Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
02 мая 2024 активны на платформе
53 949 -7
Преподавателей
586 292 -172
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Каждый год – новый вызов. Каковы ожидания библиотеки от начала учебы?

Дата публикации
08 сентября 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2474

30 августа в Юрайт.Академии состоялась онлайн-конференция «Современная цифровая библиотека: подготовка к учебному году». В рамках мероприятия прошла одноименная панельная дискуссия, на которой эксперты обсудили регистрацию новых пользователей на электронных ресурсах, продвижение возможностей библиотеки и планы на ближайший учебный год. 

 

Особая забота библиотеки – первокурсники

 

Наступил сентябрь, и учебные заведения открыли двери для первокурсников, только начинающих свой путь. На данном этапе новоиспеченным студентам требуется не только эмоциональная поддержка, но и организационная помощь. Мы поговорили с экспертами о том, как они выстраивают работу с первокурсниками. 

 

Директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Аймани Гериева поделилась мнением, что первичная работа со студентами крайне важна для их дальнейшей вовлеченности в образовательный процесс: «Особая забота библиотеки в начале учебного года – первокурсники. Ведь от того, как мы сумеем представить свои ресурсы и возможности, убедить в необходимости и полезности библиотеки в образовательной деятельности, будет зависеть то, как часто студенты будут возвращаться к нам в процессе учебы». 

 

Ведущий специалист по информатизации и работе сервисов библиотеки ИТМО Валерия Ким рассказала, на что важно обратить внимание сотрудникам университетов в ближайшем учебном году: «Каждый год – новый вызов. Основная цель наступающего – понять потребности и запросы своего пользователя, чтобы попадать в его поле зрения, используя максимально возможное количество способов. Посетитель библиотеки меняется каждый день, и сотрудникам необходимо развиваться в разных направлениях». 

 

Кроме того, Аймани Гериева (КБГУ им. Х. М. Бербекова) подчеркнула, что студентам комфортнее работать друг с другом, поэтому старшекурсники помогают младшим освоиться в новых условиях: «Мы планируем привлечь к работе с первокурсниками волонтеров из числа студентов старших курсов, которые будут помогать новичкам разбираться с электронными библиотечными ресурсами. Молодым людям проще адаптироваться, когда они чувствуют поддержку именно со стороны сверстников, а не взрослых людей».

 

Оставаться библиотекой прежде всего реальной, а уж потом виртуальной

 

Регистрация новых пользователей – важный пласт работы библиотеки. Эксперты рассказали, как данный процесс проходит в их учебном заведении. 

 

Библиотекарь Тюменского колледжа цифровых и педагогических технологий Ольга Стрельбицкая отметила, что не стоит проводить регистрацию студентов слишком заранее, – в таком случае они уделяют меньше внимания дальнейшим инструкциям: «Мы обязательно проводим экскурсию для первокурсников, во время которой знакомим их с возможностями и ресурсами библиотеки. Кроме того, мы поняли, что регистрировать студентов нужно за один-два дня до начала учебы, в ином случае обучающиеся не подтверждают роль по тем или иным причинам».

 

Директор Научной библиотеки Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского Людмила Солодун объяснила, почему учебное заведение стремится работать со студентами лично, а не просто массово создавать обучающимся профили на различных платформах: «Многие сервисы предлагают регистрацию студентов списками, но мы предпочитаем проводить визуальную, т.е. личную работу с пользователями, поэтому мы объясняем основы работы с той или иной платформой, а создают профиль обучающиеся самостоятельно. Такой алгоритм позволяет предвосхитить большое количество вопросов, которые могут возникнуть во время использования ресурса. Мы стараемся оставаться библиотекой прежде всего реальной, а уж потом виртуальной».

 

Аймани Гериева (КБГУ им. Х. М. Бербекова) поделилась мнением, как можно оптимизировать и ускорить процесс регистрации первокурсников на платформе: «Мы разработали для первокурсников программу, состоящую из различных мероприятий – это экскурсии, выставки, презентации, памятки и много другого, что позволяет им быстро ознакомиться с фондами и возможностями библиотеки. Также мы организовываем участие студентов в различных акциях, например, Входное тестирование. Это упрощает регистрацию первокурсников на электронных ресурсах». 


