Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Университет – это инновационная корпорация: как проходит модернизация кампусов?

Дата публикации
30 мая 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1364

17 мая в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Новые кампусы: от среды к экосистеме». Эксперты обсудили важность комфортных условий для обучения студентов, роль кампуса в развитии региональной экономики и планы на будущее.

 

В рамках национального проекта «Наука и университеты» минимум 25 современных университетских кампусов должны быть построены к 2030 году. Уже выбраны первые победители в конкурсе за финансирование кампусов. Среди них следующие города: Москва, Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Уфа и Челябинск. Необходимо создать систему, в которой будут объединены все ключевые элементы: студенты, преподаватели, предприятия и бизнес-партнеры. Такая система позволит университетам активно участвовать в развитии экономики региона, а также вовлекать студентов в решение действительно важных насущных проблем. Сегодня развитие кампусов – приоритетная задача, которая ставит перед учебными заведениями различные вызовы. Мы обсудили с экспертами, с какими трудностями они сталкиваются в процессе реализации проекта, какая работа уже проделана и какие цели они ставят перед собой в дальнейшем. 

 

Смысл существования кампуса – делать студентов счастливыми 

 

Университетский кампус сегодня выполняет множество различных функций. В ходе дискуссии эксперты поделились своим мнением, с какой целью существуют и совершенствуются территории учебных заведений. 

 

Успеваемость студентов зависит от многих факторов, и кампус должен обеспечивать обучающихся всем необходимым для комфортного времяпрепровождения во время занятий и внеучебной деятельности. Проректор по стратегическим коммуникациям Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы Елена Апасова подчеркнула: «Смысл существования кампуса – делать студентов счастливыми. На их уровень счастья влияет комфорт проживания, организация пространства, доступные сервисы и возможности для профессионального и личностного развития. Важно помнить, что именно студент главный на территории кампуса»

 

Руководитель управления по развитию Северо-западного федерального округа российского общества «Знание» Сергей Большаков отметил, что перед кампусами стоят конкретные задачи, связанные с подготовкой кадров и созданием современных технологий: «Сегодня университет – это инновационная корпорация, которая должна предоставлять городу и региону новые технологии и человеческий капитал очень высокого уровня. С этим связаны современные требования к университетской среде с точки зрения технического оснащения, безопасности, экологичности».

 

Декан Высшей школы журналистики Томского государственного университета Илья Мясников убежден, что модернизация кампусов способствует развитию у студентов новых компетенций, необходимых для развития современной экономики: «Кампус – территория новой деятельности, которая необходима для дальнейшего развития города и региона. Здесь должны рождаться люди “нового” типа, умеющие работать в современном технологическом укладе, в нетипичных условиях и способные на действительно серьезные шаги и проекты в творческо-технологической среде».

 

Заместитель проректора по научной работе Челябинского государственного университета Александр Бирюков считает, что студенты должны быть вовлечены в решение актуальных проблем, стоящих перед регионом, и технологически развитый кампус позволяет реализовать данную идею: «Миссия кампуса – вклад в человеческий капитал и социально-экономическое развитие региона, ведь университет не может существовать отдельно от региональных задач. Мы должны стремиться достигать тех целей, которые ставят перед собой индустриальные предприятия региона, а также формировать передовую научно-исследовательскую повестку. Кампус – это неотъемлемая часть городского и экономического пространства».

 

Исполняющий обязанности начальника управления капитального строительства и капитального ремонта Донского государственного технического университета Александр Зенин уверен, что сегодня университет должен быть частью инфраструктуры города: «Современный кампус – это место, объединяющее всех жителей города и региона. Именно поэтому необходимо “встроить” территорию университета в инфраструктуру так, чтобы кампус стал частью города, его достоянием». 

 

Договоренность между городом, бизнесом, образовательной организацией и студентами

 

Развитие экономики в регионах – функция, которую возлагают на современные университетские кампусы. Для этого необходимо выстроить систему, которая будет приводит к максимальным результатам. Эксперты поделились опытом своих учебных заведений. 

