Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Цифровая дидактика вызывает много споров: эксперты об инновациях в сфере образования

Дата публикации
31 марта 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1838

29 марта в Юрайт.Академии состоялась конференция «Режиссура цифрового курса», в рамках которой прошла онлайн-дискуссия «Цифровая дидактика среднего профессионального образования: методики, новации, взаимодействие с работодателями». Эксперты обсудили различия традиционной и цифровой дидактики, индивидуализацию обучения через сервисы и инновации в сфере образования. 

 

Профессионалитет – катализатор для цифровой революции

 

Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, заведующая лабораторией развития СПО Российской академии образования Екатерина Есенина рассказала, что сегодня преподаватели еще не договорились о терминах и понятиях в сфере цифровой дидактики. Однако эксперт убеждена, что вскоре сформируется новый самостоятельный раздел науки: «Термин “Цифровая дидактика” вызывает очень много споров. Некоторые выступают против данного понятия, потому что считают дидактику единой и незыблемой наукой. Однако я убеждена, что в скором времени сложится отдельный раздел дидактики, связанный с использованием цифровых технологий и инструментов».

 

Заместитель директора по учебно-методической работе подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов убежден, что цифровые технологии позволяют системе образования успешно отвечать на вызовы современности. Использование различных сервисов позволяет значительно сократить сроки обучения, но при этом сохранить качество образования: «Профессионалитет – драйвер среднего профессионального образования. Данная программа стала катализатором для цифровой революции, потому что добиться желаемых результатов в такие сжатые сроки невозможно, используя исключительно традиционные методики преподавания».

 

Заместитель директора по учебной работе Читинского педагогического колледжа, почетный работник СПО Оксана Сидоренко высказала мнение, что образовательная и проектная деятельность позволяют студентам и преподавателям развиваться, узнавать новое об актуальных социальных проблемах: «Проектная деятельность в цифровой образовательной среде решает и воспитательные задачи. Работая над проектом, студент погружается в различные проблемы современного цифрового общества: кибергигиена, цифровая грамотность и безопасность, сетевой этикет. И он находит ответы на множество важных социальных вопросов, параллельно достигая своей образовательной цели».

 

Преподаватели используют цифровые инструменты на каждом этапе

 

Эксперты обсудили, какую пользу приносят цифровые технологии преподавателям в профессиональной деятельности. 

 

Екатерина Есенина отметила, что новые технологии в образовательном процессе позволяют решить множество проблем, связанных с возрастом и компетенциями  студентов колледжей. Однако преподаватель должен конкретно сформулировать задачу, которую он хочет решить использованием определенного сервиса: «Цель – ключевое слово в вопросах использования цифровых инструментов. Многие тренажеры и симуляторы помогают обходить некоторые ограничения, связанные с возрастом и компетенциями студентов. Например, обучающихся в нефтехимической отрасли невозможно отправить на производство, пока они не получат образование. В таком случае цифровые средства очень выручают».

 

Цифровые технологии дают преподавателям возможность преподносить студентам контент в удобной форме, используя различные материалы. С одной стороны, это упрощает восприятие информации обучающимися. А с другой – позволяет преподавателям сократить сроки обучения. «Сегодня становится популярным микрообучение. Преподаватели готовы составлять программу так, чтобы максимальное количество информации студент мог освоить за минимальное количество времени. Кроме того, такая технология подразумевает мультиформатность, которая очень приятна современному человеку», – рассказала Оксана Сидоренко.

 

Со спикером согласился Алексей Кириллов. По его мнению, цифровые технологии – инструмент, позволяющий добиться поставленных целей: «В рамках федерального проекта “Профессионалитет” нам удалось так значительно сократить сроки обучения, потому что на каждом этапе образовательной программы преподаватели используют цифровые инструменты». 

 

Иногда оборудование не подходит для эффективного преподавания

 

Спикеры рассказали, что преподаватели сталкиваются с некоторыми проблемами в процессе внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. 

 

Алексей Кириллов отметил, что педагогам непросто настроиться на создание курсов в онлайн среде. Ведь работа в аудитории значительно отличается от взаимодействия со студентами через различные онлайн сервисы. Создание курса в сети требует освоения дополнительных навыков: «Человеку, который долго разрабатывал курсы для обучения в аудитории, очень сложно настроиться на создание образовательной программы для онлайн среды. Дело в том, что курс в онлайне требует серьезных усилий с точки зрения визуализации информации. И отсутствие навыков в данной сфере – серьезное препятствие для преподавателей». 

 

Преподавателям необходимо оборудование, подходящее для преподавания именно их дисциплины. Екатерина Есенина подчеркнула, что в данном вопросе первостепенным должен быть запрос педагога: «Преподавателям нужна площадка, где они бы могли свободно взаимодействовать с разработчиками технических средств, чтобы запрос педагогов был понятен. Массовое оснащение образовательных организаций одним и тем же часто приводит к проблемами, и иногда оборудование не подходит для эффективного преподавания определенных дисциплин». 

 

Преподавателя никогда не смогут заменить цифровые сервисы

 

Оксана Сидоренко высказала мнение, что цифровые технологии неизбежно будут играть роль в жизни студентов всех направлений, отличаться будет только степень их внедрения в образовательную программу: «Все специальности разделятся на несколько групп. Для кого-то внедрение цифровой дидактики останется на уровне общеобразовательных дисциплин. Вторая группа получит пул цифровых инструментов, которыми студенты должны уметь пользоваться на рабочем месте. И для последней группы – цифровая дидактика станет основой обучения, моделью, как надо учить современного ребёнка и ученика».

 

Алексей Кириллов подчеркнул, что цифровые сервисы могут быть сильным подспорьем для преподавателя, но ключевым аспектом в процессе образования всегда будет личность педагога: «Новые инструменты постоянно появляются, и они действительно могут облегчить преподавательскую деятельность. Но в образовательном процессе главным фактором остается личность педагога, и преподавателя никогда не смогут заменить цифровые сервисы».

 

Юрайт. Академия будет дальше следить за развитием цифровой дидактики в среднем профессиональном образовании и рассказывать об изменениях и инновациях.