3 апреля в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия Судьба магистратуры в новой образовательной системе: развитие или отмирание?
«Магистратура всегда пригодится. Заодно и новую профессию освою», — думает абитуриент и направляется в приемную комиссию. Но все ли так просто? И кто чаще всего решается перейти на следующую ступень образования? Об этом и многом другом поговорили наши эксперты.
«Идея магистратуры в том, чтобы была горизонтальная миграция специалистов»
«Магистратура — это, по сути, второе высшее образование, куда могут поступать любые специальности, не имея соответствующей базы», — напоминает исполняющий обязанности проректора по научной работе и инновациям, доцент факультета ветеринарной медицины Арктического государственного агротехнологического университета Константин Нифонтов. В этом определении уже заметна главная проблема современного образования. Ведь большинство специалистов, желая получить уникальные знания, поступают на программы не по своей профессии. Про это говорит проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, доктор биологических наук Андрей Зиновьев:
«Зачастую основная проблема у поступающих — отсутствие того базового образования, которое позволило бы им эффективно осваивать специальность, выбранную для обучения в магистратуре».
Студенты гуманитарных направлений могут продолжить обучение на физико-математическом факультете и наоборот. «У нас существует такая проблема на ветеринарии, — рассказывает Константин Нифонтов (АГАУ). — Туда поступают ребята, которые изучали раньше, например, программирование, математику, русский язык, физкультуру. Основная проблема в том, что у них не хватает знаний для эффективного обучения в магистратуре».
Изначально вторая ступень образования была призвана поддержать междисциплинарный подход. Никто не хотел ограничивать студентов в получении знаний из разных сфер деятельности. «Идея магистратуры в том, чтобы была горизонтальная миграция специалистов. То есть мы, получив образование в бакалавриате, могли горизонтально куда-то переместиться и получить знания из другой области. Но опыт показал, что без хорошего базового образования серьезных успехов и достижений мало кто может достигнуть на уровне магистратуры», — объясняет Андрей Зиновьев (ТвГУ).
Доцент кафедры энергетики Нижневартовского государственного университета, кандидат технических наук Геннадий Мальгин не считает описанную выше проблему критичной: «Наша система образования позволяет построить вступительные испытания таким образом, чтобы отсечь тех, кто уж сильно горизонтально меняет свое направление и не готов к магистратуре». Экзамены, которые абитуриенты сдают непосредственно в вузах, отлично определяют подготовленность абитуриентов.
Соавтор и руководитель практической работы программы СпецВО «Цифровой медиамаркетинг» Высшей школы журналистики Томского государственного университета Максим Ваганов, в свою очередь, отмечает, что некоторые сложности в реализацию магистерских программ внес пилотный проект по реформе высшего образования в России на 2023-2026 учебные годы. «У нас магистратура стала длиться один год вместо двух, — рассказывает эксперт. — Абитуриентам приходится объяснять, какой диплом они получат, пока действует “пилот”: “диплом специального высшего образования — магистратура”. То есть пока сохраняется двойное название, чтобы никто не пугался. Главная проблема — формулировки, их нужно пояснять».
Почему работодателям нужна магистратура больше, чем студентам?
Студенты часто стараются совмещать учебу в магистратуре с работой. Ведь компании ценят в сотрудниках не только профессиональные знания, но и внушительный стаж. Это подтверждает Геннадий Мальгин (НВГУ):
«В нашей магистратуре около 90% обучающихся — это работающие люди. Они уже окончили бакалавриат. Причем половина таких студентов не из нашего университета. Они поступают в магистратуру, зная, что получат хорошие навыки и компетенции, необходимые для конкретной работы на предприятиях».
Эксперты убеждены, что в обучении сотрудников больше заинтересованы сами работодатели. Они отправляют их на обучение, чтобы те решали производственные задачи более эффективно, тем самым повышая общие показатели компании. Своим мнением по этому поводу делится Андрей Зиновьев (ТвГУ): «Опыт биологического факультета, на котором я руковожу магистерскими программами: это просто заинтересованность работодателей и руководителей в том, чтобы их сотрудники повысили свой уровень. Но не для продвижения по карьерной лестнице, а чтобы они выполняли свои профессиональные обязанности на уровне как минимум ученого, специалиста среднего звена, человека, который мыслит научными категориями». С ним согласен и Геннадий Мальгин (НВГУ): «Работодатели не настаивают, но достаточно сильно стимулируют продолжать обучение в магистратуре. Они поддерживают тех студентов, которые поступают на программу для решения задач своего предприятия».
