Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Интерактивные форматы в образовательных программах

Дата публикации
30 ноября 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
632

23 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Интерактивные форматы в образовательных программах», на которой спикеры обсудили уже применяемые в образовательных программах высшего образования интерактивные форматы, а также определили перспективные направления на ближайшее будущее.

 

Интерактивные форматы — что это? 

 

В начале дискуссии спикеры поделились мнением, как они понимают термин «интерактивное занятие». 

 

Марина Погудаева, начальник учебного отдела Московского городского университета управления Правительства Москвы М.Ю. Лужкова, отметила, что разные эксперты дают разное определение интерактивным форматам: 

 

«Многие эксперты считают, что интерактивность появляется в таких форматах занятий как дебаты, мозговой штурм, квизы, деловые игры. Другие считают, что подобный формат недостаточно отвечает потребностям интерактивности. Чтобы провести качественное интерактивное занятие, необходимы платформы, которые используются в учебном процессе».

 

Эксперт добавила, что, используя определенный формат, преподавателю необходимо понимать, какая будет достигнута цель в итоге: «Каждый преподаватель, выбирая тот или иной формат формирования компетенций по своей дисциплине, должен понимать для чего он использует интерактивные формы обучения. Сложность заключается в том, чтобы преподаватель поставил перед собой цель, которую он хочет достигнуть, используя этот формат».

 

Также спикер отметила, что в каких-то дисциплинах интерактивности может быть много, а в каких-то она не может быть использована:

«Интерактивность должна быть дифференцирована в зависимости от тех или иных дисциплин. Где-то он должен занимать большую долю, где-то меньшую, а где-то вообще не должен быть использован».

 

Василий Иванов, проректор по образовательной деятельности Северо-Кавказского федерального университета, отметил, что из-за того, что нет четкого понятия интерактивного занятия, многие преподаватели даже не понимают, что могут уже использовать их на своих занятиях. 

 

«Многих пугает слово геймификация. Но многие коллеги не понимают, что, когда во время занятия они распределяют роли между студентами — это и есть игра. Нужно чётко прописать понятие "интерактивного занятия", что есть что, и относится к интерактиву, как к инструменту».  

 

Галина Горелкина, заведующая методическим отделом Учебно-методического управления Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, поделилась мнением, как она понимает интерактивное занятие: «Для меня интерактивное занятие — это перевод студента в активную позицию, его активная коммуникация с преподавателем и влияние на ход процесса обучения, то есть не линейная структура, а коррекция обучения». 

 

Форматы и материально-техническая база

 

Галина Горелкина (СГСПУ) рассказала, какое необходимо материально-техническое обеспечения для проведения интерактивного занятия: 

 

«Материально-техническое обеспечение для проведения интерактивного занятия во многом определяется спецификой предметной или научной области, однозначного ответа тут нет. Для каких-то специальностей это программы моделирования, для других — виртуальные лаборатории, дополненные и виртуальные реальности, облачные технологии».

 

По мнению эксперта, эффективность оборудования зависит от преподавателей и их умении применить его в учебном процессе: «Эффективность любого уникального оборудования определяется методическим мастерством преподавателя, умением вписать его в образовательный процесс и ориентировать на те образовательные результаты, которые мы хотим получить». 

 

Спикер уверена, что без цифровых технологий нельзя организовать интерактивное занятие:

 

«Можно использовать мел и доску, карточки, но полноценного интерактивного обучения без цифровых технологий на сегодняшний день невозможно организовать». 

 

Ольга Брыксина, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Самарского государственного социально-педагогического университета, рассказала о наиболее используемом формате кейсов: 

 

«Кейс — это одна из применяемых технологий обучения в университете. Практическая направленность кейса позволяет студенту применить теоретические знания к решению практических задач, и дает более широкое представление о производственных процессах, не выходя за рамки аудитории».

 

Эксперт рассказала, какие образовательные цели можно достичь с помощью кейсов: «Решая кейсы студенты совершенствуют «мягкие» навыки, такие как коммуникация, критическое мышление, принятие решений, которые крайне необходимы в реальном рабочем процессе».

