+7 495 744-00-12
По вопросам использования Образовательной платформы "Юрайт"
Email: help@urait.ru
5 октября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Профессионалитет: можно ли освоить профессию за короткий срок», на которой руководители колледжей и техникумов, эксперты СПО обсудили отличительные черты образовательных программ профессионалитета и востребованность программ профессионалитета у абитуриентов.
В начале дискуссии Юлия Ананьина, заместитель директора по образовательной деятельности Перевозского строительного колледжа, рассказала про основные отличительные черты программ профессионалитета:
«Программы профессионалитета — это программы среднего профессионального образования. Основные отличия — сокращенные сроки обучения, более усиленная практикоориентированность, максимальное привлечение работодателя к разработке, реализации образовательных программ и организации процесса обучения, оптимизированные программы обучения, дополнительный образовательный модуль для цифровой экономики».
Иван Чернышов, директор Анапского сельскохозяйственного техникума, рассказал, что профессионалист ориентирован на рабочие профессии, в которых кадры востребованы уже сейчас:
«Увеличение и развитие отрасли требует кадров. Помимо наших основных работодателей, постоянно присоединяются другие предприятия, с других концов края».
Несколько спикеров подчеркнули, что программы разрабатываются при участии работодателей, которые участвуют в образовательном процессе.
«Мы с мая месяца начали готовить рабочие программы. Наши партнеры закрепили кураторов и методистов, которые плотно работали с нашими методистами, и они вместе перекраивали программу под запрос работодателя. Кубань вино вообще вышли с инициативой создать новый ФГОС», — рассказал Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум).
Юлия Ананьина (Перевозский строительный колледж) также подчеркнула, что работодатели принимают участие в разработке программ:
«При разработке программ мы активно привлекаем работодателей, отрабатывая содержание программ и процесс реализации».
Александра Шевченко, учредитель и директор «Гид образования», автор блога «Методист» отметила, что сокращением сроков обучения на профессионалитете довольны не все работодатели, так как недоучки им не нужны.
«Сокращение сроков обучения — это не цель, это средство. Есть много возмущений от работодателей, которые говорят, что им не нужно сокращать сроки обучения. Рабочих кадров не хватает, но работодателям не нужны недоучки».
Александра Шевченко («Гид образования»), рассказала, на какие нормативно-правовые акты опирается профессионалитет, чего не хватает и что нужно дополнить.
Спикер отметила, что нормативных оснований сокращать срок обучения нет, учебные заведения принимают это решение сами: «Огромное количество программ, которые относятся к поколению 3+, прорабатываются с условием сокращения сроков обучения, нормативных оснований на это нет».
Эксперт подчеркнула, что на данный момент нет обязательных нормативно-правовых документов для профессионалитета:
«Нормативно-правовых документов обязательных к выполнению практически нет. Хочется отметить снижение методических материалов, везде есть ошибки. Сейчас их разрабатывают вдогонку».
Спикер отметила, что есть области, где оправдано сокращение сроков обучения, подобные отрасли необходимо рассматривать отдельно:
«Сокращение программ должно быть там, где ребята уже работают и могут выйти на производство, за счет того, что у них есть профессиональный опыт. В каких-то областях это оправданно».
Программы профессионалитета — это новый эксперимент, не повседневная практика. Ни в каждом колледже есть подобные программы, и не все абитуриенты о них знают. Эксперты рассказали, как они рассказывают о профессионалите, и как идет процесс популяризации этих программ.
«Сейчас реализуется много профессионально-ориентированных мероприятий как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровни профессиональных образовательных организаций — единые дни открытых дверей, программы популяризации, публикации в СМИ о Профессионалитете. Мы видим более активную работу школ, которые популяризуют рабочие профессии. Думаем, что проблем с востребованностью не будет», — рассказала Юлия Ананьина (Перевозский строительный колледж).
Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум) рассказал, как техникум в рамках профориентационной работы и общения со школьниками информирует их о профессионалитете.
«В этом году мы полностью переработали программу по поляризации профессионалитета и захватили четверть края. На 2023 год ставим цель, чтобы 80 % школьников знали про программы профессионалитета. Партнеры также подключаются и предлагают проводить мероприятия для школьников».
В завершении дискуссии Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум) поделился мнением, что будет с профессионалитетом в будущем.
«Хотелось бы дальнейшего развития, сделать профессионалитет нескольких уровней. Проект интересный, он дает возможность для развития техникумов и колледжей, чтобы они могли зарабатывать и были интересными для потребителя».
Уже 26 октября пройдет однодневная онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», на которой мы вместе с экспертами обсудим, как организовывать учебную и научную деятельность на основе новейших методик и исследований. Регистрация уже открыта!