Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Выпускники колледжей больше готовы работать в реальных условиях. Эксперты о подготовке учителей основной школы

Дата публикации
28 сентября 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
931

20 сентября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «В школу после колледжа? Проект расширения среднего профессионального педагогического образования». Эксперты обсудили востребованность педагогических специальностей в колледжах, взаимодействие учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также дальнейшие планы и перспективы.

 

В колледжах планируют ввести программы подготовки учителей-предметников для основной школы. Мы обсудили с экспертами, каковы их ожидания от реализации данной инициативы. 

 

В этом году первокурсники нас особенно радуют

 

Учебному заведению важно зачислить наиболее мотивированных студентов, которые действительно готовы погружаться в специальность. Вступительные испытания при колледже серьезно помогают сотрудникам оценить возможности и заинтересованность молодых людей. Директор Рыбинского профессионально-педагогического колледжа, почетная грамота Президента Российской Федерации, почетный работник среднего профессионального образования Ирина Копотюк поделилась опытом отбора абитуриентов в этом году: «Введение вступительных испытаний в этом году помогло отобрать наиболее мотивированных студентов. Мы проводили с абитуриентами собеседование, – они защищали портфолио, рассказывали о волонтерском опыте. Мы смогли оценить их готовность осваивать специальность. Именно поэтому в этом году первокурсники нас особенно радуют».

 

Необходимо не только зачислить в учебное заведение высокомотивированных студентов, но и поддерживать их увлечение и заинтересованность. Заместитель директора по практической подготовке Поволжского государственного колледжа Наталья Клубкова убеждена, что обучающимся нужно давать возможность почувствовать себя в роли учителя, когда речь идет о педагогическом образовании: «В работе со студентами необходимо развивать мотивационную составляющую. Важно привлекать их к проведению дней открытых дверей, мастер-классов, профессиональных проб и других мероприятий. В таком случае они начинают частично выполнять педагогическую функцию, и это придает им уверенность».

 

У выпускников нет проблем с трудоустройством

 

Сегодня важнейшие элементы системы педагогического образования – непрерывность и преемственность. Подразумевается, что все ступени образования – школа, колледж, вуз – сотрудничают друг с другом и общими усилиями создают максимально эффективных специалистов. Эксперты поделились мнениями по данному вопросу. 

 

Заместитель директора по учебно-производственной деятельности Ревдинского педагогического колледжа Гульнара Патракова подчеркнула, что среднее профессиональное образование направлено именно на практические навыки, то есть умение применять изученные методики и технологии преподавания непосредственно в классе: «Важно помнить, что практическая готовность выйти к доске и начать вести уроки выше именно у выпускников колледжа. И дело в специфике среднего образования, – оно ориентировано на то, чтобы студент довольно быстро освоил техники и методики преподавания, а также научился эффективно их применять. И у таких выпускников нет проблем с трудоустройством, они успешно занимают позиции по специальности».

 

Директор Камышловского педагогического колледжа, почетный работник среднего профессионального образования Елена Кочнева убеждена, что вузы и колледжи могут быть союзниками в процессе подготовки качественных педагогических кадров: «Система среднего профессионального образования всегда отличалась именно практикоориентированностью. Выпускники колледжей в большей степени готовы работать в реальных условиях образовательных организаций. Однако я уверена, что учреждения среднего профессионального и высшего образования могут быть союзниками и партнерами в процессе реализации новых проектов».

 

Кроме того, Гульнара Патракова (РПК) отметила, что среднее профессиональное образование позволяет человеку лучше понять, насколько ему нравится выбранная специальность и только затем принимать решение получении высшего образования: «Колледж – это также возможность ранней профессиональной ориентации. За время обучения молодой человек может лучше понять себя, свои предпочтения. А затем поступить в университет на то направление, которое будет ему наиболее интересно. Это возможность для вузов получить мотивированного студента, а для школ – увлеченного профессией специалиста».

