Показать виджеты
Скрыть виджеты
31 октября 2024 активны на платформе
53 004 -23
Преподавателя
641 374 +795
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Университет должен опережать запросы индустрии и рынка»: сотрудничество вузов и работодателей выходит на новый уровень

Дата публикации
16 июля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2404

27 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «База технологического суверенитета: сотрудничество вузов с работодателями в трудоустройстве, образовании и НИОКР» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

 

Многие абитуриенты при выборе университета руководствуются показателями по трудоустройству. Нет толку в знаниях, если их негде применять после выпуска. День карьеры уже перестал быть основным мероприятием, где студенты могут познакомиться с работодателями. Сейчас взаимодействие с индустриальными партнерами расширилось — появились новые форматы. Как реализуется сотрудничество вузов и работодателей, обсудили приглашенные эксперты. 

 

«Взаимодействие с малым и средним бизнесами — это перспективное направление»: в поисках пользы

 

Всероссийский научно-исследовательский институт труда (ВНИИ труда) зафиксировал в 2023 году самый низкий показатель среднегодового уровня безработицы с начала наблюдения (с 1992 года) — всего 3,2%. На это повлияло множество факторов, в том числе и содействие занятости выпускников со стороны университетов. «Какой бы мониторинг эффективности или рейтинг вузов вы ни взяли, везде найдутся показатели по трудоустройству. Поэтому мы усиленно работаем по этому направлению», — подтверждает проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, кандидат юридических наук Сергей Титов

 

Уже на этапе подачи документов многие студенты выбирают потенциального работодателя из числа партнеров вуза. Сотрудничество учреждений подразумевает не только организацию стажировок на базе предприятий, но и совместную работу над реальными проектами. Проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, доктор биологических наук, заведующий кафедрой зоологии и физиологии Андрей Зиновьев приводит пример:

 

«Взаимодействие с малым и средним бизнесами — это перспективное направление. Наш университет вкладывается в него, прежде всего, своими разработками в области интеллектуальной собственности, но с применением традиционных методов».

 

Партнерство вуза и работодателя также помогает актуализировать учебные планы, что в итоге позитивно сказывается на конкурентоспособности выпускников на рынке труда. «Компания должна влиять на образовательную программу, без этого вуз начнет отставать от жизни», — подчеркивает директор Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политехнического университета, кандидат технических наук Александр Фадеев

 

Взаимодействие с индустриальными партнерами в некоторых случаях вредит развитию университета. В погоне за «статусом» предприятия, вуз может потерять свои традиции. Руководитель профессионального трека IT Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета Владимир Смирнов выделяет два негативных сценария: «Университет должен опережать запросы индустрии и рынка. Сейчас же мы можем наблюдать две ситуации. Первая —  вузы уходят в сторону СПО. Тандем университета и партнеров выходит на первый план, и учебное заведение теряет свою университетскость, стараясь соответствовать компетентностному профилю конкретной компании. Вторая —  вузы пытаются смотреть шире, выходят за стандартные рамки, однако им не хватает реального опыта в новых процессах, и результаты работы становятся формалистикой»

 

Но без сотрудничества все равно не обойтись. Помощь предприятий часто требуется при реализации проектов, например, на этапе поиска специалистов. «Под каждый конкретный заказ работодателя приходится подбирать команду, — замечает Андрей Зиновьев (ТвГУ). — Желательно искать участников за пределами университета, чтобы проект в конце концов принес эффективные результаты. Здесь как раз и приходят на помощь малые инновационные предприятия».

 

Более того, когда в проекте участвуют различные компании, результативность того или иного продукта совместной деятельности повышается. Владимир Смирнов («Школа Икс» ДГТУ) отмечает, что в этом помогает здоровый дух соперничества: «Необходимо привлекать несколько разнонаправленных индустриальных партнеров на каждый этап проектирования. Иначе все будут подстраивать задачи под себя. Важно создать конкуренцию»

 

Эксперты Юрайта затрагивают и вопрос целевого обучения, в рамках которого студенты получают образование в соответствии с запросом заказчика-работодателя. Данный способ позволяет подготовить специалиста определенного профиля и решить кадровый вопрос в конкретной компании. «Система целевого обучения постоянно модернизируется, — акцентирует внимание коллег Сергей Титов (УлГПУ им. И. Н. Ульянова). — Появился новый нормативный документ, а это значит, что государство хочет совершенствовать инструмент. В этом году внесены изменения в Закон об образовании: материальное стимулирование студентов целевого обучения стало обязательным».

 

Во взаимодействии с работодателями вузу важно найти золотую середину. Сохранить свои традиции и привнести в образовательные программы практический опыт индустриальных партнеров — вот ключевая задача сотрудничества. 

