Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Это кажется серьезной проблемой: чего ждать от предстоящей приемной кампании?

Дата публикации
04 мая 2023
Время на прочтение статьи
7 мин
Количество просмотров
2453

26 апреля в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Подготовка к приему 2023: в ожидании лучших». Эксперты обсудили актуальные правила приема, особенности целевого обучения и рассказали абитуриентам, как наиболее успешно пройти период поступления. 

 

От приоритетов будут зависеть шансы на поступление

 

Последние пару лет установленная процедура приема документов серьезно менялась, а затем подвергалась жесткой критике со стороны специалистов в сфере образования. Какие перемены произойдут в 2023 году? Эксперты обсудили в ходе дискуссии. 

 

Начальник управления организации приема абитуриентов Московского городского педагогического университета (цифровая активность преподавателей – 35.5%; студентов – 12.8%) Евгений Татаринцев отметил, что каждый год приема не похож на предыдущий, а также объяснил, какие новые термины и правила появятся уже этим летом и почему абитуриентам крайне важно их учитывать: «На первый взгляд кажется, что приемная кампания каждый год проходит абсолютно одинаково, но на самом деле процесс всегда отличается. В этом году мы столкнемся с таким новым понятием, как приоритеты. К сожалению, пока никто не понимает, как это будет работать. Но мы уже говорим абитуриентам внимательно подходить к данному вопросу – ведь от этого будут зависеть их шансы на поступление».

 

Начальник отдела по организации приема, ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного психолого-педагогического университета (цифровая активность преподавателей – 16.3%; студентов – 26.5%) Сергей Будыкин поделился, что на данный момент нововведения ставят перед сотрудниками множество задач: «В этом году абитуриентам придется выбрать программу до того, как они примут участие во вступительных испытаниях и увидят конкурсные списки. Пока нам кажется это серьезной проблемой. Необходимо будет настроить процесс автоматизации, чтобы следить за приоритетами студентов – вручную это сделать невозможно».

 

Абитуриенты – еще дети, которые не всегда понимают, что их ждет

 

Спикеры рассказали об особенностях взаимодействия с абитуриентами в их университетах, а также о достоинствах и недостатках цифровизации приемной комиссии. 

 

Начальник управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодежи Донского государственного технического университета, выпускник программы «Школа ректоров 14» Московской школы управления «Сколково» Юрий Бондаренко подчеркнул, что вчерашним школьникам бывает крайне сложно принять осознанное решение, касающееся их будущей специальности. Именно поэтому в приемной комиссии есть сотрудники, которые помогут выпускнику определиться с выбором: «Абитуриенты на направления бакалавриата – еще дети, которые не всегда понимают, что их ждет и чего они хотят. Мы активно работаем со школьниками – рассказываем о программах, рисуем траекторию от поступления до трудоустройства. В рамках сервисного подхода приемной кампании работают консультационные зоны – поступающие могут получить подробную консультацию о возможностях поступления и определиться с образовательной программой в университете». 

 

Евгений Татаринцев (МГПУ) отметил, что переход приемной комиссии в цифровую среду не всегда удобен для абитуриента, ведь это значительно увеличивает поток информации: «Сегодня мы может говорить о приемной комиссии как о сформировавшейся цифровой среде. Однако это, с одной стороны, позволяет оптимизировать процессы, а с другой – создает множество проблем для участников коммуникации, в том числе и для абитуриента. Когда у поступающего множество приложений разных университетов и их приемных комиссий, он начинает путаться, нервничать, ошибаться».

 

Модель целевого обучения должна серьезно корректироваться

 

Поступление на бюджетное место в желаемый вуз по направлению от определенной организации – очень привлекательная возможность для поступающих. Эксперты высказали мнения об изменениях в законодательстве, которые коснутся целевой формы обучения. 

 

Евгений Татаринцев (МГПУ) поделилися позицией, что многие выпускники относятся к целевому направлению, как к способу поступить на бюджетное место, не прикладывая к этому много усилий: «Проблема целевого приема заключается в том, что многие абитуриенты воспринимают его, как крайне простой способ поступить. На мой взгляд, модель целевого обучения должна серьезно корректироваться. Возможно, нам стоит рассмотреть практику с заключением договоров на выпускных курсах, чтобы предприятия получили возможность отбирать лучших кандидатов».

 

Проректор по международной деятельности Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Надежда Былова рассказала о предстоящих изменениях в законодательстве, которые пока вызывают много вопросов и требуют разъяснений: «С 1 сентября 2023 года в силу вступает закон, позволяющий заказчику вводить требования к уровню образования целевых студентов. Но возникает много вопросов. Например, целевик не справляется с учебной программой и учится на тройки, а заказчик хочет от него лучших результатов. В определенный момент организация решает, что ее не устраивает такой целевой студент, и что происходит далее? Получается, нужно перевести его на бюджетное место? Но тогда, выходит, студенту выгодно нарушить требования заказчика?». 