 

Молодому человеку важно узнавать новое, взаимодействовать с людьми из других образовательных учреждений и направлений подготовки, чтобы получать разнообразный опыт. «Нужно знакомить обучающихся с тем, как организована работа в других учебных заведениях. Например, можно привести группу студентов в педагогический университет и показать, как там выстроен образовательный процесс. Такая практика позволяет наладить коммуникацию, получить информацию из разных источников и расширить мировоззрение», – рассказала Наталья Клубкова (ПГК).

 

Гибкость крайне важна

 

Эксперты обсудили, какие, на их взгляд, критерии необходимо учесть при формировании стандарта подготовки учителя. 

 

Ирина Копотюк (РППК) убеждена, что при разработке нового стандарта крайне важно помнить о модулях и компетенциях, которые должны быть освоены всеми будущими учителями вне зависимости от предмета, который они планируют преподавать: «В новом стандарте должны быть отображены универсальные блоки, необходимые каждому учителю. Например, организация воспитательной работы, взаимодействие с родителями, общие подходы к организации обучения. Отличаться должен предметный модуль, касающийся специфики изучения и преподавания той дисциплины, в рамках которой будет подготовлен педагог». 

 

В новом стандарте подготовки необходимо совместить унифицированные и гибкие модули. Именно такая система позволит выпускать из учебных заведений учителей с соотносимыми навыками и компетенциями: «С одной стороны, подготовка педагогических кадров должна быть стандартизирована, поскольку сейчас мы совместными усилиями формируем единое образовательное пространство. С другой – гибкость также крайне важна. Думаю, вариативность должна заключаться в выборе технологий, методов и средств достижения целей, заявленных в образовательных стандартах», – дополнила ответ Елена Кочнева (КПК)

 

Все будет просто замечательно

 

Подводя итоги дискуссии, спикеры поделились ожиданиями, связанными со скорым появлением новых программ в колледжах. 

 

Ирина Копотюк (РППК) подчеркнула, что колледжи раннее уже успешно справлялись с подготовкой учителей для основной школы. Также директор предложила решение проблемы дефицита кадров: «Колледжи ранее уже занимались подготовкой учителей-предметников и успешно справлялись с этой задачей. Конечно, сейчас возникает немало новых проблем, но все они решаемы. Например, если говорить о кадрах, то ведущие учителя из школ могли бы по совместительству преподавать в организациях среднего профессионального образования».

 

Сегодня колледжи встречают одни и те же вызовы, но совместными усилиями с ними проще справляться. «Сейчас все организации среднего профессионального образования, занимающиеся подготовкой педагогических кадров, решают абсолютно одинаковые проблемы. И это не зависит от того, в каком городе или регионе находится колледж. И, конечно, хочется, чтобы новый стандарт утвердили как можно скорее, и мы смогли бы начать его реализацию», – отметила Елена Кочнева (КПК).

 

Гульнара Патракова (РПК) убеждена, что новый проект будет реализован успешно, ведь колледжам не впервой обучать учителей для основной школы:  «Я уверена, что колледж справится с подготовкой учителей-предметников. Дело в том, что в истории среднего профессионального образования уже был такой опыт, и все развивалось очень успешно. Нам бы хотелось, чтобы администрация и школы региона пошли нам навстречу и на начальном этапе помогли решить кадровую проблему. В таком случае все будет просто замечательно»! 

 

Юрайт.Академия продолжит следить за развитием сферы среднего профессионального образования! Приглашаем вас на мероприятия клуба СПО: 

  • Онлайн-дискуссия «Планка 85%: трудоустройство выпускников колледжей» – 11 октября 2023 года в 11:00 по московскому времени. Регистрация по ссылке.  
  • Онлайн-дискуссия «Творческий подход: подготовка профессионалов для креативных индустрий» – 22 ноября 2023 года в 11:00 по московскому времени. Регистрация по ссылке.   
  • Онлайн-конференция «Профессионалитет и трансформация среднего профессионального образования» – 20 декабря. Регистрация по ссылке.