 

Илья Мясников (ТГУ) поделился, как, по его мнению, формируется запрос на определенные места, технологии и образовательные программы в учебном заведении: «Кампус и его “содержание” – некая договоренность между городом, бизнесом, образовательной организацией и студентами. Например, в ТГУ есть запрос на место, где студенты смогут работать над стартапами, взаимодействовать друг с другом и индустриальными партнерами. Важно развивать такое пространство на всех уровнях – физическом, цифровом и правовом, чтобы сотрудничество шло максимально эффективно».

 

Александр Бирюков (ЧелГУ) предложил вариант развития взаимовыгодных отношений с индустриальными партнерами: «Сейчас мы стараемся выстроить систему, которая сделает сотрудничество с индустриальными партнерами взаимовыгодным. Например, совместными усилиями можно развивать в стенах кампуса направления, которые кажутся наиболее перспективными и многообещающими, и проводить исследования именно в этих областях».

 

Пространство должно быть отчасти самодельным

 

Потребности современных студентов значительно изменились, ведь это поколение, воспитанное в цифровую эпоху. Спикеры обсудили, какие условия необходимы сегодняшним обучающимся. 

 

Сергей Большаков (общество «Знание») отметил, что современному студенту крайне важны комфорт и организация учебного пространства, чтобы добиваться определенных успехов в процессе образования: «Эстетика и организация пространства сильно влияют на студента, на качество усвоения им материала. Современному обучающемуся необходимо больше света в аудиториях, много зелени на территории кампуса. Интересно, что сегодня студентам важны и водные решения на возле университета. Дело в том, что различные пруды, фонтаны оказывают антистрессовое воздействие».

 

Елена Апасова (РУНД) подчеркнула, что студенты сегодня обращают внимание на экологические условия на территории кампуса: «Сегодня важно создавать благоприятную экологическую среду на территории университета, и ландшафтный дизайн помогает это сделать. Есть специальные технологии проектирования микроклимата, способные защитить кампус от пыли и ветра. Это делает пребывание студентов на территории университета комфортным и безопасным». 

 

Обучающимся важно иметь возможность проявить себя не только в образовательной деятельности, но и в различных творческих, внеучебных занятиях. «В современном кампусе должны быть созданы лаборатории и учебные классы под образовательные и научно-исследовательские задачи. Кроме того, сегодня важны творческие пространства для молодых людей, им нужны площадки, где они смогут проявить свои лучшие качества не только с точки зрения учебы», – рассказал Александр Зенин (ДГТУ). 

 

Елена Апасова уверена, что любые перемены должны быть согласованы непосредственно со студентами, ведь только так можно убедиться в необходимости и правильности запланированных изменений: «Архитектор никогда не знает, что нужно студенту, поэтому все изменения мы обсуждаем с обучающимися – только в таком случае все получается успешно. Всегда есть запрос на круглосуточный коворкинг с пространством для индивидуальной работы в общежитии – у всех разные биоритмы, поэтому студентам нужна возможность погрузиться в учебные дела в любое время суток»

 

Илья Мясников (ТГУ) высказал мнение, что важно давать возможность студентам принять участие в создании территории, на которой они проводят крайне много времени: «Обучающиеся могут принять участие в развитии территории кампуса – мы выделяем определенное место под перспективный студенческий проект, поддерживаем финансово такую инициативу. И это крайне важно – пространство должно быть отчасти самодельным, ведь это сильно влияет на отношение человека к месту, жизни и планам на будущее».

 

Подводя итоги дискуссии, Елена Апасова (РУДН) сказала, что современный, технологичный и красивый кампус – отличная возможность заинтересовать молодых людей и мотивировать их поступать в то или иное учебное заведение: «Абитуриенты, которым по семнадцать лет, формируют свое желание учиться не на базе ознакомления с образовательными программами. Им важно находиться в приятной атмосфере, видеть, что окружающая их действительность – красива и инновационна. В такой случае студенты чувствуют себя успешными и современными, у них возрастает мотивация».

 

Юрайт.Академия продолжит следить за развитием университетских кампусов на XIII Летнюю школу преподавателя – 2023! 28 июня (среда) в 10:20 по МСК состоится семинар «Кампусы будущего: архитектура открытых образовательных пространств» – обсудим проблемы, вызовы и планы.