Показать виджеты
Скрыть виджеты
21 декабря 2024 активны на платформе
51 453 -43
Преподавателя
641 827 -830
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Мы рассматриваем все изменения с точки зрения трудоустройства»: как цифровая эпоха отражается на колледжах?

Дата публикации
21 октября 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
616

26 сентября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Ответы колледжей на вызовы цифровой экономики» в рамках онлайн-конференции «Искусственный интеллект и трансформация преподавания».

 

Федеральный проект «Профессионалитет» призван быстро и качественно обучить молодежь наиболее востребованным профессиям. Компетентностный профиль специалистов с каждым годом расширяется, и для обучения требуется более продвинутая материально-техническая база. Колледжам уже недостаточно иметь оборудование для практических занятий — необходимо внедрение искусственного интеллекта и других умных устройств. 

 

Приглашенные эксперты Юрайт.Академии обсудили, как сейчас развивается техническая база колледжей и какие проблемы в связи с этим возникли.

 

«Сейчас уже нет ФУМО, которое не является цифровым»

 

Сейчас обучение цифровым навыкам — не привилегия, а обязанность, причем и для студентов, и для преподавателей. Новые технологии не обойти стороной, ведь они охватили все сферы человеческой деятельности. Директор Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова, почетный работник сферы образования РФ Андрей Козлов приводит свою классификацию важных навыков:

 

«Можно систематизировать цифровые компетенции на несколько пунктов: 1) умение работать с компьютерами; 2) владение информационными технологиями; 3) коммуникативные навыки; 4) грамотность в области медиатехнологий; 5) умение отслеживать инновации и их функционал».

 

Однако иметь теоретические знания — слишком мало для профессиональной деятельности в эпоху нейросетей, особенно для педагога. Их необходимо закреплять на практике. «Важно не только повышать компьютерные компетенции преподавателей, но и отправлять их на стажировки в компании, где используются эти компетенции, — подчеркивает директор Колледжа водных ресурсов, председатель ФУМО СПО УГПС 08.00.00 «Техника и технологии строительства» Валерий Андреев. — Это в свою очередь влияет на формирование навыков наших обучающихся». Педагог — пример для молодежи: нужно начать с себя, а потом уже мотивировать обучающихся профессионально совершенствоваться.

 

Трансформация коснулась даже Федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). Об этом говорит исполняющий обязанности заместителя директора по качеству образования Московского государственного образовательного комплекса, главный специалист Управления Федерального Проекта «Профессионалитет» Института развития профессионального образования, заместитель председателя ФУМО СПО по УГПС 15.00.00 Машиностроение, член ФУМО СПО по УГПС 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, ответственный секретарь Отраслевой ассоциации «Машиностроение» Федерального проекта «Профессионалитет» Алексей Кириллов: «Сейчас уже нет ФУМО, которое не является цифровым. Это в определенной степени стирает различия между нашими объединениями». 

 

Цифровизация открыла перед учебными заведениями новые возможности: информация об организации хранится в едином пространстве и чаще всего надежда защищена, преподаватели могут делегировать умным устройствам часть рабочих задач, а студенты с помощью виртуальной реальности способны обучаться эффективнее. Но возникают сложности другого порядка. «Не все разработчики российского программного обеспечения идут нам на уступки по лицензированию. Это отдельная проблема», — обращает внимание заместитель директора по ИТ Колледжа предпринимательства и отраслевых технологий Александр Коняев.

 

Алексей Кириллов (МГОК) выделяет еще несколько сложных вопросов: «Не могу сказать, что есть трудности с обеспеченностью компьютерами, возникают другие проблемы. Первая связана с импортозамещением. Преподаватель может заявить нужные программы, но все равно придется выбирать из того, что можно использовать. Вторая затрагивает инфраструктурные листы: без них шаг вправо, шаг влево невозможны». 

 

Современный статус международных отношений оставляет отпечаток на технологических возможностях обучения, но российский рынок продуктов расширяется, предлагая все больше аналогов. Александр Коняев (КПОТ) рассказывает, как в колледже работают над обеспеченностью дисциплин технологиями: «Наши преподаватели ежегодно оставляют заявки, какого оборудования им не хватает. Затем предлагаются те продукты, которые педагоги считают наиболее подходящими». 

 

Только благодаря слаженной работе руководства и преподавателей колледжей получится извлечь из цифровой трансформации максимальную пользу и нивелировать влияние негативных факторов.

