+7 495 744-00-12 доб. 123
По вопросам использования Образовательной платформы "Юрайт"
Email: help@urait.ru
20 сентября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «В школу после колледжа? Проект расширения среднего профессионального педагогического образования». Эксперты обсудили востребованность педагогических специальностей в колледжах, взаимодействие учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также дальнейшие планы и перспективы.
В колледжах планируют ввести программы подготовки учителей-предметников для основной школы. Мы обсудили с экспертами, каковы их ожидания от реализации данной инициативы.
Учебному заведению важно зачислить наиболее мотивированных студентов, которые действительно готовы погружаться в специальность. Вступительные испытания при колледже серьезно помогают сотрудникам оценить возможности и заинтересованность молодых людей. Директор Рыбинского профессионально-педагогического колледжа, почетная грамота Президента Российской Федерации, почетный работник среднего профессионального образования Ирина Копотюк поделилась опытом отбора абитуриентов в этом году: «Введение вступительных испытаний в этом году помогло отобрать наиболее мотивированных студентов. Мы проводили с абитуриентами собеседование, – они защищали портфолио, рассказывали о волонтерском опыте. Мы смогли оценить их готовность осваивать специальность. Именно поэтому в этом году первокурсники нас особенно радуют».
Необходимо не только зачислить в учебное заведение высокомотивированных студентов, но и поддерживать их увлечение и заинтересованность. Заместитель директора по практической подготовке Поволжского государственного колледжа Наталья Клубкова убеждена, что обучающимся нужно давать возможность почувствовать себя в роли учителя, когда речь идет о педагогическом образовании: «В работе со студентами необходимо развивать мотивационную составляющую. Важно привлекать их к проведению дней открытых дверей, мастер-классов, профессиональных проб и других мероприятий. В таком случае они начинают частично выполнять педагогическую функцию, и это придает им уверенность».
Сегодня важнейшие элементы системы педагогического образования – непрерывность и преемственность. Подразумевается, что все ступени образования – школа, колледж, вуз – сотрудничают друг с другом и общими усилиями создают максимально эффективных специалистов. Эксперты поделились мнениями по данному вопросу.
Заместитель директора по учебно-производственной деятельности Ревдинского педагогического колледжа Гульнара Патракова подчеркнула, что среднее профессиональное образование направлено именно на практические навыки, то есть умение применять изученные методики и технологии преподавания непосредственно в классе: «Важно помнить, что практическая готовность выйти к доске и начать вести уроки выше именно у выпускников колледжа. И дело в специфике среднего образования, – оно ориентировано на то, чтобы студент довольно быстро освоил техники и методики преподавания, а также научился эффективно их применять. И у таких выпускников нет проблем с трудоустройством, они успешно занимают позиции по специальности».
Директор Камышловского педагогического колледжа, почетный работник среднего профессионального образования Елена Кочнева убеждена, что вузы и колледжи могут быть союзниками в процессе подготовки качественных педагогических кадров: «Система среднего профессионального образования всегда отличалась именно практикоориентированностью. Выпускники колледжей в большей степени готовы работать в реальных условиях образовательных организаций. Однако я уверена, что учреждения среднего профессионального и высшего образования могут быть союзниками и партнерами в процессе реализации новых проектов».
Кроме того, Гульнара Патракова (РПК) отметила, что среднее профессиональное образование позволяет человеку лучше понять, насколько ему нравится выбранная специальность и только затем принимать решение получении высшего образования: «Колледж – это также возможность ранней профессиональной ориентации. За время обучения молодой человек может лучше понять себя, свои предпочтения. А затем поступить в университет на то направление, которое будет ему наиболее интересно. Это возможность для вузов получить мотивированного студента, а для школ – увлеченного профессией специалиста».
Молодому человеку важно узнавать новое, взаимодействовать с людьми из других образовательных учреждений и направлений подготовки, чтобы получать разнообразный опыт. «Нужно знакомить обучающихся с тем, как организована работа в других учебных заведениях. Например, можно привести группу студентов в педагогический университет и показать, как там выстроен образовательный процесс. Такая практика позволяет наладить коммуникацию, получить информацию из разных источников и расширить мировоззрение», – рассказала Наталья Клубкова (ПГК).
Эксперты обсудили, какие, на их взгляд, критерии необходимо учесть при формировании стандарта подготовки учителя.
Ирина Копотюк (РППК) убеждена, что при разработке нового стандарта крайне важно помнить о модулях и компетенциях, которые должны быть освоены всеми будущими учителями вне зависимости от предмета, который они планируют преподавать: «В новом стандарте должны быть отображены универсальные блоки, необходимые каждому учителю. Например, организация воспитательной работы, взаимодействие с родителями, общие подходы к организации обучения. Отличаться должен предметный модуль, касающийся специфики изучения и преподавания той дисциплины, в рамках которой будет подготовлен педагог».
В новом стандарте подготовки необходимо совместить унифицированные и гибкие модули. Именно такая система позволит выпускать из учебных заведений учителей с соотносимыми навыками и компетенциями: «С одной стороны, подготовка педагогических кадров должна быть стандартизирована, поскольку сейчас мы совместными усилиями формируем единое образовательное пространство. С другой – гибкость также крайне важна. Думаю, вариативность должна заключаться в выборе технологий, методов и средств достижения целей, заявленных в образовательных стандартах», – дополнила ответ Елена Кочнева (КПК)
Подводя итоги дискуссии, спикеры поделились ожиданиями, связанными со скорым появлением новых программ в колледжах.
Ирина Копотюк (РППК) подчеркнула, что колледжи раннее уже успешно справлялись с подготовкой учителей для основной школы. Также директор предложила решение проблемы дефицита кадров: «Колледжи ранее уже занимались подготовкой учителей-предметников и успешно справлялись с этой задачей. Конечно, сейчас возникает немало новых проблем, но все они решаемы. Например, если говорить о кадрах, то ведущие учителя из школ могли бы по совместительству преподавать в организациях среднего профессионального образования».
Сегодня колледжи встречают одни и те же вызовы, но совместными усилиями с ними проще справляться. «Сейчас все организации среднего профессионального образования, занимающиеся подготовкой педагогических кадров, решают абсолютно одинаковые проблемы. И это не зависит от того, в каком городе или регионе находится колледж. И, конечно, хочется, чтобы новый стандарт утвердили как можно скорее, и мы смогли бы начать его реализацию», – отметила Елена Кочнева (КПК).
Гульнара Патракова (РПК) убеждена, что новый проект будет реализован успешно, ведь колледжам не впервой обучать учителей для основной школы: «Я уверена, что колледж справится с подготовкой учителей-предметников. Дело в том, что в истории среднего профессионального образования уже был такой опыт, и все развивалось очень успешно. Нам бы хотелось, чтобы администрация и школы региона пошли нам навстречу и на начальном этапе помогли решить кадровую проблему. В таком случае все будет просто замечательно»!
Юрайт.Академия продолжит следить за развитием сферы среднего профессионального образования! Приглашаем вас на мероприятия клуба СПО: