8 ноября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Работа с читателями: библиотечное консультирование в университетах и колледжах». Эксперты обсудили организацию работы с пользователями, консультационную поддержку читателей, а также информирование преподавателей и научных сотрудников.
Необходимо понять потребности читателей
В ходе дискуссии спикеры поделились мнением, как максимально эффективно выстроить коммуникацию библиотеки со студентами и преподавателями.
Заведующая библиотекой филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре Ирина Христолюбова рассказала, какова основная задача современной библиотеки и какие меры предпринимаются для ее выполнения: «Главная цель современной информационно-библиотечной системы – обеспечить в максимальной степени потребности всех участников образовательного процесса. Со времен пандемии мы проводим консультации пользователей по электронной почте и телефону, активно развиваем свои группы в социальных сетях, чтобы студенты и преподаватели были в курсе последних новостей библиотеки, а также знали о предстоящих мероприятиях».
Директор Научной библиотеки Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского Людмила Солодун отметила, что для эффективной работы библиотеки необходимы грамотное планирование и качественная аналитика: «Чтобы максимально эффективно организовать работу с пользователями, необходимо на начальном этапе изучить условия реализации, понять потребности читателей и оценить собственные ресурсы и возможности. После реализации определенных услуг обязательно нужно провести анализ работы на всех этапах. Важно понять, какие ошибки были допущены и как их исправить, какие механизмы работы были эффективными, а что стоит улучшить в дальнейшем».
Директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова Аймани Гериева подчеркнула, что сегодня сотрудники информационного центра должны владеть самыми актуальными данными и уметь донести их до каждого пользователя: «Чтобы консультации, проводимые библиотекой для пользователей, были действительно эффективными, все ее сотрудники должны в полном объеме владеть информацией не только об электронных ресурсах и системах, но и о их контенте, сервисах и возможностях. Важно, чтобы библиотекари умели не просто рассказывать о доступных ресурсах, но и показывать все преимущества системы, научить работать с материалом и извлекать из него максимальную пользу. Современный библиотекарь – это не просто проводник в мир информации (не важно, на каком носителе она предоставляется), но и наставник, умеющий найти подход к каждому, кто обращается с информационным запросом».
Возможности современной библиотеки практически безграничны, но важно правильно рассказать о них студентам и преподавателям, чтобы они могли использовать их с пользой для образовательного процесса. «Одна из задач библиотеки – грамотное и качественное информирование пользователей обо всех доступных инструментах и предоставляемых ими возможностях. Кроме того, важно публиковать материалы как о внешних, так и о внутренних ресурсах. Традиционно мы делимся необходимой информацией на официальном сайте университета, в социальных сетях или с помощью рассылок по почте. Представители внешних платформ нередко присылают нам инструкции и другие материалы по использованию их инструментария, и мы охотно распространяем их в среде сотрудников», – поделилась Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского).
Библиотекарь филиала Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске Оксана Табунщик высказала позицию, что обучающихся сегодня непросто привлечь в библиотеку, поэтому в данном направлении нужны системные и регулярные усилия: «Студенты – непростая аудитория, их очень сложно привлечь в библиотеку. Мы активно сотрудничаем с кафедрой, чтобы иметь наиболее обширное представление об интересах и потребностях обучающихся. Очевидно, их интересуют проводимые мероприятия и конференции, в рамках которых они могут увлекательно провести время. Библиотека должна идти в ногу со временем, постоянно развиваться, актуализировать и обновлять материалы».
Ирина Христолюбова (ОмГПУ) обратила внимание, что без активных на различных платформах педагогов обучающиеся также не будут заинтересованы в их использовании: «Мы проводим активную работу с первокурсниками – регистрируем их на платформах, проводим экскурсии и знакомим их с библиотечными системами. Однако чтобы активизировать работу студентов на электронных ресурсах, преподаватели должны этому содействовать, задавать литературу, представленную в ЭБС».
Каждый сотрудник должен понимать, какое место он занимает в системе
Без исключительного знания образовательных платформ и электронно-библиотечной системы вуза невозможно оказать действительно качественную помощь студентам и преподавателям, которые сталкиваются с теми или иными трудностями. «Сотрудник библиотеки, оказывающий консультационную поддержку, должен обладать актуальными профессиональными компетенциями и знаниями. В ином случае библиотекарь не сможет эффективно ответить на вопросы пользователей. Кроме того, каждый сотрудник должен понимать, какое место он занимает в системе и почему его работа важна. Это дополнительный мотивирующий фактор», – отметила Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского).
Начальник информационно-библиотечного центра Восточной экономико-юридической гуманитарной академии Роксана Макарова подчеркнула, что обработка обратной связи от читателей – крайне важная задача, возложенная на библиотеку: «Мы регулярно анализируем вопросы, которые задают студенты и преподаватели. Мы выбираем наиболее повторяющиеся и публикуем ответы на них на внутреннем портале библиотеки. Кроме того, мы проводим обучающие вебинары, размещаем инструкции по использованию различных инструментов. Так, нам удается помочь пользователям разобраться с часто возникающими проблемами и трудностями».
Аймани Гериева (КБГУ им. Х. М. Бербекова) рассказала о том, как устроена система информирования студентов и преподавателей в учебном заведении: «Мы всегда анализируем запросы и потребности наших пользователей, обязательно формируем списки тем научных исследований, которые проводятся сотрудниками. Затем делаем рассылки с новинками, интересной и актуальной информацией, которая может понадобится ученым. Кроме того, мы регулярно проводим презентации наших ресурсов, рассказываем о предоставляемых библиотекой возможностях, используя для этой цели все современные площадки и средства».
