Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Интересы всех студентов должны быть учтены. Эксперты о самоуправлении в университете

Дата публикации
29 декабря 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2102

13 декабря в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Учиться для себя: студенческое самоуправление и трансформация университетов». Эксперты обсудили воспитательную деятельность вузов, студенческие инициативы и их реализацию. 

 

Наша цель – предоставить студентам широкий спектр возможностей 

 

Сегодня в сфере высшего образования особое внимание уделяется воспитательной деятельности, – студенты вовлекаются в различные мероприятия, участвую в конкурсах и проектах. Эксперты рассказали о том, как устроена система в их учебных заведениях. 

 

Проректор по молодежной политике Российского биотехнологического университета, почетный работник сферы образования РФ Владимир Шутенко отметил, что участие вузов в различных проектах приводит студентов к лучшим результатам в рамках их деятельности: «Участие в таких федеральных проектах, как "Твой ход", "Росмолодежь.Гранты", #МЫВМЕСТЕ – один из наиболее эффективных способов достижения социально-значимых целей университета и страны в целом. Проекты объединяют множество образовательных организаций в единый консорциум с общим комплексом задач, формируя поиск оптимального решения, сплоченной команды для достижения поставленной цели. Это позволяет обучающимся добиваться максимальных результатов, успехов в общественной, патриотической, творческой, инновационной деятельности». 

 

Начальник управления воспитательной работы и молодежных программ Южного федерального университета Дмитрий Литвиненко поделился, что в вузе реализуются абсолютно разные внеучебные программы, которые позволяют студентам максимально раскрыть свой потенциал: «В нашем университете реализуется множество направлений внеучебной деятельности: спортивное, творческое, волонтерское движение, и у каждого из них есть свои особенные традиции. Например, ребята из творческих студий ежегодно организуют фестиваль “Студенческая весна”, который длится больше месяца, в него вовлечены студенты из всех подразделений учебного заведения. Мы очень гордимся, что наши ребята могут организовать и провести мероприятие такого масштаба».

 

Проректор по учебной и воспитательной работе Камского института искусств и дизайна, член Международной общественной ассоциации «Союз Дизайнеров», член Союза художников Республики Татарстан, член Международного союза педагогов-художников Лима Букина подчеркнула, что особое внимание сотрудники уделяют реализации студентов именно на профессиональном поприще: «Главное для студентов нашего университета – профессиональное самоопределение. Дело в том, что они поступают к нам людьми, которые находятся наедине со своим творчеством, они часто бывают одинокими. И наша цель – создать для них сообщество, помочь познакомиться с ребятами с разных курсов и предоставить им широкий спектр возможностей». 

 

Проректор по молодежной политике Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук,  доцент, заведующий кафедрой правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Ольга Калпинская высказал мнение, что обучающиеся охотно вовлекаются в различные виде внучебной деятельности: «Развитие студенческого самоуправления – фундамент воспитательной деятельности. Дело в том, что включение студентов в проведение мероприятия создает определенный ажиотаж вокруг события, другие обучающиеся более охотно принимают в нем участие. Обучающиеся активно предлагают различные идеи, задача администрации – поддерживать инициативы ребят и следовать их запросам». 

 

Все уровни руководства открыты для коммуникации

 

Студенческий совет – одна из главных структур, позволяющая обучающимся заниматься самоуправлением, а также влиять на комфорт их пребывания в стенах университета. Эксперты рассказали о взаимодействия студсовета и администрации вузов. 

 

Заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича Кристина Изотова отметила, что обучающиеся вовлечены во все сферы внеучебной деятельности и искренне стараются сделать жизнь в вузе максимально комфортной для всех: «Студенческий совет – это обширная структура, охватывающая все направления деятельности обучающихся. Главная традиция самоуправления неизменна много лет: интересы всех студентов должны быть учтены, поэтому студсовет делает для этого все возможное. Например, ребята со старших курсов проводят очень серьезную работу по адаптации студентов-первокурсников»

 

Ольга Калпинская (НовГУ им. Ярослава Мудрого) подчеркнула, что студентам крайне важна поддержка администрации университета, чтобы успешно реализовывать все идеи и проекты: «Результативность самоуправления зависит не только от вовлеченности самих студентов, но и он поддержки администрацией вуза выдвигаемых инициатив. В нашем университете студенческие объединения регулярно встречаются с проректорами по разным направлениям деятельности, они обсуждают студенческие идеи и инициативы, – такое общение дает учащимся возможность получить поддержку в виде ресурсов для реализации своих проектов, а также разнообразить жизнь вуза, сделать ярче студенческую жизнь». 

