потребности студентов. С молодежью работать сложно, ведь многие считают, что только в интернете можно найти все необходимое. Светлана Чазова (МГ Сколково) объясняет, в чем заключаются особенности коммуникации с разными поколениями: «Если сравнивать современных студентов и обучающихся десятилетней-двадцатилетней давности, то заметим, что вторые были более доверчивые. Их детство прошло рука об руку с традиционными медиа — печатными книгами и периодикой. И многие принимали факт того, что в печатных изданиях только проверенная информация. Сейчас студенты понимают, что ими могут манипулировать, у некоторых нет доверия ко всем печатным изданиям (при всём том, что качество виртуального контента — совершенно другая история). В текущих условиях библиотекари должны помочь студентам научиться оценивать качество контента».
Сейчас обучение продолжается и за пределами лекционных аудиторий. Библиотеки разрабатывают различные форматы взаимодействия со студентами, главная цель которых — сформировать у них информационные навыки. «У нас проводятся практические занятия, групповые консультации, экскурсии по библиотеке и даже индивидуальное обучение студентов. Мы рады каждому и готовы рассказать обо всех ресурсах для обучения и научно-исследовательской работы», — отмечает Ирина Холина (ТулГУ).
Своим опытом организации занятий с молодежью делится и Аймани Гериева (КБГУ): «Мы проводим квесты со студентами. Благодаря этому первокурсники узнают об отделах библиотеки, о литературе, которая в них хранится. И в конце мероприятия мы всегда их поощряем — дарим книги. Несмотря на цифровые технологии, это, на мой взгляд, лучший презент». Таким образом, у студентов складывается положительное впечатление о библиотеке, что влияет на востребованность учебных материалов.
Стимулировать активность молодежи можно не только с помощью подарков в виде книг. «В качестве поощрения у нас были популярны экскурсии в Фонд редкой книги, — вспоминает Светлана Чазова (МГ Сколково). — На студентов это производило вау-эффект, они потом всем рассказывали, как там интересно. К нам стали приходить и спрашивать: что нужно сделать, чтобы тоже попасть на экскурсию?»
Студентам важно напоминать, что современная библиотека — это не ряды пыльных полок, а центр цифровых образовательных технологий, в котором есть все для эффективного обучения.
В области ИИ тоже должна быть культура
Информационные потоки настолько стремительны и объемны, что не каждый обучающийся способен с ними справиться. Библиотекарь становится маяком, который указывает правильный путь в мире больших данных. «Информационные технологии развиваются, стал доступен большой объем информации, и студенты сталкиваются с необходимостью эффективно ориентироваться в информационном пространстве, — обращает внимание коллег Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского). — Поэтому прежде всего нужны такие навыки, как умение найти, оценить и использовать необходимую информацию, а также навыки критического мышления в отборе и анализе данных».
Цифровизация принесла такую проблему, как информационная перегрузка. Парадоксально, но именно новые технологии способны помочь человеку не потеряться в мире данных и эффективно все обработать. «В связи с внедрением искусственного интеллекта и машинного обучения необходимо развитие голосовых помощников и чат-ботов для улучшения взаимодействия с пользователями», — уверена Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского). Роботы сэкономят время и силы на поиск необходимых данных и помогут их систематизировать.
Однако за искусственным интеллектом нужен глаз да глаз. Как отмечают эксперты, он нередко допускает ошибки. К тому же, никто не может заменить библиотекаря в творческом подходе к своей работе. Аймани Гериева (КБГУ) подчеркивает:
«В области ИИ тоже должна быть определенная культура: чему его можно обучать, где лучше применить, чтобы не получить обратный эффект, то есть не навредить».
Цифровые технологии особенно важны при анализе запросов студентов и преподавателей. Об этом говорит Светлана Чазова (МГ Сколково): «Хочется, чтобы развивались программы, направленные на персонифицированное обслуживание пользователей. Если мы понимаем и даже прогнозируем информационные запросы и, более того, информационные потребности читателя, мы будем более интересны, полезны и актуальны для читателей». Ведь одна из главных задач библиотеки — обеспечить комфортный доступ к учебным ресурсам.
По мнению Людмилы Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского), не менее важно обращать внимание на карманные гаджеты: «В связи с ростом популярности мобильных устройств необходимо развивать адаптивные и удобные мобильные приложения, связанные с доступом к библиотечным ресурсам». В таком случае студенты смогут изучать учебные материалы в любом месте, даже там, где нет интернета, а преподавателям это даст возможность внедрить в свои курсы новые форматы.
Кто владеет навыками работы с информацией, тот владеет эффективными методами обучения. Поэтому, как подчеркивает Ирина Холина (ТулГУ), важно развивать у студентов библиографическую грамотность, информационную деятельность, компьютерную грамотность и культуру чтения, иными словами — информационную культуру.