Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 апреля 2024 активны на платформе
54 371 -50
Преподаватель
590 300 -516
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Активность и вовлеченность: самоорганизация и саморазвитие студентов в учебной и внеучебной деятельности

Дата публикации
15 февраля 2023
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
1454

В четвертый день XII Зимней школы преподавателя прошла панельная дискуссия  «Активность и вовлеченность: самоорганизация и саморазвитие студентов в учебной и внеучебной деятельности». Эксперты из учебных заведений обсудили развитие студентов в стенах вуза и за его пределами, а также способы мотивации студенческой активности в стране. 
 

Влияние преподавателей на вовлеченность студентов 

 

Преподаватели и учебная организация в целом — главные звенья в образовательном процессе, которые могут обеспечивать влияние на активность студентов. О том, как это может осуществляться, рассказали в ходе дискуссии эксперты. 

 

«Если говорить о вовлечении студентов, то есть два основных вектора: “модель развития” студента, основанная на измерении его индивидуального когнитивного развития, и “модель влияния вуза”, которая подчеркивает влияние среды, в которую попадает студент. У студентов есть большие возможности для индивидуализации своего образовательного маршрута и траектории личностного роста. Существующие условия кампуса влияют на возможности развития студентов, уровень их активности и вовлеченности», — поделилась Калпинская Ольга Евгеньевна, проректор по молодежной политике Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 

 

«На уровень вовлеченности также сильно влияют имеющиеся организационные структуры: творческие студии, спортивные клубы и секции, волонтерские объединения, система студенческого самоуправления и т. п. Именно через них университет активирует студенческую мотивацию и создает условия, которые порождают новую мотивацию», — добавила также проректор. 

 

Также проректор отметила: «Открытость администрации университета и включение студенчества в процесс принятия решений — еще одно условие вовлеченности  студентов. Например, в этом учебном году в Новгородском университете стартовал проект “Умный ректорат”, где ректор, проректоры по направлениям деятельности, дирекции институтов встречаются со старостами учебных групп для обсуждения насущных вопросов жизнедеятельности университета и студенческой жизни». 

 

К обсуждению вопроса присоединился и Хагуров Темыр Айтечевич, проректор по учебной работе, качеству образования — первый проректор Кубанского государственного университета, доцент, доктор социальных наук: 

 

«Активность существует для того, чтобы студент мог самореализоваться, однако самореализация может быть “для себя” или “для общества”. Мы регулярно делаем срез ценностных ориентаций молодежи региона и видим, что потребительские ценности у студентов выражены сильнее, затем — ценности семьи и только потом — государственные. Я считаю, что наша основная задача — изменить этот целевой вектор, чтобы реализация была во имя чего-то и для кого-то. Однако, чтобы это сделать, нам нужно для начала изменить собственную мотивацию». 

 

О способах поднятия студенческой активности рассказала и Павлова Аделия Вадимовна, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, член гильдии маркетологов России, сертифицированный преподаватель Академии менеджмента Адизеса: 

 

«Наш вуз базируется на наследии Универсиады 2013 года, прошедшей в Казани, поэтому огромное количество мероприятий федерального и международного уровня проводятся на площадке университета. Студенты участвуют во всех мероприятиях, которые проходят в вузе, в качестве волонтеров, что помогает им выходить из стен университета с огромным опытом и практикой за спиной. Для таких студентов открыты двери ко многим работодателям, причем даже на руководящие должности».

 

Студенческая вовлеченность — сердце вуза

 

Активные и вовлеченные студенты обеспечивают жизнь университетов, продвигают их на ведущие позиции в стране и в мире. В процессе обсуждения спикеры поделились, насколько важна для вузов студенческая вовлеченность. 

