26 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Тьюторство и наставничество в современном образовании», на которой спикеры обсудили, что общего и различного у тьюторов и наставников, как отбирать и готовить тьюторов и наставников, и какие критерии оценивания их работы.
Опытом Благовещенского государственного педагогического университета поделилась Ольга Селезнева, проректор по воспитательной и социальной работе, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
Что общего и различного у тьюторов и наставников?
«В нашем университете нет отдельной должности тьюторов и наставников, но есть профессионально-социальные роли, которые выполняются преподавателями-наставниками, мы воспринимаем наставничество как процесс оказания профессионального пути студентов».
«Важную роль в образовательном процессе играют преподаватели, которые занимаются наставничеством с точки зрения подготовки обучающихся к участию в профильных профессиональных конкурсах и состязаниях. Для нас наибольшее значение имеют наставники, передающие свой опыт студентам».
«Тьюторство мы рассматриваем с двух позиций: первая касается сопровождения организации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью, вторая — институт студенческого тьюторства, основу которого составляют студенты- старшекурсники, выполняющие тьюторскую функцию».
Как отбирать и готовить тьюторов и наставников?
«Тьютор-стажер — это студент старшекурсник, обладающий необходимыми личностными и профессиональными качествами для осуществления работы по созданию условий эффективной адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе. Студенту важно быть коммуникабельным, стрессоустойчивым, бесконфликтным, у него должны быть сформированы так называемые "гибкие" навыки».
Каковы критерии эффективности работы тьюторов и наставников?
«В нашем вузе эффективность деятельности тьютора оценивают по следующим критериям: уровень вовлеченности академической группы во внеучебные события вуза, качество обучения (результаты сессий), кроме того критерием может служить уровень сформированности коллектива в группе, психологический комфорт, уровень представленности группы в общественных проектах, качество формирования личности обучающегося».
«Институт тьюторства у нас был построен на одном важном принципе — однопоколенность тех, кто вступает во взаимодействие. Те, кто у нас выполняют тьюторскую функцию, гораздо ближе к первокурсникам, они гораздо лучше понимают студентов».
Уже на следующей неделе, 2 ноября, пройдет онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», зарегистрироваться можно по ссылке: https://urait.ru/events/2499.