 

«Теперь у нас есть возможность создавать 3D-карты в режиме реального времени»

 

Специалисты почти каждой отрасли плотно работают с новейшими технологиями. Чтобы студенты вырабатывали актуальные навыки, колледжи работают над разработкой цифровых пространств. Александр Коняев (КПОТ) делится опытом:

 

«Мы создали лабораторию систем контроля доступа, для студентов самостоятельно разработали стенд, обеспечивающий программирование карт доступа, сделали кабинет с виртуализацией, настроили сеть взаимодействия между различными операционными системами, поставили учебную стойку сетевого оборудования».

 

Многие колледжи не только обеспечивают условия для профессионального развития студентов, но и готовят техническую документацию для реализации реальных проектов. «Мы разрабатываем стандарты по использованию 3D-принтеров для строительства жилых домов, стандарты по внедрению технологий "Умного дома". Сегодня никакое направление не обходится без цифровых технологий», — рассказывает Валерий Андреев (Колледж водных ресурсов). Действительно, виртуальная реальность стала частью профессиональной жизни.

 

Внедрение технологий в базу колледжа необходимо, прежде всего, для практики студентов. Свободный доступ к специализированным программам стал важным принципом в рамках учебной деятельности. Александр Коняев (КПОТ) приводит пример, с какой технологией работают обучающиеся колледжа: «У нас используется специальное программное обеспечение, система администрирования гостиниц, которая позволяет бронировать и распределять номера. Студенты работают с ней на практике».

 

Андрей Козлов (УГК им. И.И. Ползунова) своим опытом подтверждает, что новые технологии прочно вошли в каждую профессию: «Можно подумать, что в горной отрасли не может быть цифровизации. На самом деле маркшейдерам упрощают работу специализированные программные продукты. В 2024 году мы стали участниками федерального проекта "Профессионалитет", создали горно-металлургический кластер и приобрели оборудование нового уровня. Теперь у нас есть возможность создавать 3D-карты в режиме реального времени, модели местностей с применением лазерных цифровых технологий». Все это помогает студентам вырабатывать актуальные навыки, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность и положительно влияет на имидж колледжа.

 

Многие учебные заведения испытывают трудности с финансированием материально-технической базы учебного процесса. Поэтому в регионах все еще существуют организации, далекие от цифровизации. Но, оказывается, это проблема вполне решаема. Алексей Кириллов (МГОК) отмечает: «Важно, чтобы инициаторами изменений были региональные УМО, колледжи или образовательные сообщества. Как правило, они рассказывают, что у них "болит" на больших собраниях, которые проходят редко. Хочется активизации конкретных запросов, потому что регионы отличаются друг от друга».

 

«Если мы будем заранее знать о нововведениях, то сможем быть в тренде»

 

Влияние цифровой трансформации на сферу образования оценивают по-разному: одни видят в ней больше проблем, чем пользы, другие — наоборот. Алексей Кириллов (МГОК) объясняет, что поможет составить мнение по этой теме:

 

«Мы рассматриваем все изменения с точки зрения трудоустройства: насколько наши специалисты востребованы?».

 

Но какую бы сторону в итоге мы ни заняли, все равно останется необходимость приспосабливаться к цифровому миру. «Одна из целей на ближайший год — подготовка высококвалифицированных специалистов, которые могут легко адаптироваться к изменяющимся условиям цифровой экономики в рамках импортозамещения и санкционного давления», — отмечает Андрей Козлов (УГК им. И.И. Ползунова). Колледжи должны заботиться о будущем своих студентов и модернизировать образовательный процесс так, чтобы на выпуске обучающиеся держали в руках актуальный багаж знаний и навыков на все случаи жизни.

 

Валерий Андреев (Колледж водных ресурсов) делится с коллегами, как будет развиваться ФУМО дальше: «В ближайших планах работы Федерального учебно-методического объединения — максимально углубить взаимоотношения с работодателями для актуального информирования системы образования по тенденциям развития технологий в сфере деятельности. Чтобы иметь возможность своевременно внести изменения в образовательный стандарт или разработать новый. Если мы будем заранее знать о нововведениях, то сможем быть в тренде». Успешно трансформировать учебный процесс можно только при активном сотрудничестве с работодателями. Подобное взаимодействия также поможет решить вопрос о трудоустройстве выпускников. 

 

Качественные изменения в сторону цифровизации требуют активной позиции колледжей. Алексей Кириллов (МГОК) отмечает, что инициаторами модернизации должны быть в первую очередь учебные заведения и региональные УМО. Зная конкретные запросы той или иной организации, можно принять четкие и верные цифровые решения.  


Как заставить умные устройства работать на обучение? Разберемся в этом вопросе на XVI Зимней школе преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные», которая пройдет с 27 по 31 января 2025 года. Регистрация уже открыта — ждем вас!