 

В обсуждении вопроса поучаствовал Редькин Николай Васильевич, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент: 

 

«Мы стараемся поощрять студенческую созидательную активность и развивать лидерские качества у ребят, создавать такую среду, где их можно проявить. Мы стараемся мотивировать студентов, чтобы они проявляли активность, что положительно сказывается на взаимодействии с ними в целом, качестве всей академической среды. В то же время мы понимаем, что лидерами все не станут и не должны стать. Это нормально».

 

Также мнением поделился и Попп Иван Александрович, проректор по воспитательной работе и проектной деятельности Уральского государственного педагогического университета, директор Филиала Российского общества «Знание» в Свердловской области: 

 

«Бесспорно, студенческая активность важна. Одна из основных задач воспитательной работы — создание условий для самореализации студентов, чтобы те видели возможности не только внутри вуза, но и далеко за его пределами. И, согласно опросу, проводимому внутри вуза, 89 % студентов видят возможности самореализации в России. Это, наверное, основной показатель, для чего мы работаем. Также через студенческие мероприятия и активности мы прививаем студентам ценности нашей страны, что не менее важно». 

 

«Безусловно, активность студентов — это, так сказать, “манна небесная” для университетов, так как студенческие достижения очень выгодно выделяют вуз и с точки зрения конкуренции, и с точки зрения позиционирования самого университета. И часто студенческие конкурсы являются показателями эффективности вуза, как, например, “Твой Ход”. Подобная практика будет продолжаться, эта тенденция есть, и она важна», — рассказал и Симонов Георгий Сергеевич, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Российского государственного профессионально-педагогического университета. 

 

Учиться или быть активистом? Или все вместе? 

 

Некоторые студенты поступают в вузы не столько ради образовательного процесса, сколько для участия в активной студенческой жизни. О том, плохо это или хорошо, поговорили на конференции проректоры. 

 

Отвечая на поставленный вопрос, мнением поделилась Аделия Павлова (ПГУ физической культуры, спорта и туризма): «Это нормально и даже, наверное, хорошо в нашем случае, так как большинство активностей, проводимых в университете, а также сторонние активности, на которые мы ориентируем наших студентов, связаны либо с их будущей профессиональной деятельностью, либо с формированием их гражданской позиции. И все они они идут под идеей: “Что ты можешь дать другому?”».

 

Также к обсуждению присоединился и Георгий Симонов (РГППУ): «Если внеучебная деятельность явилась главной причиной для поступления в университет, это замечательно. Это означает, что появилась еще одна причина, чтобы привлечь студента в университетскую среду. Нужно только развивать внеучебную и воспитательную деятельность, чтобы уметь лучше заинтересовывать студентов». 

 

«Мне кажется, мотив студента не играет для университета большой роли. Самопиар не является чем-то плохим. Конечно, когда вуз дает студенту определенные возможности, мы скромно ожидаем своего рода “местный” патриотизм и признание роли вуза в помощи. Конечно, в идеале хочется больше искренности и “горящих” своим делом студентов, но так получается не всегда», — добавил эксперт о мотивации поступления студентов. 

 

Целенаправленное воздействие на вовлеченность — путь к успеху или упадку? 

 

Оказывая целенаправленное воздействие на студенческую активность, следует понимать, что неосторожные действия могут дать нежелательный эффект. Вопрос о необходимости применения специальных мер прокомментировали эксперты-участники. 

 

«Необходимость реализации и вхождения в проекты — это приоритетная задача университетов. Но есть инициативные проекты, и они считаются наиболее серьезными, и их мы особенно поддерживаем. Помимо этого, во многих вузах уже созданы проектные офисы, и их эффективность очень заметна»,рассказал Иван Попп (УГПУ). 

 

Также эксперт отметил: «Входя в те или иные социальные проекты, студенты проходят разные этапы развития. От собственных стремлений они приходят к командному духу, поэтому общественные формирования невероятно важны». 