 

Надежда Былова отметила необходимость создания единой системы, в которой университеты могли бы напрямую взаимодействовать с заказчиками целевого обучения. В противном случае не удастся избежать случаев мошенничества: «На мой взгляд, нам нужна единая база взаимодействия с заказчиками. У нас в университете произошла ситуация – два студента поступили по целевому направлению, мы, как положено, поздравили организации, с которыми был заключен контракт. А в ответ получили письма о том, что договоры были подделаны. Конечно, студенты были отчислены, но осталось два незакрытых места. Единая база могла бы исключить такие ситуации».

 

Начальник управления по организации приема поступающих Московского педагогического государственного университета (цифровая активность преподавателей – 24.1%; студентов – 36.7%) Борис Горскин высказал опасения, касающиеся взаимодействия с потенциальными целевиками в цифровой среде: «Планируется создание Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", на которой будет размещаться информация о заказчиках целевого обучения и образовательных организациях, которые осуществляют целевое обучение. Нас беспокоит то, что цифровизация отдаляет приемную комиссию от поступающих. Но мы будем делать все возможное, чтобы не терять связь с нашими будущими целевиками».

 

Мы начинаем готовить будущих специалистов с начальной школы

 

Все университеты заинтересованы в мотивированных, осознанный абитуриентах. Эксперты рассказали, как их учебные заведения работают с потенциальными поступающими, а также поделились, насколько распространен прием по внутренним экзаменам вуза.  

 

Ответственный секретарь приемной комиссии Южного федерального университета (цифровая активность преподавателей – 10.5%) Юлия Лихачева отметила, что многие абитуриенты сдают вступительные испытания непосредственно в учебном заведении: «У нас два основных потока поступающих – результаты ЕГЭ и внутренние экзамены именно по общеобразовательным предметам, а не по профильным. В наш университет выпускники колледжей по ряду конкурсных направлений поступают не по вступительным испытаниям, а также по баллам ЕГЭ».

 

Начальник отдела делопроизводства Управления приемной комиссии Красноярского государственного аграрного университета (цифровая активность преподавателей – 34.8%; студентов – 13.3%) Юлия Платонова подчеркнула, что в последнее время все чаще в университет приходят молодые люди после колледжей, и это положительная тенденция – ведь ребята за время обучения могли обдумать свое решение: «Последние годы мы видим, что растет количество поступающих именно на базе среднего профессионального образования. И, на мой взгляд, у данной тенденции есть свои преимущества – у такого абитуриента было время подумать, правильно ли он выбрал направление, подходит ли ему выбранная специальность и какую траекторию развития он для себя видит. Он принимает решение более осознанно».

 

Проректор по молодежной политике Российского биотехнологического университета, Почетный работник сферы образования Российской Федерации Владимир Шутенко поделился, что в его учебном заведении работа со школьниками начинается с начальных классов, чтобы к выпускному такой ребенок понимал свои перспективы и мог принять осознанное, взвешенное решение: «Мы начинаем готовить будущих специалистов с начальной школы, проводя мастер-классы, образовательные программы, развлекательные мероприятия для детей на базе нашего технопарка. Занятия для школьников проводятся даже летом – мы организуем летний лагерь, во время которого ребята могут многому научиться, привыкнуть к университетской атмосфере, условиям. Выявляя интересы, потенциал школьника, мы оцениваем направления, специальности, где он будет максимально успешен, сможет себя эффективно реализовать. При этом родители, видя достижения, результаты ребенка, поддерживают его желание поступать в РОСБИОТЕХ». 

 

Советник при ректорате Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виталий Дробчик высказал мнение, что различные образовательные программы для школьников в стенах университета помогают ребятам определиться с дальнейшей траекторией развития: «СПбПУ активно работает со школьниками, чтобы помочь школьникам определиться с выбором будущей сферы деятельности, и через несколько лет получать действительно качественных, мотивированных абитуриентов. Мы проводим множество различных интенсивов во время каникул, устраиваем мероприятия, чтобы ребята могли проявить лучшие качества и компетенции».

 

Юрий Бондаренко (ДГТУ) убежден, что потенциальному абитуриенту необходимо повзаимодействовать с учебным заведением в течение определенного времени, а ответственность университета – обеспечить эту возможность: «Мы проводим мероприятия для школьников во время каникул. Мне больше всего нравится формат проектной деятельности – ребята объединяются в команды и делают совместный проект под руководством профессорско-преподавательского состава университета. Затем они защищают работы перед работодателями, получают рекомендации и могут улучшить проекты. Ребята чувствуют себя маленькими студентами и проникаются атмосферой университета». 

