Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Тьюторство и наставничество в современном образовании

Дата публикации
31 октября 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1134

26 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Тьюторство и наставничество в современном образовании», на которой спикеры обсудили, что общего и различного у тьюторов и наставников, как отбирать и готовить тьюторов и наставников, и какие критерии оценивания их работы.

 

Тьютор и наставник: сходства и различия 

 

Спикеры рассказали, как в университетах понимают тьюторство и наставничество, и как эти роли работают в вузах. 

 

Наталья Федотова, начальник управления образовательной деятельностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, отметила, что тьюторство и наставничество — новые реалии, которые нельзя не внедрять в университетах и нельзя не использовать. 

«И наставничество и тьюторы — это наши новые реалии. Мы начали работать с этими понятиями в 2018 году и изначально была путаница, кто такой тьютор, кто такой наставник. Сейчас мы понимаем, что тьютор и наставник — совершенно разные должности и по профессиональному содержанию, и по задачам».

Эксперт рассказала, чем в НовГУ занимается наставник, а чем тьютор. 

 

«В Новгородском университете наставник сегодня — это преподаватель той дисциплины, в рамках которой происходит работа над проектом. Тьюторы же работают с индивидуальной образовательной траекторией студента, они стремятся исходить из его субъективных запросов и образовательных дефицитов студента, сопроводить студентов в выборе предмета, курса, мастер-класса». 

 

В некоторых вузах нет наставников, но есть кураторы. Антон Штин, кандидат технических наук, проректор по молодежной политике Тюменского индустриального университета, рассказал, какие функции у куратора и тьютора: 

«У нас нет наставников, у нас есть кураторы и два вида тьюторов — тьютор индивидуальных образовательных траекторий, который помогает с образовательным треком, и тьюторы по воспитательной деятельности, которые занимаются прокачкой надпрофессиональных компетенций», — поделился Антон Штин, кандидат технических наук, проректор по молодежной политике Тюменского индустриального университета.

 

О профессионально-социальных ролях, которые заменяют наставников и кураторов в Благовещенском государственном педагогическом университете, рассказала Селезнева Ольга, проректор по воспитательной и социальной работе, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

 

«В нашем университете нет отдельной должности тьюторов и наставников, но есть профессионально-социальные роли, которые выполняются преподавателями-наставниками, мы воспринимаем наставничество как процесс оказания профессионального пути студентов».

 

В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете функции наставника и тьютора выполняет куратор. Опытом вуза поделилась Семено Анастасия, заместитель начальника учебно-методического управления.

 

«Кураторы учебной группы являются и наставниками и тьюторами, которые взаимодействуют со студентами. Кураторы начинают свою работу со студентами-первокурсниками, а тьюторы занимаются со студентами с ограниченными возможностями здоровья».

 

Спикер рассказала, какую функцию в вузе выполняют тьюторы: «Тьюторство мы рассматриваем с двух позиций: первая модель касается организации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью, вторая модель — институт тьюторства, которые основывается на студентах старшекурсниках, которые выполняют тьюторскую функцию».

 

Коммуникация тьюторов и наставников со студентами

 

Антон Штин (ТИУ) рассказал, как наставничество и тьюторство включено в учебный процесс, и как происходит коммуникация со студентами. 

 

«Помимо коммуникации в мессенджерах и цифровых платформах у нас выстроена системная работа по очным встречам со студентами. У кураторов есть кураторские часы, которые прописываются в плане. У тьюторов есть тьюториалы, которые также систематизированы в плане и есть в расписании, также тьюторы занимаются адаптацией первокурсников».

 

Эксперт добавил, что студенты не путаются в наставниках и тьюторах, задать вопрос они могут любому сотруднику: «Когда у студента есть важный вопрос, он может его задать любому сотруднику. Сотрудник либо ответит ему, либо сориентирует к кому обратиться».

 

Анастасия Семено (СПбГМТУ) поделилась, если ли конкуренция между тьютором и наставником в вузе: 

 

«У нас, к радости, таких конфликтов нет. Если у студентов возникают какие-то проблемы, то коллеги совместно пытаются это разрешить. Задача у наставников и тьюторов одна».

 

Эффективность тьюторов и наставников 

 

Ольга Селезнева (БГПУ) рассказала, как в вузе оценивают работу тьютора. 

 

«В нашем вузе эффективность деятельности тьютора оценивают по следующим критериям: уровень вовлеченности академической группы во внеучебные события вуза, качество обучения (результаты сессий), кроме того критерием может служить уровень сформированности коллектива в группе, психологический комфорт, уровень представленности группы в общественных проектах, качество формирования личности обучающегося». 

 

Наталья Федотова (НовГУ) также поделилась, по каким критериям оценивают работу тьютора: «Мы оцениваем тьютора по его вовлеченности в процесс, насколько студент часто обращался к тьютору. Эффективность тьютора — это его работа со студентом». 

 

Кроме этого, эксперт рассказала и о показателях эффективности работы наставника: «Показатель эффективности наставника — это сформированные компетенции у студентов. Для того, чтобы это посчитать и выявить, каждый год наставники подают сведения о своей деятельности, где видно сколько проектов вышло в финал конкурса, или сколько ребята занимали призовых мест». 

 

Будущее тьюторства и наставничества 

 

В завершении дискуссии Антон Штин (ТИУ) поделился, что будет с институтом наставничества и тьюторства в будущем: «Нас ждет только развитие, это классный инструмент, которым надо пользоваться. Мы привлекаем молодых ребят, которые работают с молодежью, развиваются сами и помогают развиваться ребятам».

 

«Впереди нас ждет только лучшее. Актуальность и значимость наставничества в вузовском социуме не только уменьшается, а значительно увеличивается», — добавила Анастасия Семено (СПбГМТУ). 

 

Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия». Ждем вас! Регистрация уже открыта.