 

Спикер также рассказала о том, как в вузе готовят кейсы:

«Подготовка кейсов — это довольно трудоемко и ресурсозатратно. В нашем случае формирование банка кейсов, наработка ситуаций происходит во время стажировок педагогических работников на ведущих предприятиях отрасли. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями предприятия. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов, статистических данных и т.д.».

 

Василий Иванов (СКФУ) подчеркнул, что любые форматы — это всего лишь инструменты: 

 

«Это все инструменты. Кейсы, например, — это история про натаскивания на решение типовых задач. Дальше уже зависит от того, как остальная образовательная программа подготовила студента к тому, чтобы он научился думать».

 

Мотивация преподавателей 

 

Эксперты обсудили, как и чем можно стимулировать преподавателей к внедрению новых методик.

 

Василий Иванов (СКФУ) отметил, что как только преподаватель понимает, что инструмент для него полезен — он им пользуется: «Как только преподаватель понимает, что инструмент упрощает его жизнь — он становится естественным рабочим инструментом преподавателя».

 

 Эксперт добавил, как в вузе мотивируют преподавателе создавать новые программы: 

 

«Мы стимулируем на создание новых образовательных программ. Это возможность получить дополнительные деньги. Но при этом мы пытаемся донести, что поменять год в конце программы недостаточно, потому что надо не только создать программу, но и набрать на нее студентов».

 

Галина Горелкина (ОмГАУ) отметила, что в вузе постоянно проводятся семинары и рассказывают преподавателям про цифровые решения.

 

«В Омском ГАУ большое внимание направлено на формирование системы поддержки непрерывного профессионального саморазвития и повышения профессионального статуса преподавателя».

 

Ольга Брыксина (СГСПУ): поделилась опытом вуза, как в рамках ограниченного аудиторного времени и высокой нагрузки преподавателей, найти достаточное количество времени для интерактива.

 

«Одним из решением этого вопроса в нашем вузе мы видим использование социальных сетей. У нас есть внутривузовская соцсеть, кафедра или преподаватель создает закрытую группу со студентами и переносит дискуссию в сеть. Важно и тут говорить о мастерстве педагога — как он модерирует чат, какие вопросы задает». 

 

Будущее интерактивных форматов

 

В завершении дискуссии эксперты поделились мнением, что будет дальше с интерактивными форматами, как вузу и преподавателям адаптироваться к цифровым изменениям и внедрению новых решений. 

 

Марина Погудаева (МГУУ Правительства Москвы) считает, что вузу необходимо идти на опережение, иначе он не будет интересен абитуриентам: 

«Мы должны играть на опережение и учиться новому. Адаптироваться не только под новых абитуриентов, но и под новые тренды развития. Это требует колоссальных сил, желания, и понимания, что без этого мы не сможем соответствовать новому уровню качества». 

 

Василий Иванов (СКФУ) отмечает, что все внедрения должны быть в связке с работодателем, иначе студент будет пользоваться тем, что на реальной работе ему не понадобится: «За инновациями мы часто теряем кто у нас потребить. Университет не должен быть отдельно от окружающего пространства, важно выстроить нормальный диалог с работодателями и подгружать в образовательный процесс те технологии, которые у них будут на работе, тогда мы им будем полезны». 

 

Галина Горелкина (ОмГАУ) считает, что необходимо идти в ногу со временем, чтобы быть интересными студентам: «Новое поколение привыкло к гаджетам и смартфонам. Хотим мы этого или нет, но нам нужно идти в ногу со временем, чтобы занятия были эффективными, интересными и удерживали бы внимание студента».

 

Ольга Брыксина (СГСПУ) добавила, что необходимо осмыслить накопленный опыт и оставить только то, что нужно:

«Надо осмыслить тот опыт, который накоплен и взять только то, что действительно полезно с точки зрения образовательных технологий, профессионального совершенствования». 

 

Уже в конце декабря пройдет онлайн-конференция «Академическая карьера и эффективный контракт в современных университетах», на которой мы обсудим эффективный контракт преподавателей, дополнительный заработок и траекторию академической карьеры. Регистрация уже открыта!