Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

От увлечения к вовлечению: студенты и аспиранты в научных проектах и НИОКР

Дата публикации
16 мая 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1115

27 апреля прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Проектное обучение в университетах и колледжах: от методик к практике», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «От увлечения к вовлечению: студенты и аспиранты в научных проектах и НИОКР», в ходе которой спикеры обсудили, как вовлекать студентов в фундаментальную и прикладную науку и какая может быть мотивация заниматься наукой. 

 

Как заинтересовать студентов заниматься наукой 

 

В начале дискуссии эксперты обсудили один из главных вопросов — как вовлекать студентов в науку, что их может мотивировать. 

 

Анна Благонравова, проректор по научной работе Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики ФДПО, профессор кафедры эпидемиологии, микробиологии и доказательной медицины, доктор медицинских наук, доцент, считает, что есть два вида мотивации — внутренняя и внешняя. 

 

«Мотивация может быть внутренняя и внешняя — либо есть внутренний посыл, либо создаются условия извне, которые подтолкнут студента заниматься научной работой. В первом случае нужно не мешать. Во втором случае можно задействовать несколько механизмов: широкое информирование о проводимых в вузе исследованиях и работающих исследовательских коллективах, создание определенной среды, которая подтолкнет его к научной работе, возможность выполнения исследования, которое ляжет в основу собственного дела и др.».

 

Вячеслав Липатов, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе и инновационному развитию, заведующий лабораторией экспериментальной хирургии и онкологии НИИ экспериментальной медицины Курского государственного медицинского университета, отметил, что мотивировать студентов можно финансово, привлекать их материально-технической базой, но самое главное — необходимо формировать внутреннюю мотивацию. 

 

«Стимулировать можно финансово, предоставлять возможность пользоваться материальной базой, лабораториями, приборами. Также есть система самоуправления в области науки — студенческие научные общества. Важна балльно-рейтинговая система. Кроме этого, для молодого человека важно общественное, публичное признание его достижений. Однако все это внешние мотивы. Наиболее важно побуждать студента к формированию внутренней, наиболее стойкой и наиболее действенной мотивации!»

 

Магомед Сайдумов, проректор по научной работе Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова, кандидат технических наук, доцент, считает, что если у вуза есть материально-техническая база, если студенты видят успешные примеры своих коллег — их это замотивирует заниматься наукой: «Если в вузах есть хорошая научная база — лаборатории, центры — и они видят пример успешных научных сотрудников, это автоматически мотивирует студентов».

 

Роль преподавателя и научного руководителя 

 

Магомед Сайдумов (ГГНТУ имени акад. М. Д. Миллионщикова) отметил важную роль преподавателя. Если преподаватель не заинтересован в том, чтобы студенты занимались наукой, если не рассказывает о возможностях студентам и не сопровождает их, вовлечение будет низким.  

 

«Студенты мало увлекаются научно-исследовательской деятельностью, если нет ответственного взаимодействия преподавателя со студентами. Мы внутри вуза разрабатываем мотивирующие факторы, которые связывают преподавателей в роли наставников со студентами. Мы связываем их с профильным структурным подразделением университета — советом молодых ученых и студенческим научным обществом. Без дополнительных механизмов нам сложно привлекать студентов». 

 

Также спикер рассказал, какая роль у научного руководителя: «Роль научного руководителя или наставника состоит в том, чтобы правильно использовать мотивационные механизмы, донести до студента, почему наука — это популярно и почему это в тренде. Он должен быть в определенной степени психологом».  

 

Анна Благонравова (ПИМУ) поделилась своим видением роли научного руководителя: «Роль научного руководителя в том, чтобы зажечь студента какой-то темой, помочь определиться с ней, а дальше сопроводить его».


 

Конкуренция за молодых ученых 

 

Молодые ученые — клад для любой организации: университета, института РАН или корпоративного исследовательского центра. За молодых ученых идет большая конкуренция, и каждая организация пытается привлечь к себе ученых выгодными условиями.

 

«Сегодня молодой ученый — это большой приз для любой организации. Он нужен любому научному руководителю, любой научной группе. Организации, которые участвуют в программе академического превосходства, организации, которые участвуют в создании и развитии научных образовательных центров, борются за молодых ученых», — отмечает Юрий Марфин, доктор химических наук, проректор по науке и инновациям Ивановского государственного химико-технологического университета.

 

«Организации вынуждены предлагать более выгодные условия для молодых ученых: запускать программы поддержки аспирантов, давать финансовые преференции. Все это делает работу более привлекательной для ученых», — подчеркивает эксперт. 

 

Помимо того, что за молодых ученых борются организации, конкуренция также есть и между столичными и региональными вузами. 

 

«Проблема утечки молодых ученых достаточно серьезная в региональных вузах. Мы достаточно активно привлекаем студентов, вкладываем финансовые и моральные силы, закупаем оборудование, но из-за того, что мы находимся на периферии, возникает проблема утечки», — отмечает Дмитрий Шалбуев, проректор по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор технических наук, профессор.

 

Эксперт рассказал, как вуз поддерживает студентов в их разработках и стимулирует оставаться в регионе и делать исследования на базе университета: «Мы с первого курса привлекаем наших студентов в грантовые конкурсы, конкурсы министерства образования, международные конкурсы. Мы создаем условия, чтобы наши студенты ездили больше по стране, но в то же время чтобы основные разработки они делали на базе нашего вуза». 

 

Куда движется аспирантура? 

 

Юрий Марфин (ИГХТУ) рассказал, как сейчас выглядят тренды развития аспирантуры, куда движется эта система. 

 

«Аспирантура сегодня растет, количество бюджетных мест увеличивается. Второй момент — переход со ФГОСов на федеральные государственные требования. Большое количество организаций вернулись к стандарту аспирантуры начала нулевых. Также важно, что выходным требованием из аспирантуры является предзащита кандидатской диссертации, и это очень правильно». 

 

Эксперт рассказал о преференциях, которые получают постдоктора, чтобы спокойно заниматься наукой. 

 

«Количество программ постдокторантуры растет. Постдоктора получают все больше преференций: им можно вести меньше академических часов, чтобы больше сосредоточиться на научно-исследовательской работе, они получают дополнительную финансовую поддержку». 

 

Доверие к молодым ученым 

 

Вячеслав Липатов (КГМУ) рассказал, есть ли к молодым ученым доверие со стороны внешних заказчиков на исследования, ведь часто хотят, чтобы над заказами работали профессора и академики. 

 

«Заказчиков в первую очередь интересует авторитетность той организации, на базе которой выполняется исследование. Конечно, мы не можем не включать в эти исследовательские коллективы молодежь, потому что это образовательный и адаптационный процесс, который помогает приобщать молодых коллег к исследовательской практике». 

 

То же самое касается и публикаций ученых. Спикер отмечает, что не важен возраст ученого, важен контент, который он хочет опубликовать: «Дело в контенте. За качественный контент сейчас издательства борются. Я не сторонник того, чтобы делить науку на взрослую — серьезную и молодую — несерьезную. Наукой надо заниматься, получаемый материал должен обладать новизной (желательно мирового уровня) и быть получен с использованием современных методов. Если молодой человек подает в редакцию значимый труд, нет никаких проблем в том, чтобы он был опубликован».

 

Уже 25 мая пройдет следующая онлайн-конференция «Оценка компетенций в высшем и среднем профессиональном образовании: проблемы, решения, перспективы», на которой мы также обсудим со спикерами самые насущные вопросы образования и науки. Регистрация уже открыта, ничего не пропустите.