Горячая линия
25 сентября 2022 активны на платформе
41 402 -47
Преподавателя
354 476 -626
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Сила разума: просветительская деятельность университетов

Дата публикации
16 сентября 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
453

14 сентября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Сила разума: просветительская деятельность университетов». Проректоры высших учебных заведений обсудили запрос российского общества на просветительскую деятельность, целевую аудиторию и ключевые направления просветительской деятельности и основные просветительские форматы и методики.

 

Просветительская деятельность сегодня 

 

Эксперты обсудили в чем проявляются особенности просветительской деятельности в современном информационном мире. 

 

Людмила Баева, проректор по научной работе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, доктор философских наук, профессор, отметила, что сегодня роль просвещения состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться в информации. 

 

«Доминирующая часть контента информационной культуры имеет информационный, рекламный и развлекательный характер, направленный на решение прагматических задач. Человек сегодня не просто имеет доступ к информации — он избыточно перегружен ей. Поэтому роль просветительства состоит в том, чтобы создать в этом потоке научный и научно-популярный контент высокого качества, а также научить человека ориентироваться в потоках информации, системно воспринимать ее, критически оценивать манипуляции и фальсификации, квазинаучные знания, уметь противостоять этому воздействию». 

 

Ольга Скрябина, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, рассказала, что функцией просвещения сегодня является обозначение границ. 

 

«С XVIII века просвещение — это процесс распространения новых знаний. На сегодняшний день знаний избыточное количество, распространять их нет смысла. Вторая функция просветительской деятельности — обозначение границ, а решение, что делать с этими границами человек принимает уже сам».

 

Ольга Калпинская, проректор по молодежной политике Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, считает, что просвещение должно формировать у человека социально-культурную идентичность. 

 

«Задача просвещения сегодня связана с формирование социально-культурной идентичности. Для университета одной из стратегических задач является не только подготовить кадры, но и создать условия для обеспечения кадрового суверенитета, чтобы наши выпускники понимали и принимали ту историю и культуру страны, в которой они живут».


 

Просвещение vs образование 

 

Спикеры  поделились мнением, в чем главные различия просветительской деятельности и образовательной деятельности. 

 

«Просвещение гораздо ближе к человеку, у него нет ограничений, которые есть в образовании. Просвещение имеет право быть несистемным, нерегулярным, близким к человеку, понятным, говорящим с человеком на одном языке. Просветительская деятельность обладает значительным потенциалом по отношению к человеку, чтобы сориентировать его в современном мире», — отмечает Ольга Скрябина (КГУ). 

 

Павел Жбанов (МАРХИ) считает, что образование и просвещение дополняют друг друга:

«Просветительская и образовательная деятельности — это два взаимодополняющих элемента одного целого».

 

Просвещение и миссия унивепситета 

 

Эксперты ответили на вопрос, как просветительская деятельность связывается с миссией и программой развития университета, а также поделились кейсами своих вузов. 

 

«В планах стратегического развития Новгородского университета есть проект, который называется "Университет как генератор культурной идентичности". Через это проект мы выстраивает просветительскую деятельность студентов», — Ольга Калпинская (НовГУ).

 

Павел Жбанов (МАРХИ) отмечает, что заниматься просвещением должен преподаватель, который прошел большой путь. 

 

«Вести просветительскую деятельность — это тяжелая задача. Чтобы говорить просто о сложном, надо самому пройти большой путь, чтобы уметь представить понятно сложные вещи».

 

Также спикер рассказал о просветительской деятельности со студентами МАРХИ: «Начиная работать со студентами, мы сначала говорим о простом и вводные занятия носят просветительский характер. А потом, научив их сложным вещам, мы от них требуем обратного — говорить о сложном простым языком».

 

Форматы просвещения 

 

На дискуссии спикеры поговорили о форматах просвещения, которые существуют, и что используют в вузах. 

 

Людмила Баева (АГУ) убеждена, что просвещение не может быть только в аудитории, необходима внеаудиторная работа: 

 

«Просветительская деятельность предполагает не только работу в своей аудитории, это, прежде всего, выход за привычные рамки, в иные условия, за пределы университета.   Это обмен опытом лучших, когда педагог из высшей школы говорит со школьниками или студентами колледжа, а в вуз приходят ведущие ученые из НИИ, практики, деятели культуры и привносят свой и взгляд на те проблемы, которые интересны аудитории».

 

Ольга Калпинская (НовГУ) рассказала об успешных форматах, которые показали свою эффективность в вузе: 

 

«Разнообразие форматов на текущий момент очень радует. Первое — это проекты студентов. Второе — дискуссионные площадки, где ребята могут высказываться. Кроме этого, можно говорить о различных творческих конкурсах — постов, видеороликов. Различные проектные и экспертные сессии по разработке, например, кампусов НовГУ, это дает возможность генерить, используя историю университета и образование».   

 

В завершении дискуссии Павел Жбанов (МАРХИ) поделился куда двигаться в просветительской деятельности дальше: 

 

«Предметом просветительской деятельности сегодня должна стать стрессоустойчивость  студентов. Те нагрузки, которые испытывают наши студенты высоки. Психосоматическое состояние студентов — достаточно серьезный вопрос, который невозможно решить только за счет приглашения в штат образовательной организации нескольких психологов».

 

Уже 28 сентября пройдет однодневная онлайн-конференция «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Регистрация уже открыта, ждем вас. 

 

 

 

Другие новости