 

«Делегации наших факультетов регулярно ездят на предприятия»: форматы взаимодействия вуза и компании

 

День карьеры один раз в год помогает студентам разных курсов найти стажировку или полноценную работу среди компаний-партнеров. Но подобное мероприятие не раскрывает все плюсы сотрудничества вуза и предприятий, поэтому на свет начали появляться новые форматы. «Навыки студента актуальны тогда, когда он взаимодействует с компанией, — уверен Александр Фадеев (ТПУ). — Это можно обеспечить несколькими способами: отдать студента на практику или воспроизвести в университете элементы компании. Например, разработать пространство по законам ИТ-организации и применять ее методологию. Тогда выпускники придут в бизнес не испуганными, а подготовленными. Самый важный способ связан с прикладными исследованиями, которые компания заказывает у вуза»

 

Чтобы обеспечить регулярную работу с индустриальными партнерами, университеты создают специальные подразделения. Такие структуры собирают базу вакансий, которой студенты могут воспользоваться в любое время. Сергей Титов (УлГПУ им. И. Н. Ульянова) делится своим опытом: «У нас есть специальное подразделение в подчинении проректора по учебно-методической работе — Центр организации практической подготовки и содействия трудоустройству выпускников (сокращенно — Центр карьеры). Также создан Совет работодателей университета, куда входят руководитель вуза, Министр просвещения и воспитания Ульяновской области, а также 24 начальника по управлению образованием различных районов. Два раза в год они рассматривают итоги работы, намечают совместные мероприятия по профориентации и трудоустройству, разрабатывают план деятельности».

 

Часто обучающихся с первых курсов привлекают к деятельности на реальных предприятиях. С одной стороны, это возможность получить ценные практические навыки, с другой — шанс себя зарекомендовать перед представителями индустрии. «Делегации наших факультетов регулярно ездят на предприятия, — рассказывает Андрей Зиновьев (ТвГУ). — Университет не только обеспечивает их разработками, но и принимает активное участие на первых стадиях производства, например, выращивает кристаллы. Студенты тоже посещают предприятия, где получают навыки, что часто приводит к трудоустройству». Уже во время учебы в вузе самые активные студенты могут стать полноценными сотрудниками. Впоследствии их самих можно будет приглашать на мероприятия, связанные с поиском работы, для демонстрации положительного примера.

 

Внедрение логотипа компании в инфраструктуру университета — еще одни пример эффективного взаимодействия. Если студент каждый день видит символику работодателя, его лояльность и доверие повышаются. По словам Александра Фадеева (ТПУ), важно также интегрировать в образовательный процесс практику организации:

 

«Индустриальные партнеры активно включаются в университетские мероприятия. Например, при проведении олимпиады они обеспечивают призовой фонд и берут на себя организацию кофе-брейков. Часто партнеры ремонтируют и брендируют учебные лаборатории. Еще мы активно включаем в образовательный процесс практику компании. Сейчас вот разрабатываем вместе с отечественным производителем операционных систем совместный курс».

 

Результативность описанного выше способа взаимодействия доказывает и опыт Владимира Смирнова («Школа Икс» ДГТУ): «У нас образовательный процесс построен таким образом, что наши партнеры все время включены в него. Каждые два месяца проходят открытые защиты; партнеры часто становятся "сопроектировщиками" нашего пространства. Недавно, например, совместно с компаниями разработали новые критерии оценивания ВКР».

 

Разработка эффективных форматов сотрудничества продолжается. Вузы и работодатели ведут переговоры и планируют запуск новых проектов. «В этом году мы с компаниями планируем запустить Совет индустриальных партнеров, чтобы выкинуть из образовательных программ все ненужное и реализовать новое. Если вуз отстает в каких-то технологиях, работодатели должны пресекать это», — напоминает Александр Фадеев (ТПУ). Индустриальные партнеры становятся своеобразным спусковым крючком для изменений в вузе. Участие в образовательном процессе играет на руку и предприятиям, ведь они по итогу получают специалистов с актуальными навыками. 

 

В последнее время представители индустрии все чаще стали брать на себя некоторые задачи вуза, например, начали самостоятельно заниматься повышением квалификации педагогов. Владимир Смирнов («Школа Икс» ДГТУ) объясняет это недоверием предприятий к университетам: «Сейчас мы работаем с Фондом развития ИТ-образования. Компании приняли тот факт, что нужно менять свой статус с заказчика на партнера: не просто забирать кадры, а восстанавливать образовательную среду. Компании берут наших преподавателей на оплачиваемые стажировки, чтобы педагоги могли передать актуальные знания студентам. В последние десятилетия университеты утрачивали доверие компаний. Наша задача — его вернуть». Но восстановить рабочие отношения можно только совместными усилиями. Университетам и работодателям необходимо делать шаги навстречу друг другу, ведь борются они за одно и то же — за квалифицированные кадры. 

 

Можно ошибочно подумать, что тема трудоустройства лишь косвенно относится к деятельности педагогов. Но ведь именно к ним студенты обращаются за советами по поводу первой работы. Преподавателям важно быть в курсе дела, чтобы действительно помочь своим выпускникам.