25 и 26 сентября в «Юрайт.Академии» прошла онлайн-конференция «Искусственный интеллект и трансформация преподавания», в рамках которой приглашенные эксперты обсудили влияние цифровизации на образовательный процесс.
Слушатели также смогли лично задать интересующие вопросы спикерам в онлайн-комнатах. Так, своим опытом на тему публикационной активности преподавателей поделился проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, доктор биологических наук Андрей Зиновьев:
Как вуз влияет на публикационную активность?
Вуз может иметь собственные научные журналы. Например, в Тверском государственном университете есть научный журнал – «Вестник Тверского государственного университета», большинство серий которого включено в список ВАК. Я редактирую серию «Биология и экология». Данные из серий оперативно размещаются в системе РИНЦ (eLibrary). На платформе вуза также можно найти статьи из указанного журнала в электронном виде. Кроме того, в вузе есть ряд других журналов, в частности, один из них - «Физико-химические аспекты изучения кластеров, наноструктур и наноматериалов» - включен в базу данных Scopus.
Чем вуз может помочь преподавателям в обучении академическому письму, авторскому праву и рецензированию?
Существуют разные способы: от специализированных курсов до индивидуальных консультаций. В Тверском государственном университете такие возможны в курируемом мной подразделении, имеющем отдел интеллектуальной собственности. Коллеги из «Издательства ТвГУ» также всегда к услугам преподавателей, решивших опубликовать свои работы.
Какую помощь преподавателям может оказать вуз в подборе издательства или научного журнала для публикации?
Мы помогаем педагогам подбирать издательства и литературу по теме. Преподаватели-исследователи, конечно, предпочитают искать материалы самостоятельно. Например, я часто пользуюсь нейросетями, которые все больше и больше совершенствуются. А раньше, когда не было компьютеров, использовали, например, «Реферативный журнал» (ВИНИТИ). Специалисты переводили присланные им иностранные статьи, делали небольшие рефераты и помещали их туда. Сейчас все гораздо проще, быстрее и не в пример, полнее.
На что вы ориентируетесь при оценке качества публикационной активности?
Мы ориентируемся на показатели в системе eLIBRARY.RU. Там очень неплохо представлена статистика, причем в подписной версии великолепная инфографика, позволяющая на экране оценить публикационную активность и рейтинг избранного сотрудника.
Мы приучаем сотрудников следить за своими профилями в РИНЦ. Это совершенно необходимо для корректного отображения их публикационной активности. При необходимости, оперативно размещаем запросы в системе на добавление публикаций. Приятно для ряда преподавателей вуза видеть процентиль, приближающийся к единице – показатель уникальности их исследований.
Нужно ли учитывать публикационную активность в эффективном контракте и при конкурсе на должность?
Несомненно. В Тверском государственном университете есть эффективный контракт, в котором прописаны публикации. По степени их важности начисляются выплаты.
Считаете ли вы необходимым публикационную активность в магистратуре?
Публикации магистрам необходимы. Как-никак, они защищают целую диссертацию, хотя и магистерскую. Но важно соблюдать условие: магистрант должен публиковаться вместе со своим научным руководителем. Это – гарантия качества публикации.
Устанавливаются ли в вузе конкретные показатели публикационной активности преподавателя?
Да, все прописано в эффективном контракте: определяется вес публикации, оценивается ее качество.
Вы отдаете приоритет научным или учебно-методическим публикациям?
В эффективном контракте преобладают научные публикации. Отдаю им предпочтение. Научно-методические публикации тоже учитываются, но при получении звания особое внимание обращают на научные, смотрят на индекс Хирша. Показатели научной деятельности складываются из качества научных публикаций.
В «Юрайт.Академии» мы еще не раз затронем тему публикационной активности. Приходите на нашу Зимнюю школу преподавателя — 2025!