 

Также мнением поделилась и Аделия Павлова (ПГУ физической культуры, спорта и туризма): 

 

«На наш взгляд, нужно обязательно, наша задача — обратить внимание ребят на те или иные задачи, объяснить, как через подобные программы они влияют на мир вокруг, показать, как многое зависит от них, а не только от государства или руководства университета. Конечно, будут те ребята, которые менее замотивированы, и здесь наша задача — помочь найти им те области, где они действительно смогут открыться».

 

Инструментами по отслеживанию студенческой активности и воздействию на нее поделилась и Ольга Калпинская (НовГУ им. Ярослава Мудрого): 

 

«Когда мы начали работать над созданием стратегии развития молодежной политики вуза, мы положили в основу результаты Всероссийского онлайн-опроса “Потенциал молодежи в вузе/колледже и за его пределами”, который проводили Минобрнауки России и «Росмолодежь», а также результаты анкетирования настроений и состояний студентов, проведенного лабораторией социологии Новгородского университета. По итогам каждого проведенного мероприятия мы также используем формы обратной связи. Весь массив данных ложится в основу принятия решений в рамках воспитательной деятельности». 

 

Также Темыр Хагуров (КубГУ) поделился тем, существует ли запрос от студентов на психологическую поддержку и как учащимся оказывается поддержка: 

 

«Да, такой запрос есть. Несколько лет назад мы реформировали психологическую службу в университете, и мы видим, что на психологическую помощь большой запрос, особенно в предсессионный период и в конце первого курса. Зачастую это связано с разочарованием в выборе профессии или затянутым взрослением. Чтобы исправить это, мы работаем в диалоге со студентами, погружаем студентов в ситуацию ответственности и т. д.». 

 

Идеи по дальнейшему развитию 

 

Образовательная и студенческая среда активно развивается, и ей предстоит пройти еще не один этап модификаций и улучшений. Эксперты поделились мнением о том, какие изменения могут наблюдаться в работе в ближайшем будущем. 

 

Так, Николай Редькин (КубГУ) рассказал коллегам о важности образования горизонтальных сообществ: 

 

«Развитие устойчивых горизонтальных сообществ по типу братств, сестричеств или землячеств имеет свою перспективу в России. Главное — иметь правильные ориентиры: во имя чего? Подобные объединения по образу многих дореволюционных студенческих объединений должны развивать у молодежи патриотический дух, пробуждать любовь к отечеству и горячее желание служить ему во благо. У нас в университете есть группа студентов, которые позиционируют свою деятельность как способ служения стране, и нам необходимо поддерживать подобный вектор развития студенческого сообщества». 

 

«Очень важно найти ту форму, которая будет идеальной. Стоит обратиться к советскому педагогическому опыту, взглянуть на себя с этих позиций. Это будет правильно и хорошо», — также добавил спикер. 

 

«Главное в воспитательной работе — это позиция преподавателей, поэтому нам нужна своеобразная рефлексия этой профессиональной позиции. Советую перечитать всем четыре произведения: “Кадетский монастырь” Н. С. Лескова, “Республику ШКИД” Л. Пантелеева, “Педагогическую поэму” А. С. Макаренко и труды К. Д. Ушинского. Нужно соотнести все, что мы делаем, с классическими представлениями педагогики», — присоединился к ответу коллеги Темыр Хагуров (КубГУ). 

 

Также в обсуждении поучаствовала и Ольга Калпинская (НовГУ им. Ярослава Мудрого): 

 

«Внеучебная воспитательная деятельность должна расширять горизонты профессионализации. Мы привлекаем наших индустриальных партнеров и будущих работодателей в работу со студентами в процессе обучения, и это тоже повышает студенческую вовлеченность».


«Нам необходимо постоянно стимулировать активность студентов. Нельзя давать студентам откладывать что-то “на потом”, нужно брать и делать здесь и сейчас, хвататься за каждую возможность, потому что успех может прийти неожиданно, и нельзя его предугадать. Мы должны поддерживать студентов во всем и всегда», — подытожил Георгий Симонов (РГППУ).