Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Технологии не могут заменить человека: чего ждать от цифровой трансформации научной среды?

Дата публикации
06 июля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
3941

28 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия «Цифровая научная среда: текущие риски и новые возможности», на которой эксперты обсудили базы данных и научных публикаций, вовлечение молодежи в научную деятельность, а также преимущества и недостатки цифровизации. К обсуждению темы присоединились более 1100 человек! 

 

Согласно статистике, последние несколько лет количество людей, поступающих в аспирантуру и продолжающих свой путь в научной деятельности стремительно падает – в 2015 году их количество составляло почти 110 тысяч человек, а в 2019 цифра упала до 84 тысяч. Как на данную тенденцию повлияет цифровизация научной среды? Разбираемся вместе с экспертами! 

 

Не стоит преувеличивать роль цифровизации в науке

 

Спикеры дискуссии поделились мнениями, в чем заключается цифровая трансформация научной среды и как она влияет на профессиональную деятельность ученого. 

 

Начальник управления научной информацией Омского государственного технического университета Евгений Юдин отметил, что сегодня ученым нужна база данных, в которой будут собраны достоверные источники и материалы: «Цифровая трансформация научной деятельности – это те качественные изменения, которые происходят в сфере на фоне активного внедрения цифровых технологий. Мне кажется, что сегодня важно создать единую точку доступа к релевантной научной информации».

 

Заместитель руководителя Управления по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Денис Вакарчук подчеркнул, что в современном мире растет количество публикуемой информации, поэтому крайне важны специализированные ресурсы, которые позволят управлять научной работой учебного заведения:  «У современного исследователя формируется потребность в работе с большими данными, виртуальной инфраструктурой и другими цифровыми технологиями. Одновременно с этим увеличивается число масштабных, междисциплинарных и общественно значимых научных проектов, растет количество публикаций. В этой связи актуальным становится вопрос повышения, совершенствования методов сбора, обработки и хранения научной информации, создания баз знаний при помощи цифровых решений. Все это позволяет повышать эффективность управления научной деятельностью вуза, анализировать деятельность научных школ и понимать, как можно выстраивать между ними междисциплинарный диалог».

 

Заместитель проректора по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова Татьяна Бендюкова убеждена, что цифровые инструменты – это лишь помощники, но главным звеном остается ученый: «На мой взгляд, не стоит преувеличивать роль цифровизации в науке. Научное исследование – это, в первую очередь, творчество. Никакие технологии не могут заменить человека с его идеями, они могут лишь упрощать вычисления, эксперименты, структурировать информацию и обеспечивать коммуникацию».

 

Искусственный интеллект может совершить научное открытие 

 

Эксперты обсудили, допустимо ли использование искусственного интеллекта в научной деятельности и каковы его возможности в данной сфере. 

 

Доцент Московского технического университета связи и информатики Георгий Долин высказал мнение, что нейросети сегодня могут совершить научное открытие, поэтому они несут угрозу для научных сотрудников: «Если мы говорим о научных открытиях, то важно понимать, что научный сотрудник не может уловить все новое, что можно сделать. Но искусственному интеллекту это доступно – он может совершить научное открытие, и качество экспертизы и предложенных решений будет даже лучше»

 

Денис Вакарчук (РГГУ) убежден, что использование различных инструментов должно быть четко ограничено и условия должны быть понятны исследователю: «Думаю, что искусственный интеллект – полезный вспомогательный инструмент для научной деятельности, который необходимо правильно использовать. Механизмы генерации контента позволяют сформировать перечень базовых идей, которые затем можно доработать или отфильтровать, сформулировать оригинальную гипотезу. Боты могут принести пользу, но должны быть обозначены ограничения их использования».

 

Времена, когда люди получали образование на всю жизнь, прошли

 

Сегодняшним студентам важно привить не просто знание, а умение находить информацию, критически на нее смотреть и искать подтверждения. Такой приоритет серьезно влияет на процесс образования. Эксперты обсудили особенности работы с современными обучающимся. 

 

Проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, заведующий кафедрой зоологии и физиологии Андрей Зиновьев подчеркнул, что в связи с цифровизацией серьезно изменилась роль преподавателя в жизни студента: «Сегодня меняется принцип того, как мы учим студентов. Раньше знания были не очень доступны и их приходилось получать разными способами, в том числе и через преподавателя. А сейчас информация находится абсолютно везде, и наша задача – научить студентов получать эти знания».