Эффективное обучение студентов — это результат работы не только преподавательского состава, но и специалистов из индустрии. «Чтобы работодатели смогли извлечь выгоду из магистратуры, им нужно учитывать не только свои потребности, но и планировать свое будущее — кадровое обеспечение с прогнозом хотя бы на три года, — уверен Константин Нифонтов (АГАУ). — Вот этого на наших предприятиях — особенно среди производителей сельхозтоваров — нет. В основном они решают текущие вопросы: дайте нам выпускников, у нас есть столько-то вакансий». Главная проблема работодателей — отсутствие знаний об особенностях деятельности учебного заведения. Именно поэтому им тоже необходимо заполнять пробелы в знаниях. «У многих предприятий нет представления, что такое вуз и как он работает. Необходимо повышать квалификацию не только нам, но и работодателям, которые будут привлекаться для обучения в магистратуре», — обращает внимание эксперт.
Вузам при этом тоже нужно совершенствоваться. Геннадий Мальгин (НВГУ) рассуждает: «Меняются технологии, много чего меняется вокруг. Если говорить про техническое направление, то на него огромное влияние оказывает внешняя среда, в частности, импортозамещение. Поскольку на нашей кафедре основные потребители кадров — это крупнейшие российские предприятия, мы меняемся вместе с ними».
На что повлияет запуск пилотного проекта по реформе высшего образования?
Реформа высшего образования постепенно меняет образовательные программы. «Какие вузы выиграют? — задается вопросом Максим Ваганов (ТГУ). — Те, кто раньше зайдет в “пилот”, так как прямо сейчас здесь формируются новые стандарты». Андрей Зиновьев (ТвГУ) отвечает на вопрос так: «Те вузы, которые решили сохранить базовый уровень образования, сейчас находятся в выигрышной позиции. <...> Новая реформа сохраняет базу, а вторая часть — это уже надстройка, которая позволяет реагировать на изменения окружающей среды: потребности работодателя, общества, вузов».
Ясно одно: адаптироваться к новой образовательной системе рано или поздно должны будут все. «Вводятся новые позиции для преподавателей, например, профессор практики. Обычно он из индустрии, но при этом работает в вузе и ведет занятия полноценно, — рассказывает Максим Ваганов (ТГУ), ориентируюсь на свой опыт работы с пилотным проектом. — Меньше лекций, больше практики. Кстати, про практику. У нас сейчас Минобрнауки запрашивает практическую работу, причем отдельно по каждому предмету, модулю, курсу. Даже был разговор о том, чтобы в дипломе указывалась цифра — сколько часов практической работы за год было у студентов».
Андрей Зиновьев (ТвГУ) особый акцент делает на базовом образовании. Эксперт считает, что если вуз работает по старой проверенной системе, то он сможет подстроиться под любые условия:
«В Тверском государственном университете есть базовое образование — бакалавриат, а дальше это уже элементы адаптации к среде, работодателям. Наша система хорошо интегрируется в электронную образовательную среду, где мы можем составить программы из модулей, а из них — любой трек. При этом мы ориентируемся на требования работодателей. Будущее магистратуры — в возможности собирать треки из модулей по специальностям».
Студенты и работодатели продолжат ценить магистратуру при любых реформах. Геннадий Мальгин (НВГУ) объясняет, почему: «Исследовательская часть как раз направлена на то, чтобы стимулировать студентов совершенствовать междисциплинарные компетенции, развивать профессиональные связи, а потом применять их в работе над проектами. Обучающиеся решают в выпускных квалификационных работах сложные задачи по взаимодействию между разными дисциплинами, направлениями, благодаря чему становятся востребованными специалистами, уникальными на предприятии».
Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.