 

Свободное общение студенческих сообществ с руководящим составом вуза – приоритет для многих учебных заведений. «Для нас первостепенно, чтобы у студенческого совета был доступ к администрации университета, и им удалось выстроить прямую эффективную коммуникацию. Например, существует проект “Научи ректора”, – обучающиеся регулярно встречаются с ректором учебного заведения и рассказывают ему о тонкостях своей профессиональной деятельности, делятся впечатлениями», – высказал мнение Дмитрий Литвиненко (ЮФУ). 

 

Кристина Изотова (СПбГУТ) объяснила, почему так важно выстроить правильную и эффективную коммуникацию студентов с администрацией: «Все уровни руководства университета открыты для коммуникации со студенческими сообществами. Мы проводим для ребят встречи с проректорами по разным направлениям, это дает студентам возможность направленно решать определенные вопросы, предлагать и развивать свои инициативы». 

 

Не менее важно, чтобы студенты могли открыто приходить со своими идеями и задумками к преподавателям. Лима Букина (КИИД) поделилась опытом проведения специальных мероприятий, в рамках которых обучающиеся и педагоги объединяются для решения определенных задач: «Мы проводим симпозиумы, на которых студенты и преподаватели на равных обсуждают различные актуальные темы и проблемы. Например, мы на неделю может погрузиться в поиск технологического решения для интересного проекта, которое позволит добиться максимальной эффективности. А по итогам мы организуем выставку, на которой демонстрируем наши результаты». 

 

Принадлежность к сообществу – один из ключевых факторов мотивации

 

Подводя итоги дискуссии, эксперты рассказали, почему студенты вовлекаются во внеучебную деятельность, а также о результатах, которых добиваются в ее рамках.  

 

Кристина Изотова (СПбГУТ) подчеркнула, что обучающимся важно чувствовать себя частью развивающегося и прогрессивного комьюнити: «Принадлежность к студенческому сообществу – один из ключевых факторов мотивации для обучающихся, который приводит их к органам самоуправления. Например, ребятам очень важно, чтобы были некие опознавательные признаки, что они в комьюнити, фирменные толстовки и футболки. Кроме того, студентам нравится то, что они могут воплощать в реальность свои идеи, проекты, самостоятельно проводить мероприятия, реализовывать свой потенциал». 

 

Студенческие сообщества, а также их проекты позволяют внедрять и новые форматы непосредственно в образовательный процесс: «Благодаря расширению сферы молодежных активностей нам удается трансформировать, адаптировать образовательный процесс под новые задачи с учетом ограничений федеральных стандартов. Например, осваивая технологическое предпринимательство, студенты активно разрабатывают стартапы, выходят с ними на защиту, получают финансовую поддержку университетской стартап-студии. Подобное увеличение количества студенческих активностей способствует освоению новых компетенций, навыков, выявляет дефицит в новых областях знаний, формируя трансформацию образовательной программы путем включения дополнительных блоков, вариативных дисциплин, факультативов, совершенствуя учебный план, расширяя спектр индивидуальных образовательных траекторий», – отметил Владимир Шутенко (РОСБИОТЕХ).  

 

Дмитрий Литвиненко (ЮФУ) поделился, что студенты-активисты добиваются успехов не только во внеучебной деятельности, но и в образовательном процессе: «Как правило, молодые люди, которые активно принимают участие во внеучебной деятельности, так же успешны и в образовательной деятельности. Дело в том, что это ребята с активной жизненной позицией. Однако иногда случается такое, что для студента становится приоритетом, например, творческая студия. В таком случае, конечно, учеба дается сложнее». 

 

Сегодня все больше распространяются конкурсы, в рамках которых студенты могут выиграть гранты для реализации своих проектов, и это серьезно мотивирует молодых людей. «Молодежная политика, основанная на грантовой поддержке студентов, результативна и эффективна. Ребята настроены на написание грантов, реализацию собственных проектов, – они искренне включены в процесс. Кроме того, гранты и конкурсы позволяют студентам развить навыки, проектирования, организации и проведения мероприятий, работы в команде, поиска партнеров и многим другим. Самое главное, на мой взгляд, ребята берут на себя ответственность за свою деятельность так как понимают,что от их работы зависит результат», – высказала мнение Ольга Калпинская (НовГУ им. Ярослава Мудрого). 


У современных студентов есть много возможностей проявить себя, свой потенциал и в профессиональной сфере, и во внеучебной деятельности. «Благодаря активному самоуправлению, студенты объединяются в творческие союзы, – совместно они решают определенные задачи, создают проекты. Затем они могут собрать новую команду под другой проект, у нас постоянная работа друг с другом, ребята создают себе портфолио. Для них это отличная возможность продемонстрировать свои возможности и способности», – подвела итоги дискуссии Лима Букина (КИИД).

 

Мы обязательно продолжим следить за развитием образования. С 22 по 26 января 2024 года пройдет XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование». Регистрация по ссылке.

 

Ждем вас и ваших коллег!