20 марта в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия Цифровые модули: трансформация образовательных программ СПО.
Цифровой модуль в рамках образовательной программы обеспечивает формирование навыков студентов по освоению профессиональных компетенций для цифровой экономики. На дискуссии эксперты обсуждали ключевые организационные и методические вопросы разработки и ведения цифрового модуля.
Профобразование должно меняться
Директор Гусевского политехнического техникума Екатерина Канаева отмечает необходимость учета социально-экономического контекста появления цифрового модуля: «Мы готовим кадры с повесткой, востребованной экономикой нашей страны, экономикой регионов. Если в экономику пришла цифра, то естественно, что профобразование должно меняться. Если цифра есть в отрасли, то необходим отклик в образовательной программе… Искусственно внедрять не нужно, надо жить в логике времени».
О необходимости долгосрочного планирования говорит заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов:
«У педагогов самый длинный горизонт планирования. Нужно простраивать не один модуль, но всю образовательную программу. Нужно закладывать то, что будет нужно в течение 5 лет».
Заместитель директора Камышловского педагогического колледжа, кандидат психологических наук Ирина Устьянцева отстаивает приверженность традиционным форматам: «Я за живую педагогику. Цифра как средство это прекрасно, но когда студенты сутками сидят за компьютерами, а дети с телефонами приходят в школу, — риски есть. Чтобы не было перекоса, нужно вытянуть оттуда, привлечь, зацепить, научить их общаться, договариваться, адаптироваться».
Педагоги должны уметь конкурировать
По мнению Екатерины Канаевой (ГПТ), «Педагогика — это тоже технология. Педагог — это навигатор между ресурсами, цифровыми в том числе».
Необходимость повышения квалификации преподавателей отмечает Алексей Кириллов (ПК «Энергия»): «После Ковида мы все остались в цифровом пространстве и из него не выходим. Кто-то должен самих педагогов учить, чтобы они дальше учили цифровым компетенциям. Это очень сложная задача».
О важности совместной работы говорит Ирина Устьянцева (КПК): «Разработка программы сквозного модуля объединила педагогов в контексте общей темы и общей задачи».
Преподаватель высшей категории Севастопольского колледжа сервиса и торговли Антонина Пешкова (СКСиТ) указывает на новые вызовы:
«Мы должны как педагоги уметь конкурировать, опережать грозное явление — искусственный интеллект. Это вызов для нас».
Каждый педагог должен быть методистом
Алексей Кириллов (ПК «Энергия») констатирует необходимость методической работы преподавателей: «Каждый педагог должен быть методистом, участвовать в учебно-методических объединениях федеральных, региональных, это дает дополнительное понимание всей программы».
Опытом организации сквозного цифрового модуля делится Ирина Устьянцева (КПК): «Мы разрабатываем сквозной цифровой модуль от компетенций, от планируемого результата… Сквозной модуль позволяет упорядочить формы контроля и фонд оценочных средств: устранить все белые пятна, избежать дублирования, наладить интегративные связи, настроить рост практикоориентированности от простого к сложному».
Антонина Пешкова (СКСиТ) отмечает преимущества новых подходов к организации учебного процесса: «Интересна технология “перевернутого класса”: студент самостоятельно изучает теоретические материал через цифровой контент, а на уроке уже тренирует практические навыки и демонстрирует, какие знания он получил, где пробелы. Если студент что-то изучает через цифровые инструменты, обязательна обратная связь».
Главной ценностью становится сотрудник
Алексей Кириллов (ПК «Энергия») настаивает, что для адекватного взаимодействия с индустриальными партнерами и качественного трудоустройства выпускников требуется академическая свобода: «Только образовательное учреждение понимает, что нужно выпускникам, потому что именно учреждение общается со своими работодателями. Наш главный экзаменатор — работодатель».
Текущую ситуацию на рынке труда описывает Екатерина Канаева (ГПТ) :
«Мы вошли в эпоху на рынке труда, когда количество открытых вакансий превышает число соискателей. Для тех, кто ищет работу, работа перестает быть высочайшей ценностью, люди больше не боятся ее потерять. Это же меняет и работодателя: главной ценностью становится сотрудник».
Уровень ожиданий студента не должен быть обманут
Алексей Кириллов (ПК «Энергия») делает акцент на соответствии цифрового модуля запросу обучающихся: «Уровень ожиданий студента не должен быть обманут. Цифровой модуль — способ установить взаимодействие. Чтобы вытянуть студентов из “неправильной цифры”, нужна правильная цифра».
Итог подводит Ирина Устьянцева (КПК): «Без цифры никак, но и личность педагога ничем не заменишь».
Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.