Георгий Долин (МТУСИ) отметил, что современные обучающиеся, скорее всего, не будут на протяжении всей своей профессиональной деятельности находиться в рамках одной специальности: «Времена, когда люди получали образование на всю жизнь прошли. Сегодня студентам не надо идти в библиотеку, чтобы получить знание, ведь для этого есть интернет. Но информация, находящаяся там в свободном доступе, часто недостоверная. Есть часть сети, где размещены данные более высокого качества. Но не все исследователи и ученые могут получить доступ к этим ресурсам, и это приводит к некому разрыву и неравенству»

 

Сегодня люди часто объединяются в сообщества по интересам, используя для это специализированные ресурсы, и ученые – не исключение. «Современному студенту важно дать понимание, что знание может достигаться через взаимодействие с другими исследователями. Например, сегодня появляются специальные сети для ученых, где можно делиться собственными открытиями, узнавать много нового о других научных школах, получать оценку исследований и обмениваться знаниями. Эта идея кажется мне перспективной», – рассказал Андрей Зиновьев (ТвГУ). 

 

Главное в процессе образования – грамотное целеполагание, которое наполняет учебу смыслом. «Важно, чтобы и преподаватели, и студенты понимали цели обучения. Если обучающийся или педагог не понимают перспективы развития после окончания учебного заведения, то весь процесс превращается лишь в формальное получение диплома», – дополнил ответ Георгий Долин (МТУСИ). 

 

Необходимо, чтобы студенты с первого курса делали шаги в науку 

 

Вовлечение молодежи в науку – долгий процесс, который требует системного подхода. Спикеры рассказали, удается ли им заинтересовать студентов в их учебных заведениях, а также дали несколько рекомендаций слушателям. 

 

Обучающимся нравится видеть результат собственной работы, поэтому сегодня их стараются вовлекать в различные разработки в лабораториях и других практических кружках. «Сегодня очень важно вовлекать молодых людей в научную деятельность не только в рамках образовательной программы, но и за ее пределами. В нашем университете работает Центр экспериментальной аэродинамики, где студенты, прежде чем создавать модели самолетов и беспилотных летательных аппаратов, с помощью компьютерных программ производят инженерные расчеты и формируют прообраз будущей модели, просчитывают различные варианты динамических характеристик летательных аппаратов, создавая цифровые двойники, которые в дальнейшем воплощаются в физическую модель. Со своими наработками студенты участвуют в различных конференциях и форумах. Это очень их мотивирует на научную деятельность», – рассказала Татьяна Бендюкова (СПбГУ ГА).   

 

Денис Вакарчук (РГГУ) высказал мнение, как необходимо выстраивать работу с молодыми людьми, чтобы мотивировать их на занятия наукой: «Популяризация науки среди молодых людей – сложный процесс. Во-первых, нужно использовать мультимедийные технологии, проводить несложные прикладные исследования со студентами в классе – это их впечатляет. Во-вторых, важно развивать бренд университета, научных школ, чтобы привлечь внимание общественности к определенным исследователям и их научным достижениям».

 

Татьяна Бендюкова (СПбГУ ГА) убеждена, что преподаватели должны вдохновлять обучающихся своим примером: «Студенты тем лучше будут вовлекаться в научную деятельность, чем больше в этом будут заинтересованы преподаватели. Мы должны своим примером, материалом на лекциях и семинарах показывать, что это интересно и важно. Необходимо создавать кружки и лаборатории, проводить конференции, чтобы студенты с первого курса делали шаги в науку».

 

Важно визуализировать все аналитические данные

 

Цифровизация научной среды влияет и на систему управления в университете. Эксперты поделились, какие перемены происходят в связи с широким распространением технологий. 

 

Евгений Юдин (ОмГТУ) рассказал о создании единой системы, позволяющей следить за результатами научной деятельности преподавателей: «Внутри университета мы создаем собственную систему по научной аналитике, чтобы сотрудники университета могли найти информацию о публикационной активности подразделений и авторов, а также доступные публикации и метаданные. Для пополнения наших данных о публикациях мы используем сторонние программные интерфейсы Российского центра научной информации, Scopus и OpenAlex». 

 

Андрей Зиновьев (ТвГУ) отметил, что сегодня сбор данных позволяет успешно готовиться к мониторингу, поэтому данную систему стоит совершенствовать: «В нашем университете работает центр цифровой аналитики, который занимается непосредственно сбором данных по научной деятельности сотрудников университета. Это позволяет получить быстрый доступ ко всем отчетам и цифрам, необходимым в рамках мониторинга. Кроме того, важно визуализировать все аналитические данные, чтобы понимать траектории развития».

 

Подводя итоги дискуссии, Евгений Юдин (ОмГТУ) подчеркнул, что современному университету очень важно синхронизировать программу развития с федеральными документами: «Сегодня мы в своей работе учитываем распоряжение о стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования до 2030 года. Там прописаны основные проекты, которые будут реализованы в данном направлении. Мы разрабатываем свои сервисы так, чтобы максимально эффективно обмениваться с данными с разрабатываемыми на государственном уровне решениями. По большому счету, мы делаем локальные реализации этих решений».

 

Юрайт.Академия продолжит обсуждать актуальные проблемы образования! Ждем вас на дискуссиях и конференциях в новом учебном году!