Показать виджеты
Скрыть виджеты
31 октября 2024 активны на платформе
53 004 -23
Преподавателя
641 374 +795
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Университет является соавтором всех стратегий, которые запускаются в регионе»: за кем окончательное решение?

Дата публикации
23 июля 2024
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
3217

26 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Запрос на развитие: коммуникации между вузом и регионом в программах и реальных проектах» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании». 

 

Образовательные организации высшего образование (ВО)  — основа региона, поскольку именно они каждый год выпускают квалифицированных специалистов, которые будут развивать экономическую и социальную сферы. Педагоги играют ключевую роль в обучении молодого поколения, однако видимого успеха в этом можно добиться только совместно с руководителями местных структур. Эксперты Юрайта разобрались, как грамотно выстраивать коммуникацию между вузом и регионом. 

 

«Преподаватели, занимающиеся подготовкой специалистов для бизнеса, обязаны быть в курсе взаимодействия вуза и региона»: как определить успех совместной работы?

 

Роль вуза в общественной жизни все время расширяется. «Кроме стандартных задач университета (образовательной и научно-исследовательской), есть еще одна, которая особенно распространена в международной практике, — трасфер знаний, технологий и инноваций, — замечает директор Самарского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат педагогических наук, доцент Виктория Прудникова. — В этом плане вуз влияет на разные аспекты региональной жизни: на демографический рост и структуру населения, на рынок жилья, транспорт, культуру, имидж и даже в некотором смысле на политику». Как говорят, одна голова хорошо, а две — лучше, поэтому разработкой стратегии по совершенствованию области следует заниматься нескольким организациям из разных сфер деятельности. 

 

Исполняющий обязанности проректора по научной работе и инновациям Арктического государственного агротехнологического университета, кандидат ветеринарных наук Константин Нифонтов считает, что педагогам важно следить за этим процессом:

 

«Преподаватели, занимающиеся подготовкой специалистов для бизнеса, обязаны быть в курсе взаимодействия вуза и региона. Для этого у нас проводятся стратегические сессии и панельные дискуссии совместно с сотрудниками университета и приглашенными коллегами из учреждений республики. На них решаются стратегические и тактические задачи развития вуза».

 

Научные исследования тоже оказывают большое влияние на область. Полученные результаты используют для улучшения, например, экономических показателей. «Научно-исследовательские работы, которые реализуются в Ульяновском государственном педагогическом университете в рамках государственного задания, ориентированы на практическую значимость для региона, — подчеркивает ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, кандидат технических наук, доцент Игорь Петрищев. — В рамках научно-исследовательской работы пишутся не только диссертации аспирантов, но и ВКР бакалавров и магистрантов. Для качественного научного руководства преподаватель должен быть задействован в коммуникациях, ему также нужно следить за нововведениями в сфере образования и постоянно повышать свою квалификацию»

 

Как университету оценить, насколько успешно взаимодействие с региональными структурами? Какие мероприятия проводить для достижения больших результатов? На эти вопросы отвечает проректор по образовательной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат физико-математических наук Юрий Данейкин: «Первый критерий эффективности взаимодействия вуза и региона — присутствие университета в стратегических документах развития, где прописаны механизмы поддержки. Например, у нас любое предприятие, которые вкладывается в инфраструктуру вуза, освобождается от налогообложения в объеме сделанных инвестиций. Второй критерий — финансирование университетских проектов со стороны региона». Материальная поддержка помогает вузу развить свою технологическую базу, что в свою очередь повышает качество реализации совместных проектов.

 

Виктория Прудникова (Самарский филиал РАНХиГС) называет еще несколько критериев, по которым можно определить успешность сотрудничества: «Некоторые показатели являются очень важными при оценке взаимодействия вуза и региона, например, доля действующего персонала, обратившегося в университет за повышением квалификации, инноватика, которую внедрили в экономику, доля студентов, выполнивших дипломную работу как стартап и, конечно, насыщенность образовательного процесса специалистами с навыками работы на реальном производстве»

 

Одна из основных задач, стоящих перед вузом и региональным учреждением, заключается в том, чтобы превратить студентов в первоклассных специалистов и убедить их остаться на малой родине. Для начала их нужно привлечь к обучению и показать карьерные перспективы. В регионах практикуются разные способы популяризации образовательных программ. Своим опытом делится Юрий Данейкин (НовГУ): «Начиная с прошлого года, мы назначаем абитуриентам, поступившим по целевой квоте, специальные стипендии (примерно по 20-30 тысяч в месяц). Скорее всего, именно они через 4-5 лет станут теми специалистами, которые будут развивать региональную систему образования». Уже на этапе обучения важно задать курс на совершенствование области. Возможно, именно учебные проекты сделают первый шаг к решению стратегических задач. 

 

Мотивация обучающихся может выражаться не только в материальном эквиваленте. «В течение уже четырех лет наши обучающиеся-госслужащие получают образовательные сертификаты, — рассказывает Виктория Прудникова (Самарский филиал РАНХиГС). — Благодаря этому абитуриенты могут выбирать не только программу, но и учебную организацию. В Самарской области ежегодно участвуют, как правило, 5-6 вузов, что позволяет создать добросовестную конкуренцию».

 

Взаимодействие университета и региона может проходить в разных форматах: обсуждение и реализация совместных проектов, проведение научных исследований, создание кадрового резерва. Главное — четко определить цели и задачи, а также выделить основные показатели, по которым можно будет судить об эффективности сотрудничества.

