5 октября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Профессионалитет: можно ли освоить профессию за короткий срок», на которой руководители колледжей и техникумов, эксперты СПО обсудили отличительные черты образовательных программ профессионалитета и востребованность программ профессионалитета у абитуриентов.
Отличие профессионалитета от других программ СПО
В начале дискуссии Юлия Ананьина, заместитель директора по образовательной деятельности Перевозского строительного колледжа, рассказала про основные отличительные черты программ профессионалитета:
«Программы профессионалитета — это программы среднего профессионального образования. Основные отличия — сокращенные сроки обучения, более усиленная практикоориентированность, максимальное привлечение работодателя к разработке, реализации образовательных программ и организации процесса обучения, оптимизированные программы обучения, дополнительный образовательный модуль для цифровой экономики».
Иван Чернышов, директор Анапского сельскохозяйственного техникума, рассказал, что профессионалист ориентирован на рабочие профессии, в которых кадры востребованы уже сейчас:
«Увеличение и развитие отрасли требует кадров. Помимо наших основных работодателей, постоянно присоединяются другие предприятия, с других концов края».
Несколько спикеров подчеркнули, что программы разрабатываются при участии работодателей, которые участвуют в образовательном процессе.
«Мы с мая месяца начали готовить рабочие программы. Наши партнеры закрепили кураторов и методистов, которые плотно работали с нашими методистами, и они вместе перекраивали программу под запрос работодателя. Кубань вино вообще вышли с инициативой создать новый ФГОС», — рассказал Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум).
Юлия Ананьина (Перевозский строительный колледж) также подчеркнула, что работодатели принимают участие в разработке программ:
«При разработке программ мы активно привлекаем работодателей, отрабатывая содержание программ и процесс реализации».
Александра Шевченко, учредитель и директор «Гид образования», автор блога «Методист» отметила, что сокращением сроков обучения на профессионалитете довольны не все работодатели, так как недоучки им не нужны.
«Сокращение сроков обучения — это не цель, это средство. Есть много возмущений от работодателей, которые говорят, что им не нужно сокращать сроки обучения. Рабочих кадров не хватает, но работодателям не нужны недоучки».
Нормативно-правовая база профессионалитета
Александра Шевченко («Гид образования»), рассказала, на какие нормативно-правовые акты опирается профессионалитет, чего не хватает и что нужно дополнить.
Спикер отметила, что нормативных оснований сокращать срок обучения нет, учебные заведения принимают это решение сами: «Огромное количество программ, которые относятся к поколению 3+, прорабатываются с условием сокращения сроков обучения, нормативных оснований на это нет».
Эксперт подчеркнула, что на данный момент нет обязательных нормативно-правовых документов для профессионалитета:
«Нормативно-правовых документов обязательных к выполнению практически нет. Хочется отметить снижение методических материалов, везде есть ошибки. Сейчас их разрабатывают вдогонку».
Спикер отметила, что есть области, где оправдано сокращение сроков обучения, подобные отрасли необходимо рассматривать отдельно:
«Сокращение программ должно быть там, где ребята уже работают и могут выйти на производство, за счет того, что у них есть профессиональный опыт. В каких-то областях это оправданно».
Популяризация профессионалитета
Программы профессионалитета — это новый эксперимент, не повседневная практика. Ни в каждом колледже есть подобные программы, и не все абитуриенты о них знают. Эксперты рассказали, как они рассказывают о профессионалите, и как идет процесс популяризации этих программ.
«Сейчас реализуется много профессионально-ориентированных мероприятий как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровни профессиональных образовательных организаций — единые дни открытых дверей, программы популяризации, публикации в СМИ о Профессионалитете. Мы видим более активную работу школ, которые популяризуют рабочие профессии. Думаем, что проблем с востребованностью не будет», — рассказала Юлия Ананьина (Перевозский строительный колледж).
Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум) рассказал, как техникум в рамках профориентационной работы и общения со школьниками информирует их о профессионалитете.
«В этом году мы полностью переработали программу по поляризации профессионалитета и захватили четверть края. На 2023 год ставим цель, чтобы 80 % школьников знали про программы профессионалитета. Партнеры также подключаются и предлагают проводить мероприятия для школьников».
В завершении дискуссии Иван Чернышов (Анапский сельскохозяйственный техникум) поделился мнением, что будет с профессионалитетом в будущем.
«Хотелось бы дальнейшего развития, сделать профессионалитет нескольких уровней. Проект интересный, он дает возможность для развития техникумов и колледжей, чтобы они могли зарабатывать и были интересными для потребителя».
Уже 26 октября пройдет однодневная онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», на которой мы вместе с экспертами обсудим, как организовывать учебную и научную деятельность на основе новейших методик и исследований. Регистрация уже открыта!