Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Нужно научиться быть взрослым и самостоятельным»: тренд молодежной политики

Дата публикации
22 марта 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2581

13 марта в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия Активность и неравнодушие: тренды молодежной политики

Молодежная политика исключительно важна на федеральном, региональном, местном уровне. Разработана Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года. Эксперты обсудили, как молодежная политика интегрирована с воспитательной деятельностью вузов и колледжей.

 

Выстраивание системы воспитательной работы

На растущую значимость молодежной политики указывает проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Скрябина: «Наконец-то молодежную политику не воспринимают как песни, танцы, внеаудиторную работу со студентами. В программах развития отнеслись серьезно: молодежная политика призвана повысить авторитет ученого и вовлечь в науку студентов». 

Вызовы, стоящие перед молодежной политикой, перечисляет проректор по воспитательной работе и реализации молодежных программ Южного федерального университета, кандидат социологических наук Яков Асланов: «Какие вызовы мы сегодня видим? Это выстраивание системы воспитательной работы в одной логике в вузах по всей стране, которое началось два-три года назад, акцент на работе самих преподавателей. Вводится дисциплина "Основы российской государственности", все студенты изучают новый курс. И введен образовательный подход «Обучение служением» — участие студентов в проектной деятельности, направленной на социально-значимых задач».

О балансе коллективного и индивидуального рассуждает проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, кандидат философских наук, председатель Международного координационного совета «Инкорвуз-XXI» Лариса Ефремова:

«С одной стороны, есть общественный запрос на те качества, которыми должен обладать современный молодой человек. С другой стороны, мы не должны забывать о личных интересах учащегося. Для меня это взаимосвязанные вещи, я — за гармоничное сочетание».

Возможный вариант — персонализация. Проректор по воспитательной и социальной работе Благовещенского государственного педагогического университета, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Ольга Селезнева размышляет: «Слишком много у нас "унифицированного” и “массового". Мы должны включить в молодежную политику каждого, а у каждого свои интересы, способности, предпочтения. Важно продумать методологию тонкой персонификации воспитательной деятельности».

Тонкий баланс необходим и в вопросе развития университета в контексте общественно-политической жизни. Яков Асланов (ЮФУ): «Университеты вне политики. Но находиться в вакууме невозможно, университет может выступать площадкой для диалога политических сил в рамках действующего законодательства».

Как считает проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова, кандидат биологических наук Светлана Шлапакова, «Развитие наших студентов — это развитие самого университета. Молодежная политика связана и с образовательной деятельностью. Можно быть хорошим специалистом, но не уживаться в коллективе. Сейчас работодатели предъявляют серьезные требования к социальным аспектам».

Изменяются требования не только работодателей, но и самих выпускников. Тему развивает Ольга Селезнева (БГПУ): «Сегодня сильна ценность созидательного труда — не просто работать потому, что получил профессию и пришел в систему профдеятельности, но создавать новое. Молодежь стремится к преобразованиям, инноватике».
 

Последний этап взросления

Острой темой дискуссии стало обсуждение ценностей, которые составляют базу молодежной политики.

Как считает Лариса Ефремова (РУДН), «Общие ценности, общие подходы должны быть. Но индивидуализация должна быть в том, как мы их доносим до каждого возраста. Человек, который пришел в вуз, ощущает себя взрослее, самостоятельнее, от него по мировосприятию отличаются обучающиеся в СПО».

Яков Асланов (ЮФУ) отмечает: «У студента должна быть активная жизненная позиция. Студент должен понимать правила нашего общества и академическую этику, быть неравнодушным, переживать за людей, помогать… Для нас важно, чтобы выпускник университета ценил страну, уважал общество, любил свою семью и университет. Молодежная политика и воспитательная деятельность — это система мер для этого».

О взрослости говорит Ольга Скрябина (КГУ):

«Университет — это последний этап взросления, дальше самостоятельная жизнь, никто не подстрахует и никто не поймет. Нужно научиться быть взрослым и самостоятельным: проявлять инициативу и нести ответственность за свои действия».

Схожей позиции придерживается Ольга Селезнева (БГПУ): «В парадигме гуманистического подхода важна субъектная позиция студента. Вызов — создавать условия для развития субъектной позиции, когда студент в деятельности проявляет себя как активный гражданин».

Взрослость проявляется в активной позиции. Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) указывает: «Главное — чтобы у студента было желание найти свою траекторию. Если учащийся хочет, — пожалуйста, поможем. Сейчас возможности у вуза есть».

Но все познается в реальных делах. Обращает внимание Ольга Скрябина (КГУ): «Вклад в развитие страны, в развитие малой родины — только в действии, нет нужды писать на груди большими буквами "ПАТРИОТ". Это должно быть основой, нормой жизни для молодого человека, — "Я не только беру, я отдаю"».

С ней соглашается Лариса Ефремова (РУДН): «Волонтерство — это не про сертификаты и грамоты, это то, что исходит от твоей души».

 

Личность формируется личностью

Эксперты сходятся в том, что для полноценной воспитательной работы необходимы активность и неравнодушие преподавателей.

Как подчеркивает Яков Асланов (ЮФУ),  

«Если преподаватель приходит в аудиторию, читает лекцию и уходит, — он будет не востребован, можно его технически записать и дать запись студентам. Преподаватели, которые «берут за душу», — это будущее нашей высшей школы».

С ним соглашается Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова): «Все зависит от личности сотрудника, который работает с ребятами. Если человек горит, верит, зажигает — все получается, если же относится формально — никакие инструменты не помогут».

Ольга Скрябина (КГУ) обозначает важность коммуникации: «У студентов есть очень простой запрос к взрослым: с кем в университете я могу говорить о себе, о своей жизни? У преподавателя ежедневное касание со студентами, у них есть ценности, опыт, умение разговаривать со студентами».

Но воспитание может проходить и в рамках учебного процесса. Лариса Ефремова (РУДН) отмечает: «Преподаватель — это личность, которая ведет за собой, своим примером. Если он читает лекцию, он уже формирует отношение к миру, к профессиональной деятельности, к тому, что есть добро».

Ольга Скрябина (КГУ) обращает внимание на самоорганизацию в академическом сообществе: «Вокруг каждого преподавателя есть 5-7 студентов, которые проводят большое количество времени вместе. У каждого студента есть тот взрослый, с которым он идет по жизни. Мне кажется, это идеальная система воспитания».

Резюмирует Ольга Селезнева (БГПУ): «Личность формируется личностью. Для формирования зрелого и адекватного студента нам нужен такой же педагог».

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.