 

«Одно из важных направлений развития для многих регионов — создание комплекса непрерывного образования»: какие проекты активно разрабатываются?

 

«Университет является соавтором всех стратегий, которые запускаются в регионе, — замечает Юрий Данейкин (НовГУ). — Например, сейчас один из векторов развития — это продвижение концепции Город-университет».

 

В областях России создается большое количество проектов. Многие из них направлены на объединение учебных заведений в единый центр. Об этом говорит Игорь Петрищев (УлГПУ им. И.Н. Ульянова):

 

«Одно из важных направлений развития для многих регионов — создание комплекса непрерывного образования, в который вместе со школами, СПО и университетами входят Институты повышения квалификации, а также предприятия, куда трудоустраиваются выпускники. Ульяновский государственный педагогический университет имеет успешный опыт реализации данного направления. В настоящее время комплекс непрерывного педагогического образования нашего вуза включает детский сад "У-Знайки", дополнительное образование — детская профильная школа "УМКА" и малые детские академии, а также лицей УлГПУ, распределенный лицей с психолого-педагогическими классами, колледж с двумя направлениями подготовки "Юриспруденция" и "Дошкольное образование", высшее образование и факультет образовательных технологий и непрерывного образования».

 

Чтобы каждый участник сетевого взаимодействия успешно развивался, нужен четкий план. Он должен учитывать специфику деятельности учебного заведения. «У вуза стоит задача — совместно с региональными институтами разработать Программу развития университета с учетом KPI от нашего учредителя Минсельхоза России», — рассказывает Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ).

 

Основной упор делается на разработку образовательных программ. Региону требуются уникальные специалисты с междисциплинарными знаниями. «Наш университет создал Высшую школу управления при Правительстве Новгородской области, — делится с коллегами Юрий Данейкин (НовГУ). — Были разработаны 22 образовательные программы по повышению квалификации и одна программа профессиональной переподготовки. Задача проекта — привлечь экспертов из различных областей и сформировать у сотрудников администрации города и районов области необходимые компетенции для развития региона и страны в целом». Качественные изменения — за успешными кадрами. 

 

Сейчас появилось много новых дисциплин. Чтобы сформировать у молодого поколения актуальные навыки, необходимо сначала обучить ключевые фигуры образовательного процесса. Этот факт доказывает опыт заместителя директора Смоленского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидата экономических наук, доцента Елены Лавровой: «Мы повышаем квалификацию педагогов по программе "Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся". Это бесплатный социально направленный проект. За два года мы обучили 2000 учителей, фактически весь регион». Чем больше педагогов расширят свой компетентосный профиль, тем качественней пройдет подготовка учеников. 

 

В регионах также ведется работа по созданию площадок для закрепления практических навыков, например, лабораторий. С этой же целью развивается сотрудничество с индустриальными партнерами и научными центрами. «На сегодня идет подготовка заявки по созданию межвузовского кампуса на территории города Якутска, где должны создаваться новые образовательные программы, лаборатории и научно-производственные площадки для совместного использования вузами кампуса, — подтверждает Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ). — Также мы плотно работаем с Научно-образовательным центром "Север: территория устойчивого развития", в рамках которого готовятся технологические проекты для внедрения в реальный сектор экономики».

 

Елена Лаврова (Смоленский филиал РАНХиГС) приводит пример учебной площадки в своем вузе: «Также у нас действует Творческая лаборатория Школы культурного форума регионов России. Наши студенты выезжают в муниципалитеты, участвуют в стратегических сессиях, разрабатывают социально ориентированные проекты».

 

Для молодых людей в регионах открыто множество возможностей. Часто проводятся специальные мероприятия, где студенты могут пройти дополнительное обучение, познакомиться с работодателями и попробовать свои силы на реальном предприятии. «Мы активно поддерживаем развитие молодежной политики в регионе, и нам необходимо транслировать традиционные ценности школьникам и студентам через наших выпускников и обучающихся, — говорит Игорь Петрищев (УлГПУ им. И.Н. Ульянова). — В этом плане у нас плотное взаимодействие с Министерством молодежного развития и общественными молодежными организациями. В 2023 году в Ульяновской области благодаря программе "Регион для молодых" открылся многофункциональный молодежный центр "Дом Молодых", с которым вуз активно сотрудничает в проведении мероприятий и реализации проектов. Например, в прошлом году партнерские отношения позволили провести Молодежную медиашколу "Событие", участниками которой стали 100 школьников и студентов колледжей Ульяновска».

 

Сотрудничество с индустриальными партнерами играет ключевую роль в подготовке студентов. Проходя практику на реальных рабочих местах, ученики не только отрабатывают навыки, указанные в образовательной программе, но и проверяют, насколько комфортно им находиться в профессии. «Все наши студенты проходят ознакомительную практику в МФЦ при поддержке Министерства цифрового развития Смоленской области. Одна из задач, в том числе, чтобы обучающиеся поняли, подходит ли им выбранная специальность или нет», — обращает внимание коллег Елена Лаврова (Смоленский филиал РАНХиГС)

 

Деятельность университетов оказывает влияние на весь регион. Чтобы оно было положительным, нужно выстраивать стратегию по совершенствованию совместными усилиями. При этом важно внимательно следить за динамикой изменений основных показателей эффективности.