Ирина Христолюбова (ОмГПУ) поделилась опытом сбора обратной связи пользователей и рассказала о наиболее эффективных механизмах: «Мы получаем обратную связь от пользователей через электронную почту. Кроме того, студенты направляют нам различные запросы: помочь с составлением библиографического списка для дипломной или курсовой работы, уточнить наличие того или иного учебника или пособия. Обучающиеся привыкли обращаться к нам напрямую, потому что они получают оперативные ответы».
Востребованность электронных образовательных платформ и представленного учебного контента – вопрос, серьезно волнующий сотрудников информационно-библиотечных центров университета. Именно поэтому важно узнавать мнение студентов, преподавателей и проводить анализ полученных данных. «Мы собираем обратную связь пользователей с помощью чат-групп. Внутри данных каналов мы проводим опросы, делаем обязательный квартальный срез, чтобы понять, какие учебники и материалы востребованы, какие сложности возникают в процессе использования ресурсов. Важно отметить, что студенты охотно участвуют в опросах, чем помогают нам лучше понять их запросы», – высказала позицию Роксана Макарова (ВЭГУ).
Каждый студент должен получать одинаковый спектр возможностей
Библиотека играет значимую роль в процессе интеграции иностранных обучающихся в образовательный процесс. Эксперты рассказали, как они работают со студентами из-за рубежа.
Директор научно-педагогической библиотеки Волгоградского социально-педагогического университета Светлана Байбикова отметила, что учебное заведение прикладывает серьезные усилия, чтобы молодые люди могли эффективно обучаться даже в другой языковой и культурной среде: «ВГСПУ активно работает с иностранными студентами. На наш взгляд, важно, чтобы каждый студент, вне зависимости от своего происхождения, получал одинаковый спектр библиотечных услуг и возможностей. Мы понимаем, что иностранным студентам не всегда легко дается социальная и языковая адаптация, поэтому, с одной стороны, мы большое внимание уделяем комплектованию библиотечного фонда, генерируем собственные библиографические базы данных изданий на иностранных языках, с другой, организуем культурно-просветительские и образовательные мероприятия, ведем широкомасштабную выставочную работу. Таким образом, нам удается сформировать позитивный образ российской культуры и укрепить межкультурные связи».
Иностранным обучающимся необходимо пространство для социализации, где они могут общаться друг с другом, делиться опытом и обсуждать учебные вопросы. «Одна из задач библиотеки – помочь иностранным студентам адаптироваться в условиях нашего вуза. Мы выяснили, что им очень нравятся своего рода “читальные уголки”, они любят проводить там время. В таких пространствах мы установили для студентов полки с книгами, это дополнительно привлекает их в библиотеку. Интересно, что в самом начале они сложно вовлекались в работу с электронными ресурсами, но за последние несколько лет библиотекой проделана большая работа в данном направлении, и сегодня наши студенты-иностранцы уже достаточно успешно ориентируются в библиотечных системах», – поделилась опытом Аймани Гериева (КБГУ им. Х. М. Бербекова).
Высокая читаемость материалов повышает уровень университета
Библиотека оказывает серьезную поддержку и преподавателям, способствуя повышению их публикационной активности.
Светлана Байбикова (ВГСПУ) подчеркнула, что сегодня количество и качество научных публикаций – крайне важный критерий, который серьезно влияет на имидж и престиж учебного заведения, поэтому библиотека оказывает преподавателям системную поддержку на всех этапах подготовки рукописи: «Сегодня публикационная активность вуза является одним из основных показателей его научной репутации. Ряд отечественных вузовских библиотек, и научно-педагогическая библиотека нашего университета в их числе, рассматривают такую деятельность как свою важную функцию. Реализация функции поддержки публикационной активности научно-педагогического состава нашего университета проходит по таким направлениям, как: консультационная помощь по вопросам использования российских и международных баз данных научного цитирования; информационная поддержка (актуальная информация по работе с базами данных, регламентирующие документы, инструкции по работе в той или иной реферативной базе данных представлены на сайте библиотеки); консультационно-образовательные услуги (организуются обучающие семинары и тренинги по работе с БД научного цитирования и улучшению показателей публикационной активности авторов); ввод информации в РИНЦ (ведется постоянная работа с авторскими профилями НПС в системе SCIENCE INDEX). Наши усилия привели к тому, что индекс Хирша университета вырос более, чем в 2 раза».
Важно, чтобы опубликованные научные работы имели хорошую читаемость и востребованность у аудитории. «Преподаватели нашего учебного заведения довольно часто публикуют свои научные материалы. Мы стараемся этому способствовать – анализируем, какие темы сейчас наиболее важны для общества и узнаем, в каких научных журналах стоит разместить публикацию. Сегодня важно помнить, что высокая читаемость материалов в действительно востребованных изданиях повышает уровень не только самого ученого, но и университета в целом», – отметила Оксана Табунщик (УГТУ).
Юрайт.Академия продолжит следить за развитием и цифровой трансформацией библиотеки! 22-26 января 2024 года приглашаем вас на XIV Зимнюю школу преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование» – будет много нового, полезного и интересного! Регистрация по ссылке.