 

Сегодня многое зависит от педагога 

 

Преподавателям не всегда просто следить за всеми обновлениями и совершенствованиями платформ. Библиотека стремится помогать педагогам, чтобы у тех всегда была только самые актуальные знания и навыки. 

 

Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского) поделилась опытом и рассказала, как происходит обучение преподавателей в сфере цифровых навыков и компетенций: «В программе обучения преподавателей информационно-коммуникационным технологиям предусмотрено изучение модуля: Электронные библиотечные системы как часть ЭИОС вуза. Преподавательскому составу университета мы даем актуальную информацию по состоянию нашей электронной библиотеки, делаем обзор подписных ресурсов, знакомим с новыми сервисами, возможностями, в том числе по актуализации РПД с помощью специальных инструментов. Кроме того, в рамках данного блока запланировано практическое занятие и консультации в режиме вопрос-ответ».

 

Цифровая активность студента и его вовлеченность в образовательный процесс серьезно связаны с тем, насколько сам преподаватель заинтересован в использовании электронных ресурсов. «Сегодня многое зависит от педагога. Если преподаватель рассказывает студентам о литературе по его дисциплине, о сервисах и полезных инструментах, то обучающиеся будут гораздо чаще обращаться к платформе», – подчеркнула Ольга Стрельбицкая (КЦПТ). 

 

Нам удается быстро решать вопросы со студентами

 

Современная библиотека – полноценный информационный центр, который предлагает студентам и преподавателям множество различных ресурсов и возможностей. Обсудили с экспертами, как им удается доносить до аудитории, почему посещения библиотеки полезны в образовательном и профессиональном процессах. 

 

Директор Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины Лидия Новикова подчеркнула, что сегодня крайне важно рассказывать о работе библиотеки в социальных сетях: «Сегодня незаменимый помощник библиотеки – группа в социальной сети ВКонтакте. Именно с ее помощью нам удается быстро решать вопросы со студентами, информировать их о возможностях и доступных ресурсах». 

 

Валерия Ким (ИТМО) рассказала об эффективности такого средства продвижения, как рассылки: «В этом году мы решили посмотреть, как работают рассылки от библиотеки в среде студентов. И были удивлены, – мы получили большой отклик на письма с подборками, и даже те обучающиеся, которые еще физически не посещали информационный центр, заинтересовались его возможностями и ресурсами».

 

Высоких показателей и успехов!

 

Подводя итоги дискуссии, эксперты поздравили всех с началом учебного года и сказали напутственные слова. 

 

Ольга Стрельбицкая (КЦПТ): «Хочется пожелать, чтобы год был успешным и продуктивным! А также как можно больше пользователей библиотеки. Главное – не стесняться задавать вопросы нашим сотрудникам, ведь это позволяет вам получить максимум информации и пользы от пребывания в информационном центре».

 

Валерия Ким (ИТМО):  «В новом учебном году я хочу пожелать всем высоких показателей и успехов! А также –– не забывать о взаимодействии со студентами. Обязательно поощряйте их, спрашивайте о потребностях и проводите мероприятия для повышения лояльности». 

 

Лидия Новикова (СПбГУВМ): «Мне кажется, что сотрудникам библиотеки, преподавателям и студентам нужно больше общаться друг с другом, обговаривать проблемы, создавать совместные площадки онлайн и офлайн. И только в таком случае мы вместе найдем ответы на все сложные вопросы». 

 

Людмила Солодун (КГУ им. К. Э. Циолковского): «Помните, что библиотека – основной информационный центр в вашем учебном заведении. Именно здесь вы найдете ответы на ваши вопросы. А сотрудник библиотеки, осуществляющий коммуникацию с пользователями, точно окажет вам квалифицированную помощь».

 

Юрайт.Академия продолжает обсуждать вопросы образования!

 

Приглашаем вас на конференцию для сотрудников библиотеки: 

 

– II Всероссийской конференции «Современная библиотека и цифровая трансформация образования» (21 февраля 2024 года)