Показать виджеты
Скрыть виджеты
21 декабря 2024 активны на платформе
51 453 -43
Преподавателя
641 827 -830
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Федеральный проект "Профессионалитет" и ФУМО — надежные союзники»: как СПО адаптируется под запросы работодателей?

Дата публикации
05 июня 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2241

29 мая в Юрайт.Академии состоялась дискуссия «Примерные образовательные программы профессионалитета: путеводитель для колледжей» в рамках онлайн-конференции «Форум СПО: партнерство колледжа и индустрии в цифровую эпоху»

На данный момент участниками программы «Профессионалитет» стали более миллиона студентов из 79 регионов России. Она привлекает их, прежде всего, перспективой превратиться в высококлассного специалиста за короткое время. Как педагогам СПО удается решить эту задачу? О специфике работы в рамках «Профессионалитета» рассказали наши приглашенные эксперты. 

 

«Профессионалитет» всему голова: насколько сильно проект влияет на обучение?

Программу «Профессионалитет» запустили в 2022 году по инициативе Министерства просвещения РФ. С тех пор она активно развивается. Уже сейчас в рамках проекта открыли 370 образовательных «Кластеров будущего», а к 2026 году их число достигнет 860. О задачах программы рассказывает заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов:

«Федеральный проект "Профессионалитет" и ФУМО — надежные союзники. Первый позволяет упорядочить работу второго, а также вносит определенную смысловую нагрузку. Проект является и административным рычагом, который помогает создавать и развивать ПОП. В рамках региона "Профессионалитет" синхронизирует подготовку студентов. Благодаря этому работодатель примерно понимает образовательную модель потенциальных сотрудников».

Работа над совершенствованием материальной базы учебного процесса становится приоритетной в рамках программы. Ведь студентам важно получить практические навыки, чтобы в будущем стать востребованными на рынке труда. «У участников проекта "Профессионалитет" финансирование направлено на улучшение материально-технического обеспечения, включено в инфраструктурный лист, согласованный с проектным офисом. И не важно, говорим мы о педагогике или машиностроении, — подчеркивает заместитель директора по организации образовательного процесса Свердловского областного педагогического колледжа Алена Сосновских. — У каждого своя специфика, но подход один — обновление под современные компетенции, которые должны формироваться у студентов под запрос работодателей».

Активное сотрудничество с индустриальными партнерами — еще одна важная особенность «Профессионалитета». Колледжам необходимо знать потребности компаний, чтобы дать обучающимся актуальные знания. Часто индустриальных партнеров привлекают к разработке учебных программ. Директор Севастопольского колледжа сервиса и торговли, председатель Совета руководителей ОО СПО, заслуженный работник образования города Севастополя Илона Смолякова приводит пример: «У нас положительный опыт взаимодействия с работодателями. <...> Недавно некоторые родители обратились к нам с вопросами по поводу организации учебной практики и материалов для нее. Тогда мы вместе с работодателями сели за стол переговоров и начали обсуждать наполнение содержания рабочих программ. Нам удалось подсчитать количество лабораторных занятий, сформулировать темы, составить перечень продуктов, благодаря которому можно понять, какие ожидаются затраты». 

Сфера образования не стоит на месте. Постоянно появляются новые технологии и методики обучения, поэтому участники «Профессионалитета» должны незамедлительно адаптировать рабочие программы под современные реалии. «Образовательная система меняется очень быстро, — подтверждает Алена Сосновских (СОПК). — Если вы не следите за нововведениями, то автоматически выпадаете из процесса. Если это случится с руководством, то мы не успеем обновить учебную программу, и выпускник в итоге потеряет свою конкурентоспособность».

Все необходимые сведения об изменениях в ПОП «Профессионалитета» находятся в открытом доступе. Алексей Кириллов (ПК «Энергия») подсказывает, где их стоит искать: «На сайтах самих ФУМО СПО, а также на информационном ресурсе ИРПО spo-lab.ru публикуются свежие версии документов, из которых мы можем узнать об изменениях в программах. За ними нужно внимательно следить методическим отделам». Оперативный обмен информацией внутри колледжа позволит преподавателям актуализировать учебный процесс и лучше подготовить студентов к практической деятельности.

 

Нет индустриального партнера — ищи, а нашел — береги: как взаимодействовать с работодателями?

«"Профессионалитет" — это новая образовательная технология, а не новый образовательный уровень. Такие программы "Профессионалитета" отличаются большей практико-ориентированностью, но все зависит от специфики образовательно-производственного или образовательного кластера», — отмечает Алексей Кириллов (ПК «Энергия»)

Каждый колледж заинтересован в надежных индустриальных партнерах. Сотрудничество с работодателями обеспечивает не только трудоустройство студентов, но и повышение квалификации преподавателей. Педагогов часто отправляют на стажировку в компании. Благодаря этому они могут передать обучающимся ценный практический опыт. «Организация стажировок — очень хорошая практика, — уверена Илона Смолякова (СКСТ). — Сейчас все активно ищут связи с индустриальными предприятиями, чтобы направить на реальные рабочие места преподавателей-теоретиков и мастеров производственного обучения. Это нужно для наполнения рабочих программ практико-ориентированным содержанием. Сейчас в отрасли много изменений в плане технологий. Без сотрудничества с работодателями не будет результата».

Помимо взаимодействия с индустриальными партнерами и организации стажировок, важно исследовать различные факторы влияния на актуальность учебных планов. Алена Сосновских (СОПК) называет основные из них:

«Каждый год при разработке образовательных программ для нового набора мы анализируем востребованность специалистов, активность потребителей услуг, уровень здоровья, механизмы обучения, оценочные процедуры в виде демонстрационного и квалифицированного экзаменов и другие факторы. Только после этого мы корректируем план обучения»

Подобный анализ также помогает сформулировать основные тезисы для обсуждения на общих собраниях с работодателями или обосновать собственную точку зрения в спорных вопросах. Переговоры с индустриальными партнерами имеют ряд особенностей, о которых подробно рассказывает Илона Смолякова (СКСТ): «На базе нашего колледжа создана рабочая группа по разработке федерального государственного образовательного стандарта по профессии "Продавец-контролер-кассир". В данной ситуации часто возникают разногласия с работодателями по нескольким причинам: 1) они далеки от методик преподавания; 2) у нас разный понятийный аппарат; 3) они хотят, чтобы у специалиста был полноценный комплекс умений и навыков, но не понимают, как он формируется. Для решения этих проблем мы начали организовывать встречи-ликбезы: мы рассказываем о технологии обучения, а работодатели — о современных направлениях в самой отрасли». Если колледжи и компании в конце концов смогут учесть специфику работы друг друга, обучение получится сделать максимально эффективным. 

Благодаря федеральному проекту «Профессионалитет» СПО развивается. Каждый день колледжи выпускают высококлассных специалистов, работа которых позволяет различным отраслям выйти на новый уровень.

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к XV Летней школе преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании», которая пройдет с 24 по 28 июня 2024 года