 

Юлия Платонова (Красноярский ГАУ) объяснила, что сегодня образовательные выставки уже не так интересуют студентов, поэтому необходимо добавлять элемент интерактивности, чтобы привлечь абитуриентов: «Мы стали проводить мастер-классы на образовательных выставках, чтобы привлекать поступающих. Например, потенциальный абитуриент может самостоятельно посадить растение, а потом забрать его домой, видеть результат своего труда. Такая практика может заинтересовать школьников, мотивировать поступать именно в наш вуз».

 

Престиж и востребованность некоторых профессий растут не из-за действий конкретного университета, а потому что глобально меняется позиционирование специальности в обществе. «2023 – год педагога и наставника. Поэтому министерство просвещения популяризирует педагогическое образование, работу учителя, преподавателя. И, на мой взгляд, делает это весьма успешно. Профессия педагога становится более востребованной и современной. Мы показываем, что сегодня учитель – это действительно важная и нужная специальность», – дополнил ответ Сергей Будыкин (МГППУ). 

 

Все пройдет наилучшим образом!

 

Поступление в университет – один из самых важных и волнительных периодов в жизни. Эксперты понимают, что впереди для абитуриентов серьезное испытание, поэтому дали им напутствие на ближайшие месяцы. 

 

Владимир Шутенко (РОСБИОТЕХ): «Я уверен, начиная Приемную кампанию, мы со всем справимся, все получится! Главное, наши помыслы благие, все задачи направлены на достижение исключительно положительных целей. Желаю абитуриентам поступить именно на те направления, специальности, которые, по их мнению, наиболее важные, интересные, перспективные. И, конечно, успешно завершить обучение в университете, получить диплом по выбранной образовательной программе».

 

Евгений Татаринцев (МГПУ):  «Я хочу пожелать всем поступающим не бояться задавать вопросы приемным комиссиям вузов – нужно понимать, что все учебные заведения разные, и везде есть свои нюансы поступления. Важно доверять сотрудникам университета. Мы заинтересованы в том, чтобы у вас все было хорошо, и точно не собираемся вас обманывать. А коллегам желаю хорошей приемной кампании и поменьше срочных отчетов! Надеюсь, все пройдет наилучшим образом!»

 

Виталий Дробчик (СПбПУ): «Мне бы хотелось пожелать спокойствия родителям абитуриентов – так как они едва ли не больше всех переживают за своих детей. Хотелось бы всем вселить уверенность, что у нас точно все получится! Ведь все университеты работают только на положительный результат, и, значит, стремятся удовлетворить все потребности поступающих. Мы сделаем все возможное, чтобы абитуриенты не потерялись в большом количестве информации».

 

Надежда Былова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова): «Абитуриентам хотелось бы пожелать помнить, что в конкурсе выигрывает либо тот, кто набрал больше баллов, либо тот, у кого железные нервы. Поступающим и их родителям просьба – пожалуйста, отвечайте на телефонные звонки и письма на электронной почте, это может быть крайне важно для зачисления в вуз. А нам, коллеги, желаю физического и ментального здоровья! Все будет хорошо!»

 

Сергей Будыкин (МГППУ): «Во время любой приемной кампании возрастает поток информации, и это действительно стрессовая ситуация и для университетов, и для студентов. Абитуриентам и их родителям я желаю не паниковать. Если что-то не понятно, то вам все объяснят в университете. Не забывайте оригинал документа об образовании – без него мы не сможем зачислить вас на бюджетное место. Сотрудникам приемной комиссии хочется пожелать поменьше проблемных ситуаций и побольше сна». 

 

Юлия Платонова (Красноярский ГАУ): «Я бы хотела пожелать абитуриентам сделать правильный выбор. А работникам университетов – чтобы в нашем круглосуточном графике появилось хотя бы два выходных».

 

Юлия Лихачева (ЮФУ): «Некоторые поступающие, столкнувшись с проблемой, не поступив в выбранный вуз, отчаиваются и считают, что жизнь закончилась. Но это не так! Можно попробовать подать документы в следующем году, в другой вуз или на другое направление подготовки. Коллегам желаю терпения, сил и, конечно, справиться с приемной кампанией 2023!».

 

Борис Горскин (МПГУ): «Я желаю абитуриентам и их родителям бодрости духа, здоровья и успешного завершения обучения. Главное – сделать правильный выбор и как можно более ответственно подойти к определению приоритетности зачисления на образовательные программы, которые будут перечислены в заявлении о приеме».

 

Юрайт.Академия желает всем хорошего приема! Мы обязательно продолжим следить за приемной кампанией 2023, чтобы обсудить ваши успехи в сентябре!