14 сентября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Сила разума: просветительская деятельность университетов». Проректоры высших учебных заведений обсудили запрос российского общества на просветительскую деятельность, целевую аудиторию и ключевые направления просветительской деятельности и основные просветительские форматы и методики.
Просветительская деятельность сегодня
Эксперты обсудили в чем проявляются особенности просветительской деятельности в современном информационном мире.
Людмила Баева, проректор по научной работе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, доктор философских наук, профессор, отметила, что сегодня роль просвещения состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться в информации.
«Доминирующая часть контента информационной культуры имеет информационный, рекламный и развлекательный характер, направленный на решение прагматических задач. Человек сегодня не просто имеет доступ к информации — он избыточно перегружен ей. Поэтому роль просветительства состоит в том, чтобы создать в этом потоке научный и научно-популярный контент высокого качества, а также научить человека ориентироваться в потоках информации, системно воспринимать ее, критически оценивать манипуляции и фальсификации, квазинаучные знания, уметь противостоять этому воздействию».
Ольга Скрябина, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, рассказала, что функцией просвещения сегодня является обозначение границ.
«С XVIII века просвещение — это процесс распространения новых знаний. На сегодняшний день знаний избыточное количество, распространять их нет смысла. Вторая функция просветительской деятельности — обозначение границ, а решение, что делать с этими границами человек принимает уже сам».
Ольга Калпинская, проректор по молодежной политике Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, считает, что просвещение должно формировать у человека социально-культурную идентичность.
«Задача просвещения сегодня связана с формирование социально-культурной идентичности. Для университета одной из стратегических задач является не только подготовить кадры, но и создать условия для обеспечения кадрового суверенитета, чтобы наши выпускники понимали и принимали ту историю и культуру страны, в которой они живут».
Просвещение vs образование
Спикеры поделились мнением, в чем главные различия просветительской деятельности и образовательной деятельности.
«Просвещение гораздо ближе к человеку, у него нет ограничений, которые есть в образовании. Просвещение имеет право быть несистемным, нерегулярным, близким к человеку, понятным, говорящим с человеком на одном языке. Просветительская деятельность обладает значительным потенциалом по отношению к человеку, чтобы сориентировать его в современном мире», — отмечает Ольга Скрябина (КГУ).
Павел Жбанов (МАРХИ) считает, что образование и просвещение дополняют друг друга:
«Просветительская и образовательная деятельности — это два взаимодополняющих элемента одного целого».
Просвещение и миссия унивепситета
Эксперты ответили на вопрос, как просветительская деятельность связывается с миссией и программой развития университета, а также поделились кейсами своих вузов.
«В планах стратегического развития Новгородского университета есть проект, который называется "Университет как генератор культурной идентичности". Через это проект мы выстраивает просветительскую деятельность студентов», — Ольга Калпинская (НовГУ).
Павел Жбанов (МАРХИ) отмечает, что заниматься просвещением должен преподаватель, который прошел большой путь.
«Вести просветительскую деятельность — это тяжелая задача. Чтобы говорить просто о сложном, надо самому пройти большой путь, чтобы уметь представить понятно сложные вещи».
Также спикер рассказал о просветительской деятельности со студентами МАРХИ: «Начиная работать со студентами, мы сначала говорим о простом и вводные занятия носят просветительский характер. А потом, научив их сложным вещам, мы от них требуем обратного — говорить о сложном простым языком».
Форматы просвещения
На дискуссии спикеры поговорили о форматах просвещения, которые существуют, и что используют в вузах.
Людмила Баева (АГУ) убеждена, что просвещение не может быть только в аудитории, необходима внеаудиторная работа:
«Просветительская деятельность предполагает не только работу в своей аудитории, это, прежде всего, выход за привычные рамки, в иные условия, за пределы университета. Это обмен опытом лучших, когда педагог из высшей школы говорит со школьниками или студентами колледжа, а в вуз приходят ведущие ученые из НИИ, практики, деятели культуры и привносят свой и взгляд на те проблемы, которые интересны аудитории».
Ольга Калпинская (НовГУ) рассказала об успешных форматах, которые показали свою эффективность в вузе:
«Разнообразие форматов на текущий момент очень радует. Первое — это проекты студентов. Второе — дискуссионные площадки, где ребята могут высказываться. Кроме этого, можно говорить о различных творческих конкурсах — постов, видеороликов. Различные проектные и экспертные сессии по разработке, например, кампусов НовГУ, это дает возможность генерить, используя историю университета и образование».
В завершении дискуссии Павел Жбанов (МАРХИ) поделился куда двигаться в просветительской деятельности дальше:
«Предметом просветительской деятельности сегодня должна стать стрессоустойчивость студентов. Те нагрузки, которые испытывают наши студенты высоки. Психосоматическое состояние студентов — достаточно серьезный вопрос, который невозможно решить только за счет приглашения в штат образовательной организации нескольких психологов».
Уже 28 сентября пройдет однодневная онлайн-конференция «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Регистрация